Пр.31:10-12 «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей»
Книга притчей начинается с предостережения сына от того, чтобы он не связался с плохой компанией (Пр.1:10-19), а заканчивается гимном добродетельной жене. И это, наверное, не случайно. Эти два вопроса, пожалуй, самые важные и болезненные из тех, с которыми приходится сталкиваться родителям. Когда ребенок подрастает, самая большая головная боль для отца и матери - как бы оградить его от влияния плохих парней. Когда сын взрослеет, у родителей на первый план выходит другая проблема - как бы сделать так, чтобы он удачно женился, чтобы был счастлив сам, и были счастливы они. Поэтому финал Книги притчей можно признать вполне закономерным.
Кто-то подсчитал, что в отрывке Пр.31:10-31 содержится 31 характеристика добродетельной жены (
https://www.cai.org/ru/dobrodetelnaya-zhena). Не знаю, я не стал проверять и подсчитывать, а решил ограничиться первыми тремя стихами этого отрывка. Мне кажется, что именно в этих стихах заключены самые важные, универсальные «для все времен и народов» качества хорошей жены. Там дальше, если мы будем читать, то увидим, что добродетельная жена «протягивает руки свои к прялке», «делает себе ковры», «делает покрывала и продает» и т.д. Все это, наверное, хорошо и важно, но, в принципе, в наше время можно обойтись и без всего этого. Но вот то, что сказано в начале этого текста, действительно важно и сегодня. Здесь упоминаются две характеристики жены, без которых трудно себе представить не то что счастливый, а просто нормальный брак.
Первая характеристика - «уверено в ней сердце мужа ее». Другими словами, эта женщина своим поведением вызывает доверие, она заслуживает доверия своего мужа. Это жена, которая ведет себя так, что мужу не придет в голову нанимать детектива, чтобы проследить, где, когда и с кем она встречается, не потребуется изучать ее профили и статусы в социальных сетях и т.п. Я уверен, что каждый мужчина подтвердит: быть уверенным в своей жене на 100% - это самое важное для него. Что она никогда не предаст, не подведет. Это - наш тыл, а тыл должен быть надежно защищен. Самое больное, что может быть в жизни - это удар в спину, удар от человека, от которого ты этого меньше всего ожидал.
Вторая характеристика - «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Заметьте - «во все дни жизни своей», а не только тогда, когда все складывается хорошо, и настроение хорошее. Даже когда муж не прав, или возник какой-то кризис в семейных отношениях, ей не придет в голову причинять зло своему мужу. Если же жена способна на зло, если она причинила зло своему мужу, то в браке возникает трещина, которую очень сложно заклеить.
Итак, повторюсь, что эти два момента являются важными условиями удачного брака. Но основное внимание мы сегодня сосредоточим на 10-м стихе: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов». Этот короткий стих мы, как правило, проскакиваем, стараясь перейти к дальнейшему описанию, но этот стих порождает множество разных и полезных мыслей.
Первый момент, который вытекает из вопроса «Кто найдет добродетельную жену?»: находит тот, кто ищет. Добродетельная жена - это не «бонус», который падает с небес в наши объятия. Человек может сказать: я все отдаю в руки Бога, пусть он приведет ко мне мою избранницу. И он может ждать очень долго. Он может провести всю свою жизнь в бесплодном ожидании. Добродетельную жену надо искать. Но тогда возникает другой вопрос: «где искать и как искать»?
Есть такое поверье, что каждый мужчина на земле может быть счастлив только с одной-единственной женщиной, своей половинкой. И вот, многие думают: «Пока я не найду свою половинку, я не буду счастлив». Насколько это правильно и реально?
Давайте для начала рассмотрим такую арифметику. Сегодня в мире проживает около 8 миллиардов людей. По последним данным, из них - мужчин чуть больше 4 млрд., женщин - 3,99 млрд. Предположим, чтобы упростить наши расчёты, что 2,9 млрд. женщин на земле уже замужем или еще носят памперсы. Получается, что потенциально женой неженатого парня или мужчины может стать около миллиарда претенденток. Конечно, с учетом возрастного ценза и расовых предпочтений эта цифра может быть существенно снижена, но все равно, в таких условиях искать себе «ту самую, единственную» - даже сложнее, чем иголку в стоге сена. «Стоги» в нашем случае могут быть расположены на разных континентах.
Кто-то может возразить в том смысле, что если Бог создал для меня половинку, то Он обязательно меня к ней приведет. И даже место из той же Книги притчей вспомнит:
Пр.19:14 «Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа»
Но мы можем вспомнить то, что было сказано в этой книге немного выше:
Пр.16:11 «Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме»
Означает ли это, что Господь дает нам верные весы - и говорит: «вот вам верные весы, пользуйтесь на здоровье»? Нет, речь идет о том, что если человек торгует честно, не подкручивает весов, не обманывает покупателей, то он поступает так, как угодно Господу. Тут больше говорится о состоянии сердца продавца, чем о состоянии весов. Подобным образом и слова «разумная жена - от Господа» не говорят о том, что Бог привел к мужчине эту жену. Это значит, что эта жена - по сердцу Божьему. Конечно, Бог может помочь в поиске, но нельзя всю ответственность за свой брак перекладывать на Бога.
Еще одно место мы можем вспомнить в связи с этой темой.
1Кор.7:39 «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе»
Вспомним, что эти слова были сказаны Павлом в условиях патриархального общества. И если женщина тогда была свободна выйти «за кого хочет», то мужчина - тем более. Есть только одно условие - «только в Господе». Об этом мы еще поговорим.
Можно еще один довод привести против идеи одной-единственной половинки. Помните, как к Иисусу подошли саддукеи и рассказали ему историю о том, как в одной семье было семь братьев, и они умирали бездетными один за одним, а женой им становилась по очереди одна и та же женщина? Саддукеи, наверное, тоже были сторонниками идеи одной-единственной половинки. И они спросили Иисуса: чьей же женой будет она в вечности, если в этой жизни она была женой всех семерых? Мы помним, что им ответил Иисус, но возникает другой вопрос: если Бог предназначил для каждого мужчины только одну «половинку», то почему Он допустил, чтобы в Его народе возник такой обычай, чтобы младший брат женился на жене своего умершего старшего брата? Чьей половинкой в этом случае она является - первого мужа или второго?
Надеюсь, никто не обвинит меня в том, что я учу многоженству или тому, чтобы христиане разводились и женились снова. Речь идет о том, что каждый из неженатых мужчин и незамужних женщин имеет свободу выбора. Господь дает стандарты семейной жизни, требования, которые он предъявляет к браку, к мужу и жене, но не навязывает каждому из нас какого-то конкретного человека. Мы свободны выбирать спутника жизни - соответственно своим вкусам, своим предпочтениям, своему характеру - но с учетом Божьих установлений. Слова «кто найдет добродетельную жену» говорят нам о том, что такая жена - это результат поиска, результат выбора. Потенциально каждый христианин может быть счастлив не с одной, а с разными женщинами, а каждая христианка - не с одним, а с несколькими мужчинами. Но это - потенциально, т.е. до того, как они сделали свой выбор. А когда выбор сделан - начинается созидание христианского брака без оглядки на чужих мужей или жен или неженатых-незамужних парней и девушек. И вот тогда муж и жена действительно становятся половинками, они проходят через различные испытания, притираются и становятся единым целым.
Чтобы развить тему выбора спутника жизни, давайте вспомним случай, как Авраам выбирал жену своему сыну Исааку.
Быт.24:1-8 «Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.
2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое
3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
4 но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.
5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?
6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;
7 Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему дам сию землю", - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда;
8 если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда»
Вообще вся эта история довольно странная и необычная. Почему так поздно встал вопрос о женитьбе Исаака? Мы видим, что в предыдущей главе Авраам похоронил свою жену, в первом стихе сказано, что он сам уже состарился. Почему желание женить сына не возникло у Авраама и Сарры раньше? Но это так, мысли вслух. Нас же интересует в этом отрывке то, какие требования Авраам предъявляет своему слуге Елиезеру, кого он должен привести своему сыну в жены. И главное требование - чтобы она не была из язычниц, чтобы она была из семьи, которая поклоняется истинному Богу. Это то, о чем говорит и Павел, когда пишет о повторном браке вдовы: «свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».
Мы не будем сейчас углубляться в историю того, как Елиезер искал невесту Исааку. Для нас важен сам принцип. Если человек стоит на правильных духовных позициях, то и Господь на его стороне, Он направляет, помогает в поисках. Но все равно у человека есть свобода. Помните, как Елиезер спрашивал Авраама: «если не захочет женщина идти со мною в эту землю»? Авраам ответил: «если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда». Т.е. женщина тоже имеет свое мнение, она свободна принять предложение или отказать.
Я сейчас открою братьям (особенно неженатым) страшную тайну. Вы знаете, наши незамужние сестры, девушки, женщины тоже ищут. Для того, кто вырос на народных сказках, это может звучать шокирующе. Помните, как в сказках часто описывают ситуацию, когда за руку принцессы сражаются претенденты, а она сидит и ждет - «кто победит, тому и достанусь». Очень странная ситуация, которая полностью соответствует патриархальному мышлению прошлого. В реальности оказывается, что «принцессы» тоже ищут. Они тоже о чем-то мечтают. И это, на самом деле, отрезвляющий момент для каждого мужа. Каждый из нас должен время от времени задавать себе вопрос: «действительно ли я тот, о ком мечтала моя жена»? Не стоит, правда, задавать себе этот вопрос слишком часто, антидепрессанты нынче стоят недешево, но время от времени (хотя бы и перед 8-м марта) такой вопрос задавать нужно.
«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов». Ищут, на самом деле, все. Ищут мужчины, ищут женщины. Но очень часто не того и не там ищут.
Езд.9:12 «Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их во веки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать ее в наследие сыновьям вашим на веки»
Очень часто люди при выборе спутника жизни руководствуются меркантильными интересами, главное их желание - получше устроиться в этой жизни. Иногда и христиане так думают: «ну и что, что неверующий? Зато будет мое чадо жить, как сыр в масле». Это очень опасное заблуждение. Авраам говорит четко: «только сына моего не возвращай туда». Если мы - дети Царства Божьего, то не стоит и заглядываться за ограду этого Царства. Во избежание серьезных проблем.
Обратим внимание и на вторую часть стиха. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов». Это тоже важные слова, о которых стоит порассуждать. Во-первых, эти слова говорят, что добродетельную жену не купишь ни за какие деньги. Ее «стоимость» действительно превышает любую сумму, какую мы могли бы предложить. Во-вторых, кто способен так высоко оценить добродетельную жену? Только тот, кто сам добродетелен, для кого добродетель - ценность. Цена ее - выше жемчугов. Для кого? Для знатока. Для ценителя.
Однажды один искусствовед купил в селе домик для дачи. Как-то он услышал, что по соседству умерли старики, и приехал сын из города, чтобы распродать, что можно. Наш искусствовед решил зайти, посмотреть, может, какую мебель для дачи прикупить. Когда он вошел в дом, он обомлел: на стене висела картина знаменитого художника, которую считали утраченной. Он решил не подавать вида, походил, посмотрел, купил для вида пару стульев, а потом и говорит: «Я бы взял заодно и эту картину». Наследник обрадовался, ему на самом деле никогда не нравилась эта картина, досталась она им от прадеда и просто, как говорят, закрывала дырку на обоях. В общем, купил этот искусствовед картину за бесценок, а продал потом ее за несколько миллионов долларов.
Что-то похожее может произойти и с добродетельной женой. Слово Божье говорит: «цена ее выше жемчугов». Но это - оценка Божья. Но каждый ли муж способен осознать это и по достоинству оценить?
Бывает нередко, что человеку из мира, который пару раз обжегся во взаимоотношениях с противоположным полом, приходит гениальная мысль: «я пойду в Церковь, притворюсь верующим, и выберу себе верующую жену». Как вы думаете, кого, скорее всего, такой человек найдет? Если ищет притворщик, то он найдет жену, соответствующую себе - такую же притворщицу. Помните Ананию и Сапфиру, которым Петр сказал: «что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян.5:9). Они стоили друг друга, и, наверное, пожили какое-то время в любви и согласии, только закончилось у них все очень печально. Может быть, правда, и другая ситуация - человек притворился благочестивым и сумел-таки найти себе истинно благочестивую жену. Но что из этого в итоге выйдет? Нельзя притворяться всю жизнь, поэтому рано или поздно их семейная жизнь превратится в кошмар. Если ценности супругов разные, то построить гармоничную жизнь, основанную на взаимопонимании, им будет очень сложно, практически невозможно.
Поэтому каждому, кто ищет себе спутницу жизни, важно разобраться со своими ценностями и предпочтениями. Что я ищу в своей будущей жене? Каким качествам она должна соответствовать? Конечно, когда люди только начитают встречаться, они стараются скрыть свои недостатки и подчеркнуть свои достоинства. Поэтому никогда не стоит торопиться принимать окончательное решение. Надо присмотреться и попытаться ответить на некоторые вопросы, например: как она относится к родителям? Если есть братья и сестры, какие у них взаимоотношения? Умеет ли она прощать? И т.п.
Итак, мы с вами увидели, что этот стих, «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов», очень ёмкий и содержательный. Первая часть стиха говорит нам о том, что такую жену нужно искать. С другой стороны, пока вы ищете, не надо уподобляться той принцессе, которая сидит и ждет, когда меня выберут. Надо работать над собой, надо разобраться в своих ценностях, надо заботиться о том, чтобы стать хорошим мужем, больше, чем о том, чтобы найти хорошую жену. И девушкам, женщинам тоже следует заботиться больше о том, как стать хорошей женой, а не о том, чтобы заполучить хорошего мужа.
Вторая часть стиха говорит нам о ценности добродетельной жены. Наверное, не случайно в Книге Притчей говорится, что от Господа - верные весы и разумная жена. Весы созданы для того, чтобы взвешивать. С помощью весов мы определяем цену, ценность того, что находится на чаше весов. Разумная жена - это тоже ценность. И это - от Господа. Но насладится этой ценностью только тот, чьи ценности совпадают с ценностями Бога. Помните, как сказано в самом начале Библии?
Быт.2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»
Мы видим, что жена должна соответствовать своему мужу. Тогда она будет ему помощницей. Иначе может оказаться так, что жена будет мужу противницей. Знатоки Торы говорят о том, что на самом деле в Быт.2:18 сказано «создам ему помощь напротив него». Мудрецы указывают здесь на две возможности в отношениях между мужем и женой: “удостоился - будет ему “помощь”; не удостоился - будет “против него”, то есть воевать с ним”. Поэтому, выбирая себе благочестивую жену, следует и самому быть благочестивым, иначе в семейной жизни неизменно будут проблемы.