Быт.3:9 «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?»
Мф.2:1-2 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»
Мы прочитали два первых вопроса, которые встречаются в книгах Ветхого и Нового завета. Первый вопрос задал Бог, второй задают мудрецы. Правда, еще до вопроса Бога был вопрос змея: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.3:1), однако к таким вопросам нам следует относиться очень осторожно. Если мы являемся детьми Божьими, то сомневаться в словах Бога нам не пристало. «Подлинно ли сказал Бог…». Гм! Я даже обсуждать это ни с кем не хочу, я знаю, что все, что сказал Бог - подлинно, если только под видом слов Бога мне не пытаются «втюхать» что-то свое! Поэтому с разного рода змеями я не желаю вступать ни в какие дискуссии (полагаю, что и вы - тоже), но к вопросам Бога и к вопросам мудрых людей следует прислушиваться.
Оба вопроса, - вопрос Бога и вопрос мудрецов, - начинаются со слова «где». Вопрос Бога обращен к совести Адама. В душу каждого человека Бог встроил своеобразный «маячок», который начинает сигнализировать нам, если что-то в нашей жизни пошло не так. Это, так сказать, защита от сбоев: если лампочка совести мигает, нам следует обратить на это внимание. Это - предупреждение об опасности.
Можно привести такое сравнение. Те, кто пользуется автомобилем, знает, что на приборной доске размещено множество сигнализаторов, на которые следует обращать внимание. Все они важны, каждый по-своему. Есть лампочка, которая сигнализирует водителю, что топливо на исходе, и мы понимаем, что если она загорелась, нужно заправиться, иначе далеко мы не уедем. Если загорается другая лампочка, мы понимаем, что нужно долить масла в двигатель, иначе он перегреется. Если мы плотно не закрыли двери, горит третья лампочка. Это вопрос нашей безопасности: если дверь надежно не зафиксирована, то мы или наши пассажиры можем вылететь на дорогу. Но есть и такие сигнализаторы, которые раздражают водителей и кажутся им ненужными. Например, многих водителей раздражает, когда автомобиль сигнализирует им, что они не пристегнуты. Многим не нравится пристегиваться ремнем безопасности, поэтому некоторые умельцы даже отключают этот сигнализатор.
Вот так и с нашей совестью. К каждому человеку в разные периоды жизни Бог через совесть, через внутренний голос обращается с вопросом: «Где ты? Оглянись вокруг, посмотри на обстоятельства своей жизни. Где ты сегодня оказался и почему ты там оказался? Что привело тебя сюда или туда?». Одни прислушиваются к этому вопросу, и как-то реагируют, а других этот вопрос раздражает, как сигнализатор не пристёгнутого ремня. Есть и такие «умельцы», которые пытаются отключить свою совесть как лишнюю и ненужную функцию. Например, Павел пишет Тимофею:
1Тим.1:18-20 «Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать»
Павел приводит здесь пример людей, которые отвергли добрую совесть, т.е. отключили ее за ненадобностью. Эта функция им показалась лишней. Вопросы Бога внутри сердца их раздражали. И каков результат? Они «потерпели кораблекрушение в вере».
Да, мы можем отключить все датчики, которые нас раздражают. Педали тормоза и газа есть? Достаточно! Мы опытные водители, знаем, куда и как ехать, и нам не нужны подсказки!
Бывают и более радикальные варианты.
1Тим.4:1-2 «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей»
Представьте себе человека, которому так надоела эта лампочка на приборной доске, что он потушил об нее свой окурок! Забычковал и пропалил этот ненавистный сигнализатор, который мешает спокойно ехать! И вот, тишина! Ничто не раздражает! Многие так поступают и со своей совестью. Забычковали и сожгли ее! Все нормально! Но результат этого будет все такой же - «кораблекрушение»!
Перейдем теперь ко второму вопросу. Восточным мудрецам не давал покоя вопрос: «где родившийся Царь Иудейский?».
Что вообще заставило их задать себе этот вопрос? Именно себе, ведь прежде чем они задали этот вопрос Ироду, они сформулировали его внутри себя. Они изучили древние пророчества, и поняли, что время приблизилось. Они обнаружили новую звезду, и отправились в путь. Нам иногда бывает нелегко себя заставить прийти в Церковь, потратив полчаса на дорогу, чтобы поклониться Богу, а эти люди бросили свои дома и отправились в далекое, полное опасностей путешествие.
Что двигало ими? «Царь родился!». Какой-то новый, доселе невиданный Царь! Они еще не могли сформулировать правильно, облечь свои ощущения в слова, которые позднее запишет Иоанн: «Царь царей и Господь господствующих!» (Откр.19:16). Но они чувствовали, что родился непростой Царь! Он не только Царь иудеев, Он и их личный Царь! Иначе зачем идти за тридевять земель и нести Ему подарки? Тут и поблизости «царей» хватает! Всегда найдутся желающие, которым можно было бы пристроить золото, ладан и смирну!
Волхвы спрашивают: «где родившийся Царь Иудейский?». Они не сомневаются, что Он родился. Они не говорят: «До нас дошли слухи, что должен родиться Царь Иудейский. Так родился Он или нет?». Они не требуют доказательств Его рождения. Нет, они уверены, что Царь родился. Их волнует другой вопрос: «где сейчас находится этот Царь?».
Знаете, наша земная, человеческая мудрость не гарантирует нам, что у нас не будет никаких вопросов. Более того, человеческая мудрость не является гарантией того, что мы получим правильные ответы на все свои вопросы. Но вопросы задавать надо, особенно те, от ответа на которые зависит наше будущее.
Волхвы были мудрыми людьми. Они правильно разобрались со временем и направлением движения, но они ошиблись с местом. Они пришли туда, где родившегося Царя нет и не могло быть. Они мыслили человеческими категориями: действительно, где же еще искать Царя, если не во дворце! Они мыслили как Нееман, военачальник царя Сирийского, который был замечательный воин, но болел проказой.
4Цар.5:5-8 «И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч [сиклей] золота, и десять перемен одежд;
6 и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его.
7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле»
Нееман тоже ошибочно пришёл во дворец царя Израильского, думая, что там следует искать ответы на свои вопросы. Есть подарки, есть направление, только адрес неверный! Израильский царь даже воспринял этот момент как личное оскорбление. «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его?». Люди часто ищут у сильных мира сего то, что они в принципе не способны дать. Нееману нужно было искать не дворец, а дом Елисея. Ему нужен был не человек с короной на голове, а человек, в котором пребывает Дух Божий!
Но на этом история не заканчивается. Елисей даже не вышел к Нееману, а послал своего слугу сказать: «пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист» (4Цар.5:10). Первой реакцией Неемана был гнев. Затем он успокоился, взял себя в руки и сделал так, как ему сказал человек Божий. И был результат.
Как мы реагируем, когда в нашей жизни что-то происходит не по нашему сценарию? Что мы испытываем: гнев или готовность услышать то, что нам говорит Бог?
Волхвы были мудрыми людьми. Они умели не только изучать древние пророчества и следить за звездами. Они умели признавать свои ошибки. Когда они поняли, что ситуация развивается по какому-то немыслимому для них сценарию, и что во дворце родившегося Царя они не найдут, они послушно отправились по новому адресу. Они пошли туда, куда человеческая мудрость не способна привести никого. Кому придет в голову отправиться на аудиенцию к Царю царей в хлев? Кто будет искать Господа господствующих среди домашних животных? Для этих языческих мудрецов Небеса приоткрыли тайну. Пожалуй, главное проявление их мудрости заключалось в том, что они были готовы слышать голос Божий.
Мф.2:9-12 «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою»
Бог проговорил к волхвам в сновидении, и они подчинились! Они уже поняли, что во дворце Ирода им делать нечего!
А что же Ирод? Когда он услышал новость о рождении Царя, как он отреагировал?
Мф.2:3 «Услышав это, Ирод царь встревожился…»
Датчик сработал! Сигнальная лампочка зажглась! Что это было? Голос совести? Вряд ли! Следующие события показывают, что совесть Ирода была давно забычкована, она была сожжена!
Мф.2:16 «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов»
В книге Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», один из братьев, Иван, говорит своему брату Алеше, что он не может принять Бога, допускающего страдание детей. Высказанную Иваном мысль часто выражают словами: «гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка». Но таких людей, как Ирод, такие мелочи абсолютно не беспокоят. Что там слезинка одного ребенка - они готовы истребить миллион младенцев, лишь бы сберечь свою власть. Многие в этом мире склонны винить в различных бедствиях Бога, но за каждым таким бедствием стоит конкретный «ирод» со своими психологическими и духовными проблемами.
У Ирода сработало ложное чувство самосохранения. Его приборы были полностью разбалансированы, они посылали ему ложные сигналы. Он не понял характер опасности! Он не осознал, что в мир пришел тот, кто готов оказать милость каждому грешнику! Неважно, кто ты: Ирод или Иуда, Именей или Александр, налоговый инспектор или блудница - у тебя есть шанс примириться с Богом! У тебя есть шанс на спасение!
Ирод отверг этот шанс. Для него эта временная, земная власть была дороже вечной жизни в обителях Царя царей!
Итак, сегодня мы с вами вспомнили первые два вопроса, которые встречаются на страницах Ветхого и Нового заветов. Первый вопрос, вопрос Бога, звучит так: «Где ты?». Второй вопрос, вопрос мудрецов, звучит так: «где родившийся Царь Иудейский?». По сути, если задуматься, то эти вопросы являются первыми не только по их расположению в Библии. Они - первые по своему значению для каждого живущего на этой земле. И эти вопросы тесно связаны между собой.
Первый вопрос. Где ты сегодня, дорогой друг? Как далеко ты успел уйти от отчего дома? Как далеко твое сердце от Бога? В каком состоянии твоя совесть? Ты прислушиваешься к ней, или ее сигналы раздражают тебя? А может, ты уже давно отключил ее за ненадобностью, чтобы не мешала жить?
Второй вопрос. Где родившийся Царь? Где Он лично для тебя? Родился ли он в твоем сердце, или нет? Ищешь ли ты Его, или для тебя было бы спокойней, если бы Он вообще не рождался, или чтобы Он остался там, в яслях среди домашних животных? Или пусть Он остается на красивых открытках и календарях? Пусть Он будет лишь поводом для взаимных поздравлений и подарков?
В эти рождественские дни каждый должен ответить на эти вопросы. Ответить лично для себя. И пусть Господь даст нам мудрость не уклоняться от важных вопросов, которые ведут нас с вами к Богу.