Среди произведений религиозного (богословского) характера, прочитанных мною в уходящем году, хотелось бы особо отметить (в алфавитном порядке) следующие 7 книг:
Джерри Бриджес. Преобразующая сила Евангелия
«И начав от Моисея…» Современная проповедь по Ветхому Завету. Под ред. Гренвилла Дж. Р. Кента, Пола Дж. Кисслинга и Лоуренса А. Тёрнера. М.: ЕХЦ апостола Павла, 2012. 260 с.
Гарольд С. Кушнер. Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи
Серен Кьеркегор. Евангелие страданий
Си Джей Махени. Смирение. Истинное величие
Джон Стотт. Нагорная проповедь: христианская контркультура
Филип Шафф. История христианской Церкви. - Т.4. Средневековое христианство. От Григория I до Григория VII. 590-1073 г. по Р.Х. - СПб.: Библия для всех, 2008. - 511 с.
А теперь - немного подробнее.
Джерри Бриджес. Преобразующая сила Евангелия. Эта книга - плод многолетних поисков автором библейского понимания источника святой жизни верующих и духовного преображения в образ Христа. Честная, глубоко укоренённая в Писании, она с любовью учит нас, что мотивирующей силой в стремлении к святости является не чувство долга и даже не страх ада, но единственно благодарность Богу за дело Христово, совершенное ради нас и дарованное в откровении Евангелия.
Цитата из книги:
Получив видение о Боге в год смерти Озии, Исаия четко осознавал религиозное значение проказы для народа Израиля. Поэтому, восклицая «Я человек с нечистыми устами», он по сути называл себя нравственным прокаженным. Но как такое возможно? Как человек, который явно был праведным пред Богом, мог назвать себя нравственным прокаженным? Причина в том, что ему открылась в видении безграничная Божья святость, в сравнении с которой он осознал себя человеком с нечистыми устами. Это же сопоставление позже побудило Исаию записать следующие памятные слова: «Все мы сделались - как нечистый [то же самое слово, что в стихе 6:5], и вся праведность наша - как запачканная одежда» (Исаия 64:6)…
Именно с этого для нас сегодня начинается настоящее духовное преображение, когда мы осознаем, что даже самые лучшие из наших дел в самые лучшие из дней в глазах бесконечно святого Бога подобны запачканной одежде.
Но почему «нечистые уста»? Почему не нечистое сердце? Есть мнение, что причина в том, что Исаия не мог присоединиться к серафимам в их хвалебной песне Богу, поскольку они безгрешны, а человек грешен. Возможно, это и так, но, на мой взгляд, есть еще одна причина. Большинство комментаторов Книги пророка Исаии считают, что глава 6 - это изначальный Божий призыв Исаии на пророческое служение. Исходя из этих соображений, Исаия, прежде чем описать сам призыв, в главах 1-5 нарисовал нам картину греховного окружения, в котором он был призван стать пророком. Обратите внимание, что в стихах 1:4 и 5:24 сказано, что народ презрел Святого Израиля и Его Слово.
Таким образом, видение, в котором Исаия узрел Бога, и последовавший призыв (см. 6:8-13) - это, по сути, призвание его на пророческое служение. А что является основным инструментом пророка? Его уста, - и Исаия, должно быть, с болью осознал, что не годится на эту роль. Пророка можно сравнить с хирургом, который готовится к сложной операции, но обнаруживает, что инструменты для нее не просто не стерильны, а грязные. Исаия, остро и болезненно осознав свою греховность, сосредоточил внимание на своих нечистых устах не потому, что он был нечестивцем, а потому, что увидел свой грех в свете Божьей святости.
«И начав от Моисея…» Современная проповедь по Ветхому Завету. Книга содержит статьи, написанные разными авторами, в каждой из которых даются рекомендации относительно того, как следует составлять проповеди на разные библейские тексты Ветхого Завета.
Цитата из книги:
Проповедь по повествованиям: персонажи - Пол Дж. Кисслинг
Среди современных толкователей появилась привычка, принимать на веру заявления библейских персонажей, прежде чем прозвучит явная оценка автора. Порой это выливается в форму поверхностной гармонизации или сложение разрозненных источников. Например, амаликитянин, сообщивший Давиду о смерти Саула во 2 Царств 1:1-16, заявляет, что самолично убил Саула. Однако повествователь сообщает нам о том, что Саул сам бросился на меч. Кому должен в первую очередь доверять читатель? Конечно же, рассказчику, который объясняет читателю, что амаликитянин лжет - вывод, который подтверждается также и общим контекстом: амаликитянин лгал царю, потому что надеялся втереться в доверие к Давиду, убив врага Давида, Саула, что, как позднее выяснится, было его роковым просчётом.
Гарольд С. Кушнер. Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи. Раввин, переживший личную трагедию (его сын умер в 14 лет от прогерии (progeria), или быстрого старения), размышляет над тем, как жить в мире, полном боли и мучений. Есть ли смысл в наших страданиях? Как совместить нашу веру в любящего и всемогущего Бога с тем, что происходит вокруг нас? Эти и многие другие вопросы стали предметом исследования автора.
Цитата из книги:
Помните ли вы изложенную в главе 32 Книги Исхода библейскую историю о Моисее и о том, как он, спустившись с горы Синай и увидев израильтян, поклоняющихся золотому тельцу, бросил наземь скрижали с десятью заповедями настолько сильно, что они разбились? Существует старинная еврейская легенда, где говорится следующее. В то время как Моисей спускался вниз с горы, держа в руках две каменные скрижали, на которых Бог начертал десять заповедей, он не испытывал никаких трудностей, хотя то были большие, тяжелые плиты из камня, да и тропа была крутой. В конце концов, пусть они и были тяжелыми, но письмена на них начертал Господь, и для Моисея они были воистину драгоценны. Но когда он натолкнулся на людей, пляшущих вокруг золотого тельца, то, как гласит легенда, письмена эти исчезли с каменных скрижалей. Те снова стали всего лишь простыми камнями. И теперь они оказались для Моисея слишком тяжелыми, чтобы он мог их удержать.
Мы способны перенести любое бремя, любые тяготы, если думаем, что в наших действиях есть смысл. Стало ли людям тяжелее принимать постигающие их болезни, неудачи или семейные трагедии, после того как я поведал им, что это не Бог посылает их страждущим как часть некоего реализуемого Им генерального плана?
Серен Кьеркегор. Евангелие страданий. Датский философ и религиозный писатель через призму радости размышляет о следовании за Христом и о смысле страдания в человеческой жизни.
Цитата из книги:
Если состоятельный человек тёмной, но звёздной ночью с удобством едет в своём экипаже, зажегши фонари, да, тогда он уверенно едет, он не боится никакой трудности, он едет при свете, и вокруг него не темно; но именно потому, что он зажёг фонари, что вблизи него сильный источник света, он совершенно не видит звёзд: его фонари затмевают звёзды, которые бедный крестьянин, едущий без фонарей, прекрасно может видеть тёмной, но звёздной ночью. Так живут обманувшиеся временным: или они, озабоченные житейскими нуждами, слишком спешат получить то, на что имеют виды, или же они, будучи состоятельны и благоденствуя, словно зажгли фонари, вокруг и вблизи которых всё так надёжно, так светло, так удобно, - но недостаёт вида, вида, вида на звёзды.
Си Джей Махени. Смирение. Истинное величие. В первой части книги автор раскрывает природу смирения и гордости. Во второй части акцент делается на Христе и на том, что подлинное смирение требует от нас радикальных перемен. В третьей части содержатся практические советы относительно того, как ежедневно развивать в себе смирение и ослаблять гордость.
Цитата из книги:
В современной культуре, где так часто поощряют гордецов (мир, превозносящий и одобряющий гордых; люди, стремящиеся одарить титулом «великий» точно таких же людей, как они сами) смирению редко уделяют внимание.
Возьмите, к примеру, бестселлер «От хорошего к лучшему». С 2001 года это руководство по лидерству Джима Коллинза стало самым популярным и влиятельным в современном деловом мире. Я почти не встречал руководителя, который не читал бы его. В этой книге задаётся вопрос: может ли хорошая компания стать лучшей, и если да, то каким образом?
Чтобы ответить на этот вопрос Коллинз с командой исследователей потратили пять лет на изучение одиннадцати крупных корпораций, которые однажды совершили «скачок», превратившись из просто хорошей компании в одну из лучших.
У меня была возможность слушать выступление Коллинза на эту тему на семинаре для пасторов и деловых руководителей. Коллинз выделил два специфических качества характера, которыми обладали исполнительные директоры добившихся успеха компаний.
Первое не будет для вас открытием: эти мужчины и женщины обладали невероятной профессиональной волей - они были движимы желанием делать всё, чтобы привести компанию к успеху.
Но вторая черта этих руководителей была не тем обычным, что ожидали увидеть исследователи: эти целеустремлённые люди были скромны и даже застенчивы. Они все указывали на вклад других людей и не любили сосредотачивать внимание на себе. «Лучшие руководители компаний никогда не хотели стать всеобщими героями», - пишет Коллинз. «Они никогда не стремились быть вознесёнными на пьедестал или стать недостижимыми «иконами». Они выглядели как обычные люди, добивающиеся при этом выдающихся результатов».
Когда Коллинз опрашивал людей, работающих в компаниях этих руководителей, он заметил, что они «постоянно использовали такие слова, как миролюбивый, скромный, застенчивый, сдержанный, стеснительный, благосклонный, кроткий, держащийся в тени, умалённый, не верящий в собственные силы; и т.д.», чтобы описать их».
Джон Стотт. Нагорная проповедь: христианская контркультура. По мнению автора, в Нагорной проповеди наиболее полно описана христианская жизнь, которая представляет собой своего рода контркультуру. Здесь говорится о христианской системе ценностей, этических нормах, религиозной практике, отношении к деньгам, устремлениях христиан, описан жизненный стиль и система взаимоотношений - и все это совершенно отличается от подобных категорий нехристианского мира. Эта христианская «контркультура» является жизнью Царства Божьего, жизнью полностью человеческой, однако подчиненной Божьему закону.
Цитата из книги:
Основное утверждение Иисуса звучит так: «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас». На первый взгляд кажется, что эти слова противоречат Его прежнему повелению: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели…» (5:16). В обоих стихах Он говорит о добрых делах «пред людьми», и в обоих указана цель, то есть быть ими «замеченными». Но в первом случае Он повелевает это делать, во втором же - запрещает. Как же разрешить это несоответствие? Противоречие только в словах, а не в сути. Дело в том, что Иисус высказывается против различных грехов. Наша робость заставила Его сказать: «Да светит свет ваш пред людьми», а учитывая наше тщеславие, Он просил не показывать пред людьми свое благочестие. А. Б. Брюс, суммируя, пишет, что мы должны «показывать, когда появляется желание скрыть», и «скрывать, когда хотим показать». Наши добрые дела должны совершаться публично, так, чтобы свет наш светил; наше религиозное благочестие должно быть тайным, чтобы нам не хвалиться этим. Окончание обоих поучений Иисуса одинаково - слава Божья. Почему мы должны держать в тайне нашу набожность? А затем, чтобы слава воздавалась Богу, а не людям. Почему мы должны давать нашему свету светить и совершать добрые дела в открытую? Чтобы люди могли прославить нашего Небесного Отца.
Филип Шафф. История христианской Церкви. - Т.4. Средневековое христианство. От Григория I до Григория VII. 590-1073 г. по Р.Х. В четвертом томе 8-томного издания рассматриваются многие сложные вопросы развития церкви в средние века, в частности: обращение в христианство северных и западных варваров, влияние религии ислама, формирование папства, конфликт между восточной и западной церквями, догматические споры. В последней главе содержатся биографические очерки церковных авторов VI-XII в.
Цитата из книги:
Турки не возражали против ссор между презренными христианами, лишь бы те причиняли вред только друг другу и не трогали Коран. Такая их терпимость коренится в их нетерпимости. Греки ненавидят папу и Filioque почти так же сильно, как лжепророка из Мекки. Папа же любит свою власть больше, чем общее дело христианства, и предпочитает, чтобы городом Константина правил султан, а не его соперник-патриарх и не царь раскольнической Руси.