Осенью мы традиционно благодарим Бога за урожай, за то, что Он не оставляет нас без Своей милости, и в наших домах, погребах и холодильниках есть запасы, которые позволят нам прожить до следующего урожая. А если у кого-то таких запасов нет, то следует благодарить Бога за то, что кто-то другой собрал плоды, и мы имеем возможность купить на рынке или в супермаркете то, что нам необходимо. В любом случае, Бог заслуживает того, чтобы мы благодарили Его за хлеб насущный, и не только раз в год, но каждый день.
Есть много разных тем, которые так или иначе связаны с сеянием семени, выращиванием и сбором урожая. И при этом материальные вопросы, вопросы нашей жизни на этой земле, тесно переплетены с духовными вопросами. Сегодня хотелось бы обратить внимание на один стих из 15-й главы Евангелия от Иоанна, где говорится о винограднике Господнем.
Ин.15:2 «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода»
Слово «всякую» говорит о том, что без внимания нашего Господа не остается никто. Каждая ветвь находится под пристальным вниманием Божественного садовника. Он внимательно наблюдает и за ветвью, которая приносит плод, и за ветвью, которая не приносит плода. И, в любом случае, как мы видим из прочитанного текста, Его внимание болезненно. Ты приносишь плод? Господь будет тебя очищать. Ты не приносишь плода? Господь отсечет тебя. И это предупреждение стоит того, чтобы обратить на него внимание. Ведь от этого зависит наша участь в вечности.
Еще в Ветхом Завете мы читаем:
Ездра 7:26 «Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу»
Из этих слов мы видим, что за нарушение двух видов законов (закона Бога и закона царя), существовало четыре наказания. Если приложить эти слова к нашей теме, то мы можем сделать вывод, что первые два - смерть и изгнание - можно уподобить отсечению, а следующие два наказания - штраф и темница - очищению. Когда человека приговаривают к смертной казни, он отсекается от живущих, и уже никак не может повлиять на свою участь в вечности. Когда человека изгоняют (в те времена - из народа Божьего) - он становится чужим и с ним никто не общается. Но штраф и тюрьма оставляют человеку надежду на исправление.
Вспомним один ветхозаветный эпизод.
Пс.105:16-18 «И позавидовали в стане Моисею [и] Аарону, святому Господню. 17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона. 18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых»
Мы видим, как суд Божий отсекает тех, кто восстает против Божьего порядка и устройства. Вы помните эту историю, которая описана в 16-й главе Книги Чисел. Двести пятьдесят начальников народа Божия во главе с Кореем, Дафаном и Авироном восстали против Моисея и Аарона, говоря им, что все святы, и упрекая их за то, что они ставят себя выше других. Псалом 105:16 раскрывает то, что стояло за этим выпадом - зависть. И Бог сурово отреагировал на такие опрометчивые действия этих начальников. Земля расселась и поглотила не только самих восставших, но и их семьи.
Давайте представим себе: Каково было состояние жен, детей, других домочадцев Дафана и Авирона, когда они стояли, как прокаженные, по одну сторону, а весь остальной народ - по другую сторону. Какие вопросы задали бы дети своим отцам, если бы могли? Папа, ты нас учил поступать правильно. Но почему тогда мы сегодня стоим здесь? Почему мы чувствуем на себе суровые взгляды всех этих людей?… И такое случается во все времена. Очень жаль, что люди, слова и действия которых ведут к бунту, к расколу церкви, не задают себе простой вопрос: как все это отразится на моей семье?
Отсечение и очищение - болезненные операции. Даже, пожалуй, процесс очищения более болезненный, т.к. он более длительный. Отсечение происходит мгновенно, а очищение требует времени. В любом случае, мы должны осознавать: и тем, кто нарушает Божьи заповеди, и тем, кто верен Богу, в жизни бывает очень больно.
Пс.31:10 «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость».
Пс.33:20 «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь»
Если подойти к этим словам поверхностно, то тогда вообще непонятно: зачем идти к Богу, зачем себя в чем-то ограничивать, если, вроде бы, разницы нет: буду я жить нечестиво - у меня будут скорби; буду я жить праведно - у меня тоже будут скорби. Что я выигрываю?
На самом деле во всем этом есть огромная разница. Мы с вами прочитали: одних Бог отсекает, других - очищает. И то, и другое очень болезненно, и то и другое заставляет нас страдать, но очищение имеет перспективу жизни, отсечение такой перспективы не имеет. Когда нечестивые испытывают скорбь, это является лишь прелюдией к их вечной скорби вдали от Бога. Когда праведники испытывают скорбь, они переносят ее в надежде на воздаяние в вечном Царстве Небесного Отца. Они понимают, что Господь готовит их к чему-то великому и славному.
Помните, кого Бог назвал самыми большими праведниками?
Иез.14:12-14 «И было ко мне слово Господне: 13 сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; 14 и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог»
Сам Бог выделяет этих троих как тех, кто имел спасительную праведность. Но была ли жизнь этих праведников легкой и безмятежной? Нет, их жизнь была переполнена испытаниями и скорбями. Ной пережил испытание временем, на протяжении которого ему приходилось строить ковчег в окружении людей, которые погрязли в грехах и беззакониях. Больше ста лет он проявлял верность там, где о верности люди имели самое смутное представление. Ему пришлось стать свидетелем глобальной катастрофы, в которой выжила лишь его семья. Даниил пережил испытание властью. Будучи отроком, он был уведен Навуходоносором в плен, и там его мудрость была отмечена самим языческим царем, и Даниил долгие годы занимал высокий пост в Вавилонской империи. Ему приходилось жить во враждебном окружении, среди многочисленных высокопоставленных завистников, и при этом он оставался верным Богу. Он пережил Навуходоносора, а при царе Дарии был брошен в львиный ров, поскольку отказался прекратить молитвы единому истинному Богу. Но Бог за верность Даниила заградил пасти львам, и они его не тронули. И после этого Даниил занимал высокие посты и при Дарии, и при Кире, и при Валтасаре. Иов, который потерял все, что у него было: богатство, детей, здоровье, почет и уважение; его друзья подозревали, что он имеет скрытые грехи, а жена говорила - похули Бога и умри. Но при всем при этом Иов оставался верен своему Богу, хотя и не понимал, что с ним происходит, за что на него обрушились все эти скорби. Но он вышел из этих испытаний оправданный и обновленный.
Давайте вспомним также о царе Давиде, сколько пришлось перенести скорбей тому, кого Бог называет «муж по сердцу Моему». Это и преследования Саула, и войны, и даже собственный сын восстал на него. Вспомним только два эпизода, которые произошли именно тогда, когда Давиду пришлось скрываться от Авессалома.
2Цар.16:3 «И сказал царь: где сын господина твоего? И отвечал Сива царю: вот, он остался в Иерусалиме и говорит: теперь-то дом Израилев возвратит мне царство отца моего»
2Цар.16:7-8 «Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! 8 Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца»
Эти эпизоды показывают нам две реакции людей этого мира на чье-то падение: 1) извлечь из этого личную выгоду; 2) обвинить в том, что он это заслужил. Многие люди на месте Давида разгневались бы, но Давид сказал своим слугам: «И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида» (2Цар.16:10). Давид прошел через непонимание, через злорадство, но через это он был очищен и приготовлен к справедливому царскому служению.
Итак, те, кто старается быть верным Богу, зачастую переживает множество скорбей. Более того, может даже показаться, что у детей Божьих больше проблем, чем у людей мира сего. Может быть, кто-то из детей Божьих завидует тем, кто живет без Бога и, вроде бы, все у них хорошо, они не переживают тех испытаний, которые переживаем мы. Это не ново. Похожие чувства испытывал Асаф.
Пс.72 «Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, -
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам.
6 От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 [Но] если бы я сказал: "буду рассуждать так", - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои»
В первой половине этого Псалма Асаф описывает проблему. В то время как нечестивые благоденствуют, верный Богу человек подвергается очищению сердца, ранам и обличениям. И в сердце Асафа рождается закономерный вопрос: не напрасно ли все это? Есть ли во всем этом смысл? Но затем, во второй половине Псалма, мы видим разницу. В 27-м стихе Асаф говорит: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя». Человек, живущий без Бога, не имеет доступа к источнику жизни и сам становится причиной своей погибели, а тот, кто привился к лозе, но затем отступил - того Бог отсекает. Но в стихах 23-24 псалмопевец говорит: «Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу». Есть надежда, есть смысл, есть результат.
Как говорит Павел в 2Кор.4:17 «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Как бы мы с вами сегодня не страдали, наше страдание кратковременное - по сравнению с вечностью, и оно легкое - по сравнению со страданиями, которые перенес Христос на крест за наши грехи. И самое главное - оно ведет нас к вечной славе.
Итак, сегодня мы с вами размышляли на тему «Отсечение и очищение». Как сказал Иисус: ««Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Эти слова говорят нам о том, что под пристальным вниманием Бога находится каждая ветвь, и плодоносная, и неплодоносная. И операции, которые Небесный Виноградарь проводит и с теми, и с другими ветвями, довольно болезненны. И отсечение, и очищение - это больно. Скорби есть и в жизни праведников, и в жизни нечестивых, только итог разный.
Кто-то может сказать: можно было в этот праздничный день поговорить и на более приятную тему. Все-таки жатва - и опять о скорбях. Знаете, хочется привести такой пример. Однажды Иисус проповедовал, и одна женщина, которая Его слушала, воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». Наверное, ей очень понравилось то, о чем говорил Иисус. А помните, о чем же тогда Он проповедовал?
Лк.11:23-28 «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его»
Вот такие слова тогда из уст Иисуса прозвучали. К сожалению, сегодня христиане скорее воскликнут что-то похожее на то, что говорила та женщина, если проповедник будет говорить, что наши житницы должны быть переполнены, мы, как дети Небесного Царя, должны быть богаты и здоровы. О закономерности скорбей в жизни детей Божьих не очень приятно слышать. Но Иисус говорит, что блаженны те, кто слышит и соблюдает Слово Божье. А Слово Божье содержит разные истины, и приятные, и не очень приятные. Но когда мы внимательны не только к обетованиям Господним, но и к словам предупреждения, к словам обличения, увещевания, тогда мы становимся плодоносными. Все писание полезно для того, чтобы быть приготовленными для нашей встречи с Царем Царей и Господом Господствующих, детьми Которого мы с вами являемся. И пусть Господь благословит, чтобы и сегодняшнее Слово было принято нашими сердцами, и чтобы наши сердца были преображены Его Словом. Во славу Божию. Аминь.