Христианам хорошо известны послания семи церквям, с которыми Господь обращается в Откровении Иоанна Богослова. В каждой церкви мы находим какие-то проблемы и недостатки, как, впрочем, и позитивные моменты. Последнее послание адресовано Лаодикийской церкви. Принято считать, что под этой церковью понимается церковь последнего времени, отличительным признаком которой является «теплое» состояние христиан.
Откр.3:14-18 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть»
Ключевой стих, на который предлагаю сегодня обратить внимание - стих 17:
«Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»
Мы живем во времена, когда все оценивается с точки зрения успеха. Есть определенные стандарты успешности, критерии, уровни успешности. Успешный человек финансово независим, он знает, чего хочет и как этого достичь, он не ограничен в средствах достижения своих планов. Среди миллиардеров есть определенный стандарт успешности: успешный человек может поехать когда хочет куда захочет, и оставаться там столько, сколько пожелает. Среди успешных людей «попроще» успех связывается с квартирой, дачей, автомобилем… Благодаря СМИ успешные люди у всех на виду, они становятся кумирами и образцами для подражания миллионов людей. Это проникает и в церковь, появляются такие выражения как «успешный христианин», «успешный служитель».
В общем-то, успех - дело хорошее и нужное. Но может быть и опасное. Все зависит от того, как и в чем преуспевать. К примеру, Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея:
1 Тим.6:11 «Ты же, человек Божий… преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости»
В то же время он предупреждает, что многие будут:
2 Тим.2:16 «преуспевать в нечестии»; 2 Тим.3:13 «преуспевать во зле».
Возвращаясь к Лаодикийской церкви, мы видим, что шкала ценностей и представления об успехе здесь заключены в словах: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Материальный достаток - это само по себе неплохо, ведь никто не говорит, что уделом христианина должна быть нищета и постоянная нужда. Проблема начинается тогда, когда это становится критерием успешности в церкви. И очень серьезная проблема, если авторитет и уважение христианина зависит не от его духовных качеств, а от того, на каком лимузине он подъехал к церкви, и в каком костюме он взошел на кафедру.
В предместье Рима, на берегу Тибра возвышается холм под названием Монте Тестаццио. Он состоит из обломков 25 миллионов разбитых амфор. Десятилетиями оливковое масло из Южной Испании доставлялось в Рим на кораблях в больших глиняных амфорах. Оно пользовалось огромным спросом: на нем готовили, его использовали в светильниках, в парфюмерии… Доставлять же сосуды назад было дороже их производства, поэтому амфоры попросту сваливали в кучу. В древнем мире ценность глиняных сосудов определялась не ими самими, а содержимым. Без масла они не представляли никакой ценности.
Поэтому христиане первого столетия хорошо понимали слова Павла:
2 Кор.4:7 «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах»
Проблема Лаодикийской церкви в том, что внешнее стало цениться больше внутреннего, «глиняный сосуд» стал ценнее «оливкового масла».
Человек так устроен, что всегда есть соблазн сказать: это ко мне не относится, я не таков. Но при желании можно пройти небольшой тест на основании Слова Божьего.
Господь указывает на 5 проблем, которые порождены неверными ориентирами и представлениями об успехе: «Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»
1) несчастен - человек не имеет мира и радости в сердце. На лице - вымученная улыбка, а на душе кошки скребут. А все потому, что вид успешных людей отравляет жизнь, появляется ропот и недовольство.
Малах.3:13-16 «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?"
14 Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы'.
16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его"»
2) жалок - неверные ориентиры и ценности приводят к состоянию, которое в Писании определяется как «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим.3:5). Это действительно жалкое состояние, когда человек отказывается от главного ради второстепенного. Ведь весь смысл благочестия - именно в его силе. Но если человек желает больше «казаться», чем «быть», если вид благочестия для него дороже внутреннего содержания - он пребывает в самообмане.
3) нищ - человек, пребывая в плену ложных ценностей, думает, что он защищен, когда имеет деньги. Чем больше денег, тем больше защиты. Но без Бога все это можно потерять в один момент. Недавно по многим африканским и азиатским странам прокатилась волна восстаний, и те правители, которые заработали миллиарды на своих соотечественниках, потеряли власть, а их счета в западных банках заблокированы. Президент Туниса после этого впал в кому, а сын президента Египта пытался покончить жизнь самоубийством.
Павел, давая характеристику церквам Македонским, говорит такие слова:
2 Кор.8:2-3 «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил»
Именно в этом причина их успеха и радости, которая переполняла их сердца, ведь «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор.9:7). Однако христианин, измеряющий свой успех финансовым состоянием, зачастую перестает усердствовать в пожертвованиях. Ведь всегда найдутся более важные «проекты», куда можно вложить деньги. Правда, возможна и другая крайность, когда человек начинает оценивать свою благотворительность по принципу «ты мне, я - тебе», превращая свои взаимоотношения с Богом в разновидность бизнеса. Т.е. если я пожертвовал 100 рублей, то Бог должен меня благословить на 1000. В противном случае наступает охлаждение, Бог утрачивает доверие как «ненадежный партнер».
4) слеп - человек подвергается действию духа заблуждения, он утрачивает способность видеть истину, и избирает себе учителей, которые ласкали бы слух, пророчествовали по сердцу, только приятное. Как правило, подобное тянется к подобному, и учителями становятся те, о ком Иисус сказал: «они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Общими усилиями Библию начинают воспринимать как разновидность гороскопа, который в общих чертах предскажет будущее, но ни о каком личном обличении не может идти и речи.
5) наг - когда Адам и Ева после грехопадения осознали, что они наги - они скрылись от Бога. Нагой христианин избегает тесного общения с Богом, он не чувствует в этом особой потребности. Чтение Библии и молитва - это удел монахов и священников, миссионеров и проповедников, обычному человеку нет нужды забивать этим свою голову. В итоге человек превращается в главного героя сказки Андерсена о голом короле.
Интересно, что в ст.18 Господь предлагает рецепт решения только трех последних проблем: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Очевидно, решив проблемы духовной нищеты, наготы и слепоты, христианин уже не будет несчастным и жалким, правильные ценности наполнят его жизнь радостью, он уверенно будет смотреть в будущее.
Будем внимательны, друзья, прежде всего к самим себе. Падшему человеку присуще желание классифицировать окружающих: этот «несчастен», этот «жалок», тот «нищ», та «слепа», а эта «нагая». Воздав «каждой твари по паре», наша душа успокаивается: я ж не хуже других. Как важно этот «тест» пройти наедине с самим собой и с Богом, чтобы избежать самообольщения.