Что чувствует человек, который силой неотвратимых обстоятельств заброшен в другую страну, в другую культуру и языковое окружение?
Даже будучи туристами, мы порой испытываем культурный шок от того, что незыблемые и очевидные истины и традиции теряют в другой стране свою силу и значение. Что уж говорить о тех, кто вынужден «пускать корни» на чужой земле? Что происходит в душах этих людей?
В Ветхом Завете Бог призывает евреев: «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх.23:9).
На самом деле люди удивительно легко забывают свой прежний статус. И вот бывшие беженцы и мигранты уже мечтают изгнать «понаехавших».
Поэтому, Божье напоминание Израилю не лишнее. Более того, оно повторяется в Писании снова и снова.
Пожалуй, в наиболее яркой форме звучит оно в книге Левит: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Лв.19:33-34).
Кто не слышал о заповеди «возлюби ближнего, как самого себя»? Но вот здесь Бог требует любви к дальнему, который внезапно очутился рядом, хотя его никто и не ждал.
Интересно, что в Ветхом завете устойчиво встречается упоминание трёх социальных групп, которым Бог оказывает Свое особое покровительство. Это сироты, вдовы и пришельцы. (Часто они связаны общим несчастьем, ведь война порождает беженцев, вдов и сирот).
Среди проклятий, звучащих с горы Гевал, есть и такое: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!» (Втор.27:19).
Мы не сможем правильно воспринять образ Бога в Писании, если упустим из вида эту троицу немощных.
Благость Бога раскрывается в заботе о них. Как написано в одном из псалмов: «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает» (Пс.145:9).
А вершина беззакония характеризуется так: «вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев"» (Пс.93:6-8).
Поэтому и идея праведности в Писании связана с образом защитника сирот, вдов и пришельцев.
«Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие. (Втор.24:19-22).
Здесь, кстати, прямая дорожка к книге Руфь. Ведь это рассказ о пришельцах и о Божьем промысле. Вооз являет собой праведника, исполняющего предписания Торы. Руфь совмещает образы сироты, вдовы и пришельца.
Источник:
Душа пришельца