Приходилось ли вам делать одно и то же снова и снова, не достигая при этом цели? Наверное, в какой-то момент возникает то, что психологи называют состоянием выученной беспомощности. Ситуация, при которой человек не ощущает связи между усилиями и результатом. Со временем становится абсолютно безразличным любое действие. Теряется интерес ко всему, и мир окрашивается в серые тона. Продолжать что-то делать в таком положении кажется разновидностью безумия.
Наверное, нечто похожее могло произойти с пророком Иеремией. Книга, написанная им, начинается с указания времени, в которое он пророчествовал, а также отчасти содержит финал, к которому это пророчество привело. У нас есть возможность сопоставить усилия, затраченные на выполнение миссии, с результатом, к которому эта миссия привела. И сразу можно сказать, что сопоставление это не в пользу пророка.
Иеремия указывает на то, что Бог начал говорить к нему очень рано. Это были времена иудейского царя Иоакима. А закончил во времена Седеккии, во время правления которого Израиль был уведен в плен. Таким образом, служение пророка продолжалось около сорока лет. Сорок лет безуспешных попыток донести волю Бога своему народу, постараться что-то изменить и предотвратить трагедию. И, в конце концов, все это все-таки закончилось катастрофой.
Более того, саму эту катастрофу Бог предвозвестил заранее, сказав, что народ не послушает Иеремию. Представьте себе человека, который, зная о предстоящей революции, на рубеже веков в Российской империи пишет книгу, целью которой является предотвращение этой самой революции. Но ничего не помогает и в 1917 году случается то, что случается: кровопролитие, братоубийственная война и государственный переворот. Не покажется ли нам странным и бессмысленным тратить сорок лет своей жизни на то, чтобы изменить то, что изменить нельзя?
Иеремия, несмотря ни на что, продолжает делать то, что делает, просто потому что не может этого не делать. Он возвещает народу Божью волю с редкостным упорством, хотя его служение и не оканчивается успехом. Впрочем здесь, возможно, стоит оговориться. Можно ли сказать, что его служение безуспешно, и что вообще мы понимаем под этим словом - «успех»?
Чаще всего под ним мы понимаем некоторый триумфализм, очередную победу, которую одержали в достижении своих целей. Тогда наше дело имеет смысл, а усилия оправдывают результат. В случае с книгой Иеремии мы имеем дело не с очередной победой, а, скорее, с поражением. Поражением личным, общественным и даже национальным. Разве не хочется избежать этой темы, постараться вымарать эти страницы из истории собственного народа, да и самому не размениваться на пораженческие настроения и усилия, не ведущие к достижению поставленных целей?
А может быть опыт поражения все-таки важен? Может быть, он стоит того, чтобы быть осмысленным и усвоенным? Может быть, именно этот опыт определяет нас и то, кем мы можем стать?
Существует так называемая теория о десяти тысячах часов. Суть ее в том, что профессионалом в какой-либо сфере можно стать, лишь потратив на это не менее десяти тысяч часов подготовки. Скажем, пилот не может сесть за штурвал самолета с пассажирами, пока не потратит десять тысяч часов, обучаясь на симуляторе. И, конечно, в процессе он не раз будет ошибаться или, образно говоря, будет терпеть поражение.
Но именно опыт этих поражений и делает его тем, кто он есть - профессионалом своего дела.
Думаю, что многие из нас в школьные годы сталкивались с ситуацией, когда родители или учителя бранили нас за плохие оценки. Мало-помалу мы привыкали к мысли о том, что значение имеет не сам процесс обучения, а только хороший результат в виде высокого балла. Если, например, учащийся делал двадцать ошибок в сочинении и получал двойку, а спустя какое-то время, после работы над собой, вновь писал сочинение и делал, скажем, уже не двадцать, а десять ошибок и снова получал двойку, он твердо усваивал, что прогресс не имеет значения и никак не оценивается. Оценивается только успех, а опыт поражения оказывается бесполезен.
А теперь представьте себе, что речь идет не об отдельном человеке, а о целом народе. И ошибки, которые оцениваются, касаются не грамматики или пунктуации, а человеческих жизней и общества в целом. Количество же этих ошибок исчисляется миллионами загубленных жизней. Захочется ли говорить о них или признаваться в них? Не лучше ли попытаться задвинуть их куда-нибудь подальше в пыльные книжные архивы и закрыть к ним доступ для всех? А вместо этого говорить лишь о вчерашних победах и при случае даже бравировать ими, напоминая всем, что если понадобиться, то «можем и повторить»?
Такой опыт поражения для израильского народа мог оказаться определяющим. Его признание и осмысление давало шанс сформировать правильное отношение к своему национальному прошлому, которое, в свою очередь, определило бы будущее народа. Но самое главное, что подобный опыт вернул бы Израилю понимание того, чьим народом он является и к чему призван.
Однако оплакивать опыт поражением пришлось одному Иеремии. Он снова и снова делает одно и то же, не в силах изменить хоть что-то в своих соотечественниках. В этом смысле он действительно беспомощен.
Но беспомощность его иного рода, нежели та, о которой мы привыкли слышать в теориях современных психологов. Это не выученная беспомощность в понимании человека, свыкшегося с бессмысленностью усилий и потому бездействующего. Это беспомощность в смысле что-то изменить, но имеющая смысл в самой себе потому, что повторение одного и того же несет в себе терапевтическое действие, способное спасти от повторения подобного в будущем.
Говорят, что в лагерях, подобным Дахау, пленных заставляли выполнять бессмысленную работу, которая буквально сводила их с ума. Но некоторые находили в ней смысл, потому что она, хоть и не приносила никакого результата, но все же имела смысл с точки зрения сохранения жизни, и те, кто продолжал, например, снова и снова считать рассыпанную крупу, несмотря на бессмысленность этого действия, смогли пройти через все трудности и в конце концов выжить. Эти люди не просто выжили, но и рассказали нам о том, что произошло с ними, предоставив многочисленные свидетельства того, что повторить нельзя ни при каких обстоятельствах.
Почему же опыт поражения так важен? Кроме банального «на ошибках учатся», хотелось бы обратить внимание на еще на некоторые уроки, которые мы можем вынести из подобного опыта.
Во-первых, мы получаем шанс вернуться к чему-то утраченному, потерянному или просто забытому. К тому, что является базовым и нерушимым для нашей личности. Это могут быть утраченные ценности, отношения или смыслы. Именно этой темой проникнуты многие пророческие воззвания - вернуться к забытому, оставленному, к «путям древним», на которых остались благословения. В конце концов, вернуться к Богу, под Его покров, к источнику с чистой водой, оставив мутные водоемы, которые к тому же не могут держать воды.
Бог оставляет дверь в Свой дом открытой. А поражение приводит нас в чувство и заставляет вспомнить, что пока мы не зашли слишком далеко, есть возможность вернуться в отчий дом. Туда, где даже наемники избыточествуют хлебом, где радость от возвращения блудного сына покроет все его прошлые ошибки, и где Отец ждет ушедших далеко и заплутавших на своих путях.
Пока мы двигаемся только вперед, мы можем не заметить, что сбились с пути или вовсе ходим кругами, как человек, заблудившийся в лесу. Опыт поражения останавливает нас и заставляет вернуться к точке отсчета, задающей основу нашей системе жизненных координат.
Во-вторых, опыт жизненного поражения помогает нам удерживать в памяти простую мысль: наша сила в Боге. Когда мы упали и пытаемся встать, мы инстинктивно начинаем искать точку опоры. Верующий человек прекрасно понимает, что опираться на людей не надежно. В конечном счете, единственное, на что мы можем опереться, - это Бог. Именно в Нем мы находим экзистенциальную точку опоры, которая способна вытянуть нас из болота поражения.
Иеремия пережил это. Вся его книга о подобном опыте поражения. Вся его книга о беспомощности, в которой мы можем найти помощь от Бога.
Источник:
Дмитрий Пронин. Не выученная беспомощность