К этой теме я хотел подступиться еще в начале года, но грянула война в Украине, которая добавила некоторые новые штрихи. Но обо всем по порядку.
Давайте представим себе две картинки. Первая из них касается нашей с вами недавней истории. В начале войны в Украине весь мир облетела фотография старушки, которая в одном из сел Харьковской области вышла встречать российских солдат с красным флагом. Для того чтобы представить себе вторую картинку, нам нужно перенестись во времени на 6 веков назад. Рассказывают, что когда Яна Гуса, идеолога чешской Реформации, 6 июля 1415 года по обвинению в ереси сжигали на костре, одна благочестивая старушка подбросила вязанку хвороста в костер. Она явно не понимала, что происходит, и решила посодействовать казни еретика. Видя это, Ян Гус воскликнул: «О, святая простота!». Это выражение стало крылатым, оно заключает в себе иронию и сарказм, и его обычно используют по отношению к людям, которые в силу своей некомпетентности, неискушенности не ведают, что творят.
Предлагаю сегодня поразмышлять над темой «От святой простоты к простоте святости».
Вы, конечно же, согласитесь, что простота бывает разная. Бывает простота хорошая и правильная, а бывает и не очень правильная. Например, о том или ином человеке иногда говорят: «Он такой простой», подразумевая, что с ним легко общаться, в нем нет напыщенности, чванливости. А о некоторых людях говорят: «Он простой, как три рубля», и здесь уже смысл совсем иной. Подразумевается, что человек в определенных ситуациях выходит за рамки приличия, игнорирует некоторые правила человеческих взаимоотношений. Или вспомним выражение «Бывает простота - хуже воровства». Эти слова отражают ту крайность, когда чья-то наивность и простодушие причиняет кому-то вред.
Кто-то мудрый сказал, что во взаимоотношениях с другими людьми самыми важными качествами являются простота, терпение и сострадание. Однако в процессе нашей жизни, под влиянием различных обстоятельств простота может трансформироваться в глупость, терпение - в лень, а сострадание - в сентиментальность.
Рим.16:17-19 «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло»
Павел предупреждает, что в церкви могут появиться люди, которые обольщают сердца простодушных. Простодушный человек - это человек искренний, уступчивый, незлобивый, не склонный к мелочности. В общем-то, это хороший человек, но ему не хватает осмотрительности, осторожности, поэтому он может стать жертвой лицемерия, лести, коварства и вероломства. Можно сказать, что у него отсутствует «иммунитет» от подлости.
Поэтому для простодушных людей велика опасность обольщения. И мы видим, как Павел радуется вере римлян, но одновременно видит и некоторую проблему. «Простота на зло» должна уравновешиваться «мудростью на добро».
Что означает быть «простым на зло»? Здесь возможны разные оттенки - избегать зла, не отвечать злом на зло, быть неискушенным во зле, не изобретательным в совершении зла.
Михаил Жванецкий как-то сказал: "Порядочного человека можно узнать по тому, как неуклюже он делает гадости"
Вообще-то порядочный человек не склонен делать гадости, но если уж припечет, то получается у него это как-то неловко.
Когда Иисус посылал своих учеников на служение, он напутствовал их такими словами:
Мф.10:16 «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»
И снова мы видим здесь равновесие, определенный баланс. Чистота, невинность, простота в жизни детей Божьих должны уравновешиваться мудростью, осторожностью и внимательностью.
Многие люди в этом мире считают, что только наивный человек может верить в Бога. Один атеист даже цинично заявил: «Если верующие настолько наивны, чтобы верить в Бога, то сам Бог велел их облапошить».
Мы не должны путать понятия «простой человек» и «простак». Быть простым - это не значит быть простачком, которому можно навешать на уши много странного. Истинной простоте свойственна разумность.
Еще один текст из Послания к Римлянам:
Рим.10:1-4 «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего»
Хорошо ревновать о том, что угодно Богу, но при этом следует использовать рассуждение. Один брат так ревностно пытался евангелизировать соседей, что включал у себя в квартире христианскую музыку на полную громкость, думая, что этим он служит Богу. Но нужна ли Богу такая ревность без рассуждения? Подобная «евангелизация» ничего, кроме раздражения, у соседей не вызовет.
В связи с этим, хочется задать вам слегка неожиданный вопрос: Как вы думаете, что сложнее - любить людей или их уважать? Согласитесь, что любовь - это более высокий уровень отношения к ближнему, достаточно прочитать 13-ю главу 1-го Послания к Коринфянам. Но как мы можем говорить, что любим ближнего, если мы его даже не уважаем? У некоторых верующих царит каша в голове, когда они может и не говорят этого вслух, но подразумевают, общаясь с неверующими соседями или знакомыми: вы безбожники и идолопоклонники, и лично я вас презираю, но я хочу донести до вас Божью любовь.
Однажды мама увидела свою дочку-первоклассницу в расстроенных чувствах. На вопрос: «Что случилось?» она ответила: «Бабушка назвала моих друзей мерзкими». Стали выяснять эту ситуацию, и оказалось, что ее бабушка, член церкви «со стажем», упрекала внучку в том, что та общается с мирскими детьми (т.е. детьми из мира, из нехристианских семей). Ребенок, не разобравшись в бабушкиной терминологии, понял слово «мирские» как «мерзкие». Можно улыбнуться такой подмене понятий, но в реальности для многих детей Божьих смысл этих слов нередко практически идентичен. На все, что находится за церковным забором, осознанно или неосознанно полагается незримая печать мерзости.
Павел пишет об израильтянах, которые не разумеют праведности Божией и стремятся поставить собственную праведность. Да, Слово Божье призывает нас с вами облечься в броню праведности (Еф.6:14), однако эта броня предназначена для того, чтобы защитить жизненно важные органы от атак врага, но многие христиане отгораживаются этой броней от других людей.
2Кор.11:2-3 «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. 3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе»
Мы видим, как Павел переживает о тех, кому он пишет, и не просто переживает, а ревнует о них ревностью Божией. Но это не та ревность без рассуждения, о которой мы говорили выше. Павел к своей ревности подключает рассуждение и беспокоится, чтобы коринфяне не уклонились от простоты во Христе. Такое уклонение он называет повреждением ума.
Но если вдуматься в это выражение - «простота во Христе», то оно само по себе содержит некий парадокс. Ведь во Христе сокрыта непостижимая глубина, в нем заключена полнота Божества и в то же время абсолютная человечность. Как нам с вами быть с этой простотой во Христе? Она достигается усилием или дается нам автоматически? Мы должны принять ее как маленькие дети или углубиться в Писание и почерпнуть эту простоту из глубины божественного откровения?
Здесь есть над чем поразмыслить. Что важно понимать, так это то, что эта простота касается всех сторон нашей жизни. Мы должны быть естественны в своей христианской жизни. Мы не должны усложнять, домысливать и прибавлять к учению Христа что-то свое. Мы не должны осуждать тех, кто понимает служение Богу иначе, чем мы. Речь не о каких-то ересях, когда под видом христианства проталкивается нечто абсолютно чуждое христианству. Но вполне может быть разное понимание нашего посвящения и призвания. Например, за последник месяцы пришлось слышать разные вариации на тему относительно того, что делать христианам в военное время: идти в армию или нет, воевать или не воевать. И у каждой группы есть свои аргументы, каждая сторона аппелирует к Священному Писанию. И здесь важно отказаться от взаимного осуждения и действовать так, как Бог открыл тебе лично. «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим.14:5). «до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Фил.3:16). При этом важно, чтобы наш ум был преображен Богом, потому что своим плотским умом мы можем нагородить такого, что потом долго придется разгребать.
Простота святости является результатом действия Духа Святого в нашем сердце. С нашей стороны требуется податливость к такому действию, духовная чуткость. Важно вникать в себя, анализировать свои мотивы. Важно смиряться под крепкую руку Божию и понимать, кто есть Он и кто такие мы.
Знаменитый проповедник XIX века Чарльз Сперджен однажды сказал: «Все мои труды испорчены грехом и несовершенством. Размышляя обо всем, что когда-либо было совершено мной для Бога, я могу разве что взывать: ‘О, Боже, прости беззаконие моих проявлений святости!’».
Когда мы пытаемся Божьей праведности, праведности от Христа, противопоставить собственную праведность, Божьей святости собственную святость, это ведет нас к фарисейству. Мы уклоняемся от простоты во Христе и становимся самодовольными, напыщенными христианами. Вся наша жизнь превращается в черно-белое кино, лишенное полутонов и красок.
И в завершение - прочитаем пару мест для размышления.
Иак.1:5 «Если же у кого из вас не достаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, и дастся ему».
Вопрос к нам с вами: всегда ли мы даем просто и без упреков? Нет ли у нас привычки вначале «вынести мозг», а затем дать (или не дать) то, что у нас просят?
2Кор.1:12 «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас»
Здесь простота тесно связана с искренностью. Как важно ко всему в жизни подходить с искренним сердцем.
То есть мы видим, что истинная христианская простота предполагает, что мы должны от чего-то отказаться (просто и без упреков), и что-то приобрести (простота и искренность).
Вот такие мысли сегодня. Не знаю, быть может, говоря о простоте, я перемудрил и получилось все не слишком просто. Хотелось бы кратко подвести итоги, чтобы в памяти остались некоторые важные моменты.
Итак, мы можем сделать вывод, что простота бывает разная. Бывает «святая простота», когда человек, не осознавая того, говорит и делает глупости, бывает простота «как три рубля или 5 копеек», или такая, что хуже воровства. А бывает простота святости, простота во Христе, к которой мы должны стремиться. А для этого мы должны позволять Духу Святому производить свое влияние на нашего внутреннего человека, чтобы мы не надмевались своим плотским умом, оставляли неугодные Богу наклонности и стремились к богоугодной святости.
И да поможет нам в этом Господь. Во славу Божию. Аминь
П.С.: идея проповеди и некоторые мысли взяты из книги Андрея Суховского «Лоскутное Богословие», глава Sancta Simplicitas.
https://equalibra.org/read/#784/16/20