1Пет.1:3-13 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,
5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
9 достигая наконец верою вашею спасения душ.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
13 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа»
Поговорим сегодня о живом уповании. Синоним слова упование - надежда. Наверное, никто не стане отрицать, что надежда занимает очень важное место в жизни любого человека. Ее значение трудно переоценить. Надежда вселяет в человека чувство уверенности, дает силы преодолевать трудности, спасает от отчаяния. Хорошо известны русские пословицы: «Без надежды - что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь», «Надежда умирает последней».
Интересно свидетельство известного австрийского психолога Виктора Франкла. Он был евреем, и когда в Германии к власти пришли нацисты, у него была возможность уехать в Америку, но он отказался, так как его престарелые родители не смогли бы перенести далекое путешествие, а он не захотел оставить их одних. В конечном итоге он и все члены его семьи были арестованы и помещены в концлагерь. Выжили только он и его сестра. В своей книге «Сказать жизни - "Да". Упрямство духа» Виктор описывает этот жуткий опыт выживания в Аушвице (Освенциме). Он пишет, что в концлагере выживал тот, кто не терял надежду. Если человека покидала надежда, то он утрачивал смысл жизни и очень скоро погибал.
Очень важно для каждого из нас, в каких бы обстоятельствах мы ни находились, не терять надежду. Петр в своем Послании говорит не просто о надежде, а о живом уповании. Так что же это за упование такое?
1) Правильный источник упования
Надежды людей в окружающем нас мире бывают самые разные. Кто-то надеется на деньги, кто-то - на власть, на связи, на свои собственные силы, на здоровье и красоту, на талант и образование и т.п. Безусловно, все перечисленное на определенном этапе жизни может быть полезно, но будет ли такое упование живым? Давайте посмотрим некоторые примеры такого упования и подумаем о его результате.
Пс.117:8-9 «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей»
Слово Божье учит нас, что надежда на человека суетна, это - ненадежный источник упования. Друзья, связи, мудрые руководители - все это хорошо, но и они рано или поздно могут подвести. Перед выборами часто кипят страсти по поводу того, какой кандидат достоин, а какой - нет, но и здесь нет гарантии, что даже тот, кто кажется нам самым достойным, справится со своими обязанностями и исполнит все свои предвыборные обещания.
1Тим. 6:17 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения»
Снова - о том же. Богатство может быть полезно в нашей жизни, но и оно ненадежно. Инфляция и кризисы съедают сбережения, недвижимость разрушается и приходит в негодность, воры подкапывают и крадут… Как это банально не звучит, но деньги - это тоже неверный источник упования. Небезызвестный Стив Джобс как-то сказал: «Конечно, существуют люди, для которых деньги превыше всего. Обычно это люди, которые никогда не станут богатыми. Только тот достигает богатства, кто талантлив, удачлив, и не думает постоянно о деньгах». Кроме того, он говорит: «Я - один из немногих людей, который знает, что такое потерять четверть миллиарда долларов за год. Это очень хорошо формирует личность».
Английский художник Бэнкси в своих работах высмеивает ценности общества потребления, а иногда он довольно жестко подшучивает над богатыми людьми. Например, его картина «Девочка с воздушным шаром» была продана на аукционе Сотби в Лондоне за миллион фунтов стерлингов. Через несколько мгновений после того, как аукционер выкрикнул: «Продано!», прозвучал сигнал, и картина стала опускаться в измельчитель, вмонтированный в нижнюю часть рамы.
Бывают надежды, которые на первый взгляд кажутся очень духовными. Давайте вспомним эпизод из жизни Иисуса Христа:
Мф.24:1-2 «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено»
Многие люди свое упование возлагают на святые места, ищут там особых духовных откровений или физических исцелений. Даже ученики Христа были привязаны сердцем к иерусалимскому храму, и, как любые другие иудеи, относились к нему с особым трепетом. В древности часто из уст иудеев звучали слова, как мантры: «Здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но Бог обличал Свой народ:
Иер.7:8-11 «Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.
9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,
10 и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости.
11 Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь»
Иисус тоже повторял эти слова Своего Отца, насчет вертепа разбойников, и Своим ученикам также указывал на то, чтобы они не возлагали свое упование на все эти величественные камни, какой бы внушительный вид они не имели. То, что людям часто кажется незыблемым, на самом деле не является таковым.
Немного ниже Иеремия говорит о том уповании, которое является воистину живым.
Иер.17:7-8 «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод»
И Петр в самом начале отрывка, который мы прочитали, говорит:
1Пет.1:3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому»
Таким образом, упование живое исходит от Бога и основано оно на воскресении Иисуса Христа. Только этот источник надежды достаточно надежен для каждого живущего на земле. Все остальные источники рождают иллюзорные, зыбкие, неверные надежды. И только надежда на Иисуса Христа, на Его милость и любовь, на его постоянство и верность не постыжает.
2) Живое упование мотивирует правильно действовать
В 13-м стихе своего Послания Петр говорит:
1Пет.1:13 «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа»
Мы видим, что наше упование тесно связано с некоторыми другими элементами духовной жизни. Мы должны препоясать чресла своего ума и бодрствовать. Что это означает?
Не секрет, что мы с вами живем в мире обмана и лжи. Очень часто броская реклама завлекает яркими картинками, а правда напечатана мелким шрифтом, и это еще в лучшем случае. Мошенничество стало частью бизнеса. Перекрасить, замазать трещины, отмотать счетчик, выдать старое за новое - все это встречается на каждом шагу. И есть очень большой соблазн, живя в культуре лжи, где-то и самому поступать так же. Пропитаться духом этого мира. Быть как все. И вот здесь очень важно сохранить духовную бдительность, чтобы не забыть, на что, вернее, на Кого мы уповаем.
Обратимся к 36-му псалму.
Пс.36:1-7, 34 «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему... 34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь»
Трижды Давид в этом псалме призывает: «Уповай на Господа». Не смотри на тех, кто творит беззаконие, доверь свою жизнь Богу, следуй Его путями, твори добро, и ты никогда не пожалеешь об этом.
Живое упование мотивирует нас поступать правильно.
Но наше упование проверяется не только тем, как мы реагируем на жизнь окружающих нас людей, заражаемся ли мы от них вирусом греха и беззакония. В 41 и 42 Псалмах Давид уже обращается к своей душе и трижды говорит:
Пс.41:6, 12. Пс.42:5 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего»
У Давида тогда был очень сложный период жизни. Его окружали враги, над ним насмехались, и в сердце закралось уныние. И он повел внутренний разговор со своей душой, призывая самого себя обновиться в своем уповании.
В нашей жизни могут быть очень серьезные испытания. Непонимание в семье, тяжелая болезнь, финансовые затруднения, одиночество, что-то еще. Однако надежда никогда не должна покидать нас. Ничто не потеряно, пока Иисус руководит нашей жизнью. Мы не должны унывать и отступать. Оптимизм - это важная черта истинных детей Божьих. Наше упование только тогда живо, когда мы, помня все, что для нас сделал Иисус в плане вечности, верим, что и в нашей земной жизни Он нас не оставит. Конечно, вечное в нашем уповании доминирует, ибо только тогда, когда Бог окончательно утвердит Свое Царство, будут удовлетворены все самые глубокие чаяния нашей души. Так что нам нужно набраться терпения и проходить свое земное поприще, взирая на нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Как пишет Павел:
Евр.10:35-37 «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. 36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит»
Итак, чтобы наше упование было живым, мы должны препоясать чресла ума нашего и бодрствовать. Если мы упустим этот момент, то не только наша надежда, но вся наша духовная жизнь будет в большой опасности. Такая проблема была у галатийской церкви.
Гал.1:6-7 «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово»
Галатийские верующие оставили живое упование на Христа и встали на путь исполнения закона Моисеева. И все это произошло под влиянием людей, которые попытались подкорректировать учение Христово. И такая опасность существует и в наше время. Вера и надежда тесно взаимосвязаны. Наша вера определяет то, на что мы надеемся. И если изменить то, во что мы верим, то изменится и характер нашего упования. И мы станем надеяться не на то, чему учит Писание, а на то, что нам проповедуют лукавые люди, имеющие свои скрытые мотивы. Но великое воздаяние получит тот, кто уповает на обетования Божьи, а не на обещания лжеучителей.
Живое упование мотивирует нас идти в правильном, угодном Господу направлении, несмотря на обстоятельства, и идти в этом направлении до самого конца.
Однажды один человек перестал посещать богослужения, и его друг, встретившись с ним, спросил, почему его давно не видно. Он сказал, что испытывает духовные проблемы, у него пропало желание читать Библию и молиться. Тогда друг сказал ему: «Брат мой, когда ты тонешь, это самое худшее время, чтобы выпустить из рук спасательный круг». Действительно, именно во времена испытаний нам особенно нужно не терять упования, делать все от нас зависящее, чтобы наше упование было живым и действенным. Ну, а то, что от нас не зависит, сделает Господь.
3) Результат живого упования
Ис.26:3-4 «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная»
Очень важный момент. Человек, который избрал для себя правильный источник упования, который сообразовывает всю свою жизнь с волей Божьей, который уверен, что Господь есть твердыня вечная, такой человек имеет совершенный мир. Речь идет о внутреннем мире, мире в сердце. В противоположность этому, люди, не имеющие Бога в своем сердце, находятся в постоянном смятении. Давид во 2-м Псалме говорит: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» (Пс.2:1). Метание, отсутствие чувства стабильности, отчаяние наполняет сердца людей, не имеющих живого упования. Все мы не раз были свидетелями такой ситуации: как только какой-то кризис, люди сметают продукты с полок магазинов, скупают доллары. И в таких ситуациях проверяется и наше с вами упование: живое оно или мертвое? Что является основным источником наших жизненных решений: Слово Божье или выпуск новостей, Библия или Интернет?
Все мы хорошо знаем эти слова:
Ин.10:10 «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком»
К кому мы прислушиваемся: к тому, кто пришел украсть наше время, убить нашу веру и погубить нашу душу, или к тому, кто является источником жизни?
Помните старый анекдот о том, как однажды в прерии ковбой неожиданно встретился с группой индейцев. Он хлестнул свою лошадь и начал убегать, но индейцы приближались к нему все ближе и ближе. «Ну все, это конец», - подумал ковбой, но внутренний голос ему сказал: «Нет, еще не конец. Видишь того индейца с большими перьями на голове? Это вождь. Стреляй в него». Ковбой прицелился и выстрелил в вождя. Вождь упал, и внутренний голос ему сказал: «А вот теперь конец».
Шутки шутками, но в реальности именно так действует мертвое, бессильное, суетное и пустое упование людей этого мира. Политики обещают людям новый справедливый общественный строй, врачи обещают новые эффективные лекарства и методики лечения неизлечимых болезней, косметологи обещают вечную красоту и молодость, диетологи обещают гарантированное похудание, и т.д. и т.п. Но рано или поздно наступает момент, когда иллюзии рушатся, когда внутренний голос говорит человеку голую, неприкрытую правду: «А вот теперь конец». Все, на что ты надеялся в своей жизни, рухнуло. Ты больше никому не нужен, твоя болезнь неизлечима, а твою седину уже бесполезно закрашивать. А все потому, что ты не на то сделал ставку в своей жизни. Ты поверил не Тому, Кто дает жизнь с избытком, а тому, кто пришел, чтобы украсть, убить и погубить.
Упоминаемый уже сегодня Виктор Франкл рассказывает в своей книге об одном человеке, которому в феврале 1945 года приснился сон. Какой-то голос сказал ему, что он может узнать все, что захочет, надо только задать свой вопрос. И он спросил о том, когда же закончатся все эти мучения, когда он снова будет на свободе. Голос назвал точную дату - 30 марта. И вот, по мере приближения этой даты, тот человек приходил во все большее волнение. 29 марта у этого человека резко поднялась температура. 30 марта, в тот самый день, когда по предсказанию «голоса» для него должна была кончиться война, он начал тяжело бредить и потерял сознание. 31 марта он умер.
Это - почерк врага душ человеческих. Ему доставляет удовольствие играть судьбами людей, давать им ложную надежду и в конце концов разбивать все мечты в дребезги.
Когда в жизнь Иова пришли тяжкие испытания, он не метался как безбожник, он не слушал никаких голосов, а остался твёрд в своём уповании на Бога:
Иов 19:25-27 «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, 26 и я во плоти моей узрю Бога. 27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»
Вот это и есть живое упование, которое оживляет дух, утешает и укрепляет даже в самых тяжелых обстоятельствах, которое позволяет с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее.
Итак, сегодня мы с вами говорили о живом уповании. Мы увидели, что таковым является упование, которое, во-первых, имеет правильный источник. Петр говорит, как мы прочитали: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому». Живое упование основано на Иисусе Христе, на Его жертве, принесенной за каждого из нас.
Во-вторых, живое упование мотивирует нас не идти на поводу у этого грешного мира и всегда поступать правильно. Будучи окруженными со всех сторон культурой лжи, мы не должны пропитываться ею, мы должны иметь в себе внутренний стержень, который дает нам силы поступать по истине.
В-третьих, результатом живого упования является внутренний мир, уверенность в том, что все в нашей жизни содействует ко благу. Если мы все свое упование возложили на Бога, то ничего не может произойти, что принесло бы нам вред. Ведь мы уповаем не на того, кто пришел, чтобы украсть, убить и погубить, а на того, кто имеет жизнь и имеет с избытком.
Но чтобы понять все это, нужно быть возрожденным. Как сам Иисус сказал Никодиму, что если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Подобно и Петр пишет, что Бог возродил нас из мертвых к упованию живому. И если мы имеем это живое упование, то мы никогда не будем посрамлены. Посему, как призывает Павел. «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23). Если же кто не возрожден к упованию живому, то сегодня есть хорошее время для того, чтобы воззвать к Богу в молитве покаяния и принять жертву Иисуса Христа и приобрести для себя это живое упование.