МУЧЕНИКИ ДЬЯВОЛА

Jun 08, 2022 10:01

В своей книге «Страдание» Доротея Зелле высказывает мысль, что «самый важный вопрос, который мы можем задать по поводу страдания, - это спросить, кому и чему оно служит. Служит ли наше страдание Богу или же дьяволу, способствует ли оно тому, чтобы мы были живыми или же нравственно парализованными?» Не вопрос «Откуда пришла трагедия?», но «Куда это ведет?» - вот та проблема, на которой Зелле призывает нас сосредоточиться. В этом контексте она говорит о «мучениках дьявола». Что конкретно она подразумевает под этим понятием, какой смысл вкладывает в него? Нам известно, что различные религии воздают должное памяти мучеников ради Господа, людей, доказавших смертью глубину своей веры. Памятуя их стойкость перед лицом смерти, мы тем самым укрепляем нашу собственную веру. Такие люди - это мученики Бога.

Однако у сил отчаяния и неверия тоже имеются свои мученики - люди, смерть которых ослабляет веру других людей в Господа и в Его мир. Если смерть пожилой женщины в Освенциме или маленького ребенка в больничной палате порождает в нас сомнение в Боге, в великодушии и совершенстве этого мира, то такая женщина и такой ребенок становятся «мучениками дьявола», свидетелями против Бога, против осмысленности и содержательности нравственной жизни, а не в их пользу. Но (и в этом состоит самое важное положение Зелле) отнюдь не обстоятельства смерти этих страдальцев делают их свидетелями за или против Бога. Тут определяющую роль играет наша реакция на их смерть.

Сами по себе факты жизни и смерти нейтральны. Это мы в своем восприятии придаем страданию либо положительный, либо отрицательный смысл. Болезни, несчастные случаи, человеческие трагедии убивают людей. Но они совсем не обязательно убивают жизнь как таковую или веру. Если смерть и страдание того, кого мы любим, делают нас ожесточенными, ревнивыми, настроенными против всякой религии и неспособными к счастью, то мы сами превращаем человека, который умер, в одного из «мучеников дьявола». Если же страдания и смерть кого-либо из близких позволяют нам познать пределы наших ресурсов силы, любви и стойкости, если эти печальные события ведут нас к открытию таких источников утешения, о которых мы никогда прежде даже не подозревали, то мы делаем этого страдальца свидетелем в пользу позитивного подхода к жизни, а не ее неприятия.

Как указывает Зелле, это означает, что есть одна вещь, которую мы в любом случае можем сделать для тех, кого любили и потеряли. Мы не в состоянии возвратить их к жизни. Чаще всего мы даже не в силах сколько-нибудь значительно уменьшить их боль и страдания. Но существует нечто необычайно важное, что мы действительно в состоянии сделать для них после их кончины, - надо позволить им быть свидетелями в пользу Бога и жизни, а не в пользу нашего отчаяния и утраты веры, которые превратят их в «мучеников дьявола». Мертвые зависят от нас в смысле их искупления и их бессмертия.

Источник: Кушнер Г. Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи

мученичество, смерть, страдание, цитата, отчаяние

Previous post Next post
Up