Вспомнился эпизод из раннего детства. У нас на стене висел ковер, обычный такой, ничего особенного. Какой-то орнамент по краю, крупный центральный узор, красные тона… Наверное, в советское время такие ковры были в каждой квартире. Обычно я на него практически не обращал внимания. Ну, ковер и ковер. Но однажды я простудился и заболел, и мне довольно долгое время пришлось лежать под этим ковром. Свободного времени было много, и тогда вдруг я обнаружил в этом ковре много интересных деталей. Как оказалось, там были завитки, похожие на оленьи рога, узоры, похожие на глаза, и много всякого другого. Через определенное время я исследовал этот ковер вдоль и поперек и знал, сколько было крупных узоров, сколько - помельче, и даже в тех элементах ковра, которые при беглом взгляде казались абсолютно одинаковыми, я нашел отличия.
Псалом 118 мне чем-то напоминает такой ковер. В нем содержится 176 стихов, и вроде бы в нем нет никакой четкой структуры (если не считать того, что он состоит из 22 групп по восемь стихов, и каждый стих в группе начинается с одинаковой буквы еврейского алфавита). Но если мы будем внимательны к нему, если мы будем всматриваться в Слово Божье более пристально, чем мы делаем это обычно, то можем обнаружить некоторые детали и «узоры», которые ранее ускользали от нашего внимания.
Давайте обратим внимание на вопросы, которые содержатся в этом псалме. Большая часть текста имеет описательно-повествовательный характер, но в трех стихах из 176-ти содержатся некоторые вопросы. Поразмышляем сегодня об этих вопросах.
Вот эти три стиха.
Пс.118:9 «Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему»
Пс.118:82 «Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?»
Пс.118:84 «Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?»
Зададим себе вопрос: в чем особенность этих вопросов? Существует ли между ними какая-либо связь?
Для начала, рассмотрим их по порядку.
1) Пс.118:9 «Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему»
Этот вопрос относится к началу жизненного пути. Вспомним, как сказано в Притчах 22:6: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Речь идет о начале пути. Хотя жизнь человека не начинается с юности, этому периоду предшествует младенчество, детство. Но тогда, на ранних этапах жизни, ребенок подчинен родителям, они принимают за него все решения, они полностью его обеспечивают. Но рано или поздно наступает момент, когда юноши и девушки все больше и больше обретают самостоятельность. И этот процесс, как меч обоюдоострый, имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, это естественно, что человек должен быть готов к реальной жизни, нельзя быть всю жизнь «маменькиным сынком». Нужно учиться принимать решения и брать на себя ответственность. С другой стороны, молодые люди очень часто воспринимают свое взросление как знак того, что теперь они «сами с усами», теперь им все дозволено и родители не должны вмешиваться в их жизнь. И это может быть проблемой, так как зачастую у молодежи формируется иллюзия самостоятельности, хотя в реальности они не готовы к самостоятельной жизни, поскольку у них еще нет опыта решения множества сложных жизненных вопросов.
Конечно, никто из людей не приходит в этот мир готовым к любым ситуациям, и родители когда-то тоже учились, ошибались, обжигались. Как сказано в одном афоризме: «Жизненный опыт - это учитель, который берет дорого, но зато объясняет доходчиво». Все люди ошибаются но, как мы понимаем, ошибки ошибкам рознь. И вот здесь важно понимать: что же заложено внутри этого конкретного юноши или этой девушки?
В прочитанном стихе содержится очень важная информация по этому поводу. И здесь важно обратить внимание и на вопрос, и на ответ.
Вопрос звучит так: «Как юноше содержать в чистоте путь свой?». Интересно, насколько актуален этот вопрос для современной молодежи? Складывается впечатление, что для автора псалма важность чистоты не вызывает сомнений. Автор не спрашивает: «Как юноше достичь успеха в бизнесе?» или «Как юноше удачно жениться?». В вопросе говорится о чистоте, и предполагается, что в чистоте содержится очень большая ценность. Но является ли чистота ценностью в современном мире? Как-то приходилось слышать свидетельство одного служителя, христианского консультанта, который общался с парнем, у которого была интимная связь с девушкой из церкви. Парень был неверующий, а девушка выросла в христианской семье. Служитель сказал ему: «ты понимаешь, что она обесчещена и теперь не сможет одеть на свадьбу белую фату, символ чистоты»? Парень вообще не понял, о чем речь: «Да сейчас все так делают. Все спят до свадьбы, и потом одевают фату, и в этом вообще нет никаких проблем». То есть для таких людей вопрос чистоты - это вообще непонятно что и зачем. И речь здесь, конечно же, не только в фате и интимных отношениях. Вопрос моральной чистоты, чистоты помыслов, чистоты мотивов, - это то, что имеет огромное значение в глазах Бога, но в глазах современного мира не имеет никакой ценности. Очень многие, если не большинство, сегодня думают не о чистоте, а о том, как выгодно устроиться в этом мире, как себя подороже продать.
Но псалмопевец задает этот вопрос, и для него, как и для каждого здравомыслящего человека, это очень важный вопрос. Хочешь быть счастлив, хочешь иметь не сиюминутный, а настоящий успех, - ты должен стремиться к чистоте.
И ответ на вопрос «Как юноше содержать в чистоте путь свой?» тоже примечательный: «Хранением себя по слову Твоему». Хранением себя… Это уже не вопрос родителей, это ответственность самого человека: ты сам себя должен хранить. Ты сам должен следить, соответствует ли твоя жизнь тому стандарту, который содержится в Слове Божьем. Можно притворяться, можно создавать видимость чистоты, и при этом переживать: «только бы никто не узнал, что на самом деле у меня на сердце», но в итоге такой человек обманывает сам себя.
Есть замечательные библейские примеры того, как молодые люди принимали решение хранить себя по слову Божию. Вспомним пару таких примеров.
Евр.11:23-26 «Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. 24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние»
Здесь показана не только решимость самого Моисея, но и замечательная связь его позиции с родителями. Родителя Моисея не убоялись царского повеления убивать всех еврейских мальчиков. Они поступили по совести и по заповедям Божиим. Рискуя собственной жизнью, они сделали все, чтобы сохранить жизнь своему новорожденному сыну. Моисей, когда вырос, тоже не убоялся фараона, хотя был воспитан при его дворе. Он сделал свой выбор: народ Божий стал его народом, Моисей стал неотъемлемой его частью. Мы видим, как некоторые черты характера передаются от родителей детям. Он впитал эти черты, как говорится, с молоком матери, ведь, как мы помним, его мама была при дворе фараона его кормилицей. Но все равно, это было личное решение Моисея в условиях реальной опасности.
Другой пример.
Дан.1:8 «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему»
Мы не знаем, кто были родители Даниила, но мы знаем, что он был среди тех юношей, которые были уведены в вавилонский плен. И мы четко видим его личное решение: содержать себя в чистоте, не оскверниться языческими блюдами и напитками. Был риск, была опасность, но Даниил со своими друзьями решил быть верным Богу, и получил благословение от Бога, и пережил нескольких Вавилонских царей. Потому что он бодрствовал над Словом Божьим, вникал в Слово, и хранил себя в соответствии с этим Словом. И это стало залогом его чистоты.
Владелец фабрики по производству мыла сказал однажды одному проповеднику: «Христианство ничего не достигло. Несмотря на то, что евангелие проповедуется уже две тысячи лет, мир не изменился. В мире еще много греха и злых людей».
Проповедник указал фабриканту на необычайно запачканного ребенка, который играл в грязи у края дороги: «Мыло ничего не достигло. Мы все еще видим грязь и грязных людей».
«Мыло, - возразил фабрикант, - полезно только тем, кто его применяет».
Проповедник ответил: «Христианство тоже».
Христианство полезно для тех, кто осознает ценность чистоты, и хранит себя в чистоте по Слову Божию.
2) Пс.118:82 «Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?»
Этот вопрос подчеркивает очень важную, глубинную потребность человека в утешении. Если первый вопрос касался наставления человека в истине, Слово Божье там выполняет функцию фундамента жизни человека, то здесь отражен вопрос, который неоднократно появляется в процессе нашей жизни. Оказывается, даже человек, который верен Богу, который избрал для себя путь следования за Господом, нуждается в утешении. У праведников тоже не все бывает гладко в жизни.
Мы не знаем точно, кто является автором 118-го псалма. Одни считают, что его написал Давид, другие - что он написан кем-то во времена Ездры и Неемии. Но кто бы ни был автором этих слов, обращает на себя внимание вера этого человека. Он не спрашивает Бога: «утешишь ли Ты меня?», он говорит: «Когда Ты утешишь меня?». Мы не знаем, о каком утешении взывает к Богу псалмопевец: это вопрос личного характера, то, что беспокоило его в своей жизни, или вопрос общего характера, вопрос восстановления Иерусалима или возвращения народа Божия из плена. А возможно, здесь поднимается вопрос глобального характера - вопрос спасения всех людей, вопрос прихода Мессии. Как бы там ни было, автор псалма жаждет утешения, настолько жаждет, что даже очи его истаевают. И он не сомневается, что утешение придет, вопрос «когда?».
Утешение в этой земной жизни получает тот, кто правильно определяет для себя источник утешения. Одним из самых утешающих мест Библии является 22-й Псалом. Вспомним кратко его содержание.
Пс.22:1-6 «Псалом Давида. Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни»
Здесь содержится всего шесть стихов, но какой емкий смысл! Мы можем выделить четыре части в этом псалме. Начинается псалом с провозглашения важной истины: моим Пастырем является Господь, и именно поэтому я не буду ни в чем нуждаться!
Затем идет детализация этого основного положения. Следующие два стиха говорят о том, как заботится Пастырь о Давиде во времена мира и изобилия. Он восполняет все наши нужды для жизни в этом мире. Злачные пажити и воды тихие… Затем говорится о том, что Бог направляет на стези правды. Думает ли сытая овца о стезях правды? Вряд ли. Ей и так хорошо.
В стихах 4 и 5 описана забота Пастыря в сложные времена. «Если я пойду и долиною смертной тени»… Как Давид оказался в этой долине? Два варианта: он пошел туда сам, т.е. уклонился от путей Господних. Однако, в таком случае, вряд ли он говорил бы о том, что «Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня». Значит, остается вариант - Бог направил его в эту долину. «Выход из зоны комфорта»… Затем речь идет о трапезе в виду врагов, чаша преисполнена - сравните со злачными пажитями и водами тихими. Тогда человек ни в чем не нуждался, и все было хорошо, никаких врагов. Здесь человека окружают враги, но в плане обеспечения ничего не меняется - есть трапеза, есть полная чаша.
Последний стих - подведение итога. Благость и милость сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни, и во времена изобилия, и во времена тяжких испытаний. И венец всему - пребывание в доме Господнем. Бог направляет нас на стези правды и ведет в свой дом… И здесь мы находим утешение нашей душе.
3) Пс.118:84 «Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?»
Как вы думаете: это один вопрос или два? При первом прочтении кажется, что это - совершенно разные вопросы. Вопрос о продолжительности жизни, вопрос о суде над гонителями… Но в современном переводе этот стих звучит так: «Господи, как долго ждать мне? Когда гонителей моих накажешь?». Звучит как один вопрос. Псалмопевец как-бы говорит: Боже, у тебя в руках вся вечность, но мои-то дни кратки; я ведь могу и не дождаться…
О каких гонителях говорит псалмопевец? Возможно, это какие-то реальные люди, которые в его жизни причинили ему много зла. А может быть, речь идет о духах злобы поднебесной, об их князе сатане, которые причиняют много проблем тем, кто жаждет правды Божией, кто желает жить по Слову Божию.
Важный момент: псалмопевец не пытается сам отомстить своим гонителям. Он отдает весь суд в руки Бога.
Здесь вспоминается эпизод из Книги Откровения.
Откр.6:9-10 «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. 10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»
Многие люди, как в этой земной жизни, так и даже после смерти, взывают к Богу со словами: «Доколе на этой земле будут твориться мерзости? Доколе закон Божий будет в поругании?». Желание того, чтобы справедливость восторжествовала, содержится глубоко в сердце человеческом. Пророк Аввакум: «Доколе, Господи…» (Авв.1:2).
Вот такие вопросы, которые задает автор 118-го Псалма. Эти вопросы очень разные, но можно сказать, что они охватывают всю жизнь человека. Вначале говорится о юноше и выборе пути, затем - об утешении, это, пожалуй, период зрелости, когда человек сталкивается с различными трудностями. Третий вопрос касается завершения жизни. Суд над гонителями - это, зачастую, вопрос за пределами нашей жизни.
Важный момент - только на первый вопрос в Псалме есть ответ. Чаще всего мы получаем от Бога ответы на вопрос «как?». Библия содержит множество советов относительно того, как нам жить на этой земле… На вопросы «сколько» и «когда», как правило, человек не получает ответа. Есть исключения, подтверждающие правило. Симеон получил удостоверение от Господа, что он не умрет, «доколе» не увидит Мессию. Езекии Бог продлил жизнь на 15 лет. Но в большинстве случаев мы с вами не знаем, сколько дней нашей жизни, когда мы получим ответы на свои вопросы, когда мы получим утешение… Но если мы будем в своей жизни поступать так, КАК мы должны в свете Слова Божия, то все остальные вопросы неважны. В конечном итоге будет все так, как желает Бог, и все это будет к нашему благу.