Подход ненасильственного общения сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг в 1960-е годы и описал в книге «Язык жизни». Наши потребности напрямую связаны с чувствами. Если потребности удовлетворены, мы рады, если нет - злимся. Розенберг предлагает сосредоточиться на понимании потребностей и чувств других людей.
Способность с эмпатией и состраданием относиться к себе и окружающим - фундамент для построения коммуникации в ключе ненасильственного общения. Ненасильственное общение состоит из четырех компонентов: наблюдение, чувство, потребность и просьба. Розенберг предлагает четко формулировать каждый из них без оценок, перевода ответственности и осуждения.
1. Наблюдение. Первый шаг ННО - наблюдение. Объясните произошедшему собеседнику и как вы это видите. Назовите конкретные факты без оценки, ярлыков и осуждения. Если не отделить факты от своих субъективных оценок, человек услышит критику и воспринимать информацию дальше не станет. В общении появится стена непонимания. Важно не додумывать другого человека и не обобщать.
Чтобы научиться делать наблюдения, представьте ситуацию «сверху», как будто вы в ней не участвуете. Обратите внимание на объективные детали и факты без своего мнения.
Примеры:
С оценкой: «Иванов - плохой футболист».
Без оценки: "Иванов не забил ни одного мяча за последние 15 игр".
2. Чувства. Далее нужно понять, какую эмоцию вы испытываете, и назвать ее. В общении люди передают эмоции всякий раз, но чаще всего делают это невербально, без использования слов (мимикой, жестами, интонацией). Если перевести невербальную форму общения на вербальную, коммуникация станет более точной. Например, когда вы показываете страх мимикой, человек может не понять вас или недооценить серьезность ситуации. Если проговорить «я боюсь» вслух, собеседник вас точно поймет, ему придется что-нибудь сделать.
Чтобы выразить чувство, нужно выделить одну положительную или отрицательную эмоцию. Выражать чувства словами трудно, особенно людям, которые часто к себе прислушиваются. Чувства можно перепутать с оценкой, интерпретацией или мнением. Чтобы более ясно выражать эмоции, Розенберг предлагает использовать словарь чувств и постоянно его пополнять.
Не чувство: "Я чувствую, что меня не любят".
Чувство: «Я чувствую безразличие».
3. Потребность. Следующий компонент ННО - формулировка потребностей без оценки, суждений и мнений. Потребность объясняет, на чем основываются чувства и почему дальнейшая просьба для вас важна. Если этого не сделать, человек может воспринять потребность как придирку или критику.
В ответ на критику люди обороняются и отвечают тем же.
Например, когда жена говорит: «Ты каждый вечер задерживаешься допоздна. Любишь свою работу больше меня!», она говорит, что ее потребность в близости не удовлетворена, но мужчина услышит критику. Неосознанно он начнет защищаться и ответит пассивной агрессией: «Я работаю по 12 часов, чтобы заработать на следующий отпуск. Ты не ценишь мой труд!». Внутри агрессии скрывается потребность в признании.
Розенберг пишет, что большинство из нас никогда не учились мыслить языком потребностей. Если они не получают отклика, мы думаем, что что-то не так с окружающим. Важно отделять потребности от суждений.
Например:
Суждение: «Ты обещаешь третий день».
Потребность - Честность.
Суждение: «Довольно заглядывать в мой телефон».
Потребность - Доверие.
4. Просьба. Четвертый компонент ненасильственного общения - просьба - что вы хотите получить от других людей, чтобы улучшить свою жизнь. Нужно непосредственно и верно попросить человека удовлетворить вашу потребность.
Например, вместо «Давай увидимся на днях» назначить четкую дату встречи: «Давай увидимся во вторник в 20:00».
В большинстве случаев человек делает то, что вам не нравится, не из-за агрессии и ненависти, а потому что иначе не умеет, или думает, что все делает правильно. Понятная просьба дает собеседнику четкий план действий, который может улучшить ваши отношения и жизнь.
Чтобы сформулировать понятную просьбу, Розенберг рекомендует использовать положительные формулировки без «не» и избегая абстрактных описаний.
Психолог приводит пример кадра из мультфильма о человеке, который упал в озеро и кричал своей собаке на берегу: «Лесси, нужна помощь!». В следующем кадре собака лежала в кресле психиатра.
Собеседник может воспринять просьбу как требование, если подумает, что за неповиновение его накажут или обвинят. Тогда человек может его не выполнить и ответить насилием.
Критика: «Не делай так больше!».
Просьба: «Приходи на встречи за 10 минут до начала».
Помните, что цель ненасильственного общения заключается не в достижении своих целей любым путем, а в установлении отношений, основанных на честности и эмпатии. Только такие отношения удовлетворят потребности всех сторон.
Юлия Ворман, практический психолог.
Источники:
Метод ННС, або як говорити, щоб бути почутим? Частина 1 МЕТОД ННС, АБО ЯК ГОВОРИТИ, ЩОБ БУТИ ПОЧУТИМ? Частина 2