Со времен выхода из Египта свобода говорит с еврейским акцентом
Генрих Гейне
Дело об убийстве египтянина, избивавшего еврейского раба, юристы квалифицировали бы как умышленное убийство. Судите сами: «Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке» (Исх.2:12).
Узнав, что преступление раскрыто, виновник бежит из страны. Что бы сказал обвинитель на таком процессе? Моисей убил человека, который ничего плохого лично ему не сделал, и жил себе ни в чем не раскаявшись и ни о чем не жалея. Разве это правильно?
Чтобы ответить на этот вопрос, - возьму я на себя роль защитника, - обратимся к контексту событий, описанных в Книге Исход. А события, на первый взгляд, действительно странные.
Сначала фараон - законный правитель Египта - предписывает двум еврейским повитухам убивать всех младенцев мужского пола. Приказ женщины не выполняют, за что Всевышний делает их основательницами династий.
Потом Моисей планирует и совершает убийство, но преступника не наказывают, а даже поощряют - он оказывается в доме доброго человека, женится на его дочери и живет полностью обеспеченно. Более того, это убийство отчасти способствовало избранию Моисея Всевышним на роль лидера еврейского народа.
Впоследствии Моисей, уже во главе евреев, просит фараона отпустить свой народ на три дня в пустыню для жертвоприношений. Когда же легитимный правитель Египта предполагает, что это лишь уловки, то на египтян обрушиваются многочисленные беды и несчастья.
И, наконец, уже в главе Бешалах, когда фараон убеждается, что его обманули подданные, хочет их догнать и данной ему законом властью вернуть своих рабов назад, то вместе с войском тонет в Красном море.
Неужели вечная книга учит нас анархии и беззаконию? Давайте разберемся.
Итак, фараон, наделенный законной властью, предписывает двум еврейским акушеркам убивать мальчиков при рождении! Такой приказ не вкладывается в элементарные понятия о морали, нравственности, человечности.
Иностранцы удивляются:
- Как вы можете жить при таких плохих законах?
- А мы их плохо выполняем.
Подобно героям анекдота это поняли и две простые женщины: преступные приказы исполнять нельзя, даже если они соответствуют букве закона. Мало того, история повитух раскрывает перед нами глобальную ветхозаветную концепцию: истина мощнее власти и потому любой поступок ultra vire, то есть выходящий за рамки предоставленных полномочий, а в данном случае - за пределы моральных законов, отрицает волю Творца и сам этот мир. Эти поистине революционные идеи нашли воплощение в политическом устройстве зарубежных стран, где демократические институты ограничивают карательные функции власти.
Смелый поступок Шифры и Пуа сделал их одними из самых выдающихся женщин Древнего мира и героинями многих литературных произведений. В частности, их история лежит в основе романа американского писателя Генри Дэвида Торо «Гражданское неповиновение», изданного в 1849 году. А эта книга в свою очередь вдохновила на борьбу за права человека двух великих мыслителей XX в. - Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга.
Что касается Моисея, то он действительно спланировал и совершил убийство человека. Но при каких обстоятельствах? Египтянин избивал еврея. Причем, не скрываясь, из чего мы делаем вывод, что он имел на это право.
- Как жить в нашей стране: по закону, по понятиям или по совести? Оказывается, по ситуации... Поскольку главный закон у нас закон подлости, власть без понятия, а совести у нее никогда не было.
Будущий лидер нации тоже действовал по ситуации. Он решил помочь несчастному, и именно неправедные законы заставили его совершить убийство. Моисей понимал, что если египтянин останется жив, то и ему, и спасенному не миновать беды. Поэтому если уж вмешиваться, то идти до конца. За что же его наказывать?
Далее перед нами разворачиваются сцены десяти казней и гибели фараона с войском в Красном море. Да, Моисей поначалу не сообщал всю правду властителю. Был ли у него выбор? Мог ли он каким-либо иным образом вывести свой народ из рабства и мира абсурдных законов, позволявших убивать новорожденных детей!
Какой из всего этого напрашивается вывод? Всевышний поощряет бунт против законов, не согласующихся с элементарными понятиями о человечности и справедливости! Но, что самое важное, это было сказано несколько тысяч лет назад, и евреи знали это уже тогда. А вот остальной мир…
В XVI веке произошли три события, полностью изменившие лицо цивилизации. Первым стало движение Реформации с идеей о том, что библейский текст должен быть доступен всем, а не только священникам. Второе событие - новые переводы Священного Писания, которые пошли в народ в виде первого «самиздата». А третьим было изобретение книгопечатания. Вероятно, не случайно Создатель вдохновил Гутенберга на создание печатного станка, ведь в результате Тора и заложенные в ней идеи стали ориентиром для западного мира.
Первый изданный и самый известный в средние века перевод Библии на английский язык принадлежит перу ученого-гуманиста Уильяма Тиндейла. Это стоило ему жизни - просветителя сожгли на костре как еретика 6 октября 1536 года. Но впервые получив возможность самостоятельно прочесть Библию, англичане поняли - до сих пор священники водили их за нос. Почему Библия Тиндейла была настоящей крамолой для монархии и политического устройства того времени?
Люди узнали, как пророки бросали вызов могущественным властителям и побеждали, как правда каждый раз преодолевала силу, и главное - что Создатель этого мира задумал его как общество равных возможностей.
Но главное, что испугало английский престол больше всего, - в нелегально распространяемый перевод Библии включили все цензурировавшиеся до этого сюжеты, так как они описывали противостояние простых смертных с наделенными властью царями. В Библии де-факто подвергалось сомнению право владельца распоряжаться подданными, неповиновение объявлялось вполне легитимной моделью поведения, такое поведение даже поощрялось Всевышним. Это разрушало в глазах простого народа веру в богоизбранность королей, на которой держалась вся власть европейских монархов. К тому же подвергалось сомнению право одного человека распоряжаться жизнью и свободой другого.
На протяжении всего XVII века огромное влияние на политику Британии оказала еврейская Библия в пуританском ее толковании. А вскоре ее идеи первые поселенцы - отцы-пилигримы - понесли на Американский континент, где создали Соединенные Штаты Америки.
Первый вариант Великой печати США
Английский бунтарь, американский писатель и философ Томас Пейн, известный как «крестный отец Соединенных Штатов», в январе 1776-го опубликовал знаменитый памфлет «Здравый смысл» - 100 тысяч экземпляров распродали почти мгновенно на территории тогдашних британских колоний в Северной Америке. В самом начале произведения Пейн приводит аргументы, дающие право на восстание против тирании, и они полностью основываются на цитатах из Торы.
Через полгода Бенджамин Франклин предложил сюжет для государственной эмблемы США - так называемой Большой печати. Франклин изобразил тонущих в Красном море египтян, сопроводив эту картину фразой: «Восстание против тирана угодно Богу». Это настолько поразило будущего президента Томаса Джефферсона, что он поддержал этот вариант эмблемы как официальный символ американской нации (в конце концов он не прошел) и впоследствии включил ее в свою печать.
Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»
В материале использованы работы лорда Джонатана Сакса - бывшего главного раввина Великобритании.
Источник:
До питання про справедливий бунт