ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ

May 29, 2022 10:01

Рим.8:28-29 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. 29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями»
Прочитанное место Священного Писания относится к тем текстам, которые нам хорошо известны, которые часто цитируются и, на первый взгляд, являются достаточно понятными. Вместе с тем, думается, что не будет лишним еще раз поразмышлять над этими словами.
Недавно мне попалась проповедь одного благословенного брата, в которой он на основании прочитанного текста задает четыре вопроса: 1) кому содействует ко благу? 2) что содействует ко благу? 3) почему все содействует ко благу? 4) что является благом, о каком благе идет речь?
Будет полезно поразмышлять над этими вопросами в формате малой группы или другого церковного общения.
Сегодня мы с вами сосредоточим свое внимание на втором вопросе, который звучит так: «что содействует ко благу?». Казалось бы, Слово Божье дает четкий ответ на этот вопрос: «ВСЕ содействует ко благу». И здесь хочется переспросить: все - это прям все-все-все? Или все - да не все?
Приведу один пример. Согласно нормам семейного права, все имущество, нажитое мужем и женой в браке или, другими словами, которое относится к общей совместной собственности супругов, при разводе делится поровну. Если понять это положение буквально, то получится, что разделу подлежит абсолютно все, что им принадлежит. Однако в другой статье Семейного кодекса сказано, что есть имущество, которое относится к личной частной собственности мужа и жены. Это, например, вещи индивидуального пользования, а также то, что получено по наследству, в дар, по страховке и т.п. Таким образом, оказывается, что разделу подлежит «все, да не все» имущество.
Примерно так же обстоит дело с выражением «все содействует ко благу». Если понимать это выражение буквально, то мы можем прийти к мысли, что абсолютно все в нашей жизни содействует ко благу. Предположим, человек в силу личной неорганизованности, недисциплинированности постоянно везде опаздывает. Можно ли сказать, что это тоже содействует ко благу?
Чтобы разобраться с этим выражением - «все содействует ко благу», нужно обратиться к контексту 8-й главы Послания к Римлянам. Предлагаю «разматывать» этот клубок с конца, т.е. со стихов, ближайших к нашему сегодняшнему тексту. И своеобразными указателями, «маркерами», подсказками будут слова «ибо» и «потому что».
1) Рим.8:24-27 «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией»
О чем говорится в этом отрывке? О надежде, об ожидании, о терпении, о молитве, о ходатайстве Духа… Применительно к нашей теме, суть этого отрывка можно кратко выразить так: «Нам содействует ко благу терпеливое ожидание ответа на наши молитвы».
У каждого из нас множество переживаний, ожиданий и надежд. Некоторые из них мы можем четко сформулировать, о других мы можем только вздыхать, но у каждого христианина есть перечень тех нужд, о которых он молится годами.
Помните, как Иисус однажды рассказал притчу о том, что нужно всегда молиться и не унывать? Там речь шла об одном судье, который Бога не боялся и людей не стыдился, и ему не давала покоя со своей проблемой одна вдова. И она в конце концов получила просимое, поскольку тому судье надоели ее бесконечные просьбы. И далее Иисус говорит:
Лк.18:7-8 «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»
Из этих слов мы видим, что ожидание ответа на молитвы имеет определенное благо - наша вера становится крепче. Если мы верим в милостивого, любящего Бога, разве можно Его сравнивать с тем неправедным судьёй? И если этот судья в конце концов помог вдове, то неужели Бог, в которого мы верим, оставит нас без своей помощи? И если Бог пока не отвечает на наши молитвы, быть может, для этого у Него есть веские основания?
Вспомним Авраама, которому Бог обещал, что у него потомство будет, как песок морской. Однако шли годы, Авраам старел, и ничего не происходило. Наверное, в сердце Авраама происходила определенная борьба, и мысли всякие в голову лезли. Но главный посыл, магистральное направление его мыслей выразил Павел, когда написал об Аврааме, что он:
Рим.4:20 «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу»
Можно по-разному ждать, когда Бог исполнит Свое обещание. Можно сцепив зубы терпеть, можно унывать, можно роптать… Но Авраам в те нелегкие времена, когда он не понимал, что происходит, почему Бог медлит, воздал славу Богу! И был результат: «Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евр.6:15). Готовы ли мы воздать славу Богу, когда мы уже устали ждать?
2) Рим.8:14-23 «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего»
Этот отрывок начинается оптимистично. Здесь говорится о том, что мы приняли Духа усыновления. Сам Бог-Вседержитель называет себя нашим Отцом! Но в всей этой ситуации есть одна проблемка. Почему же мы, являясь детьми Бога, страдаем? Ключевая проблема этого отрывка - проблема страданий. Последние стихи говорят о тех страданиях, которые являются общими для всего живого на этой земле. В 20-м стихе сказано о покорности суете. В 21-м стихе сказано о рабстве тлению. Этому рабству подвержены все живые существа. Все живое включено в этот всеобщий процесс умирания. Отсюда - болезни, немощи. Все живое стенает, и мы стенаем, ожидая искупления тела. Это искупление заключается в воскресении в новом теле, которое будет избавлено от рабства тлению.
Но выше сказано еще и о страданиях, которые присущи только христианам. Ст.17 - «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Оказывается, у детей Божьих есть особенные страдания, отличающиеся от страданий всего живого на этой земле. Это - страдания «с Ним», т.е. с Христом. Под этими страданиями понимаются не только страдания за веру, гонения, но и непонимание в семье, насмешки друзей, т.е. все, что так или иначе связано с верой во Христа. И в награду за эти страдания обещана слава.
Итак, обобщая этот пункт, мы можем сказать: «страдания содействуют ко благу». Причем оба вида страданий предполагают определенное благо: физические страдания - искупление тела; духовные страдания - славу, с которой ничто не может сравниться.
И, наконец, мы поднимаемся в самый верх нашей главы.
3) Рим.8:1-13 «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете»
Мы видим, что в этом отрывке речь идет о противопоставлении жизни по плоти и жизни по духу. И здесь говорится о постоянной борьбе духовных и плотских помышлений, побуждений, желаний в каждом христианине.
Джон Райл, проповедник и служитель ХIХ века, однажды сказал: «Истинный христианин - тот, в чьей душе не только царит мир, но и ведется война». Звучит парадоксально, но это так и есть. Познав истину, мы обретаем мир в своем сердце, ведь самая глобальная проблема, проблема нашего будущего, проблема примирения с Богом, решена. Но мы продолжаем жить в реальном мире с его реальными искушениями. Если Евангелие коснулось нашего сердца, если мы приняли жертву Христа, становимся ли мы при этом совершенными? Нет, мы только становимся на путь усовершенствования. Мы откликаемся на призыв Христа, но вместе с тем мы реагируем на те вызовы, которые содержатся в окружающем нас мире.
Интересный момент: В первой главе Бытия после того, как Бог сотворил человека, Он не сказал «и это хорошо», как это было на предыдущих этапах творения. На этот момент богословы обращают внимание по-разному. Одни говорят, что раз о человеке не сказано, что это хорошо, то он плох. Другие говорят, что если бы человек изначально был плохим, то как Бог в конце сказал бы «хорошо весьма», если венец Его творения плох. Оптимальный вариант в этой ситуации: признать, что человек - это чистая доска. Он ни плох и не хорош. Всю свою жизнь человек, как личность, находится в процессе становления. Он либо низко падает, либо высоко поднимается, но постоянно находится в напряжении.
Иаков в самом начале своего Послания пишет:
Иак.1:2 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения»
И чему же тут радоваться? Наверное, тому, что происходит проверка нашей веры. И радоваться следует, если мы выстояли, не поддались искушению. Если же мы поддались искушению, это говорит о том, что мы в этом вопросе еще слабы.
Ниже Иаков пишет:
Иак.1:12-14 «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»
Как обычно человек реагирует, когда он не устоял перед искушением и согрешил? Часто звучат слова «бес попутал». Так у него, у беса, работа такая - путаться под ногами и пытаться сбить дитя Божие с ног. Но Иаков говорит, что результат искушения зависит от того, что происходит в душе человека. Если испытание приводит ко греху, то лишь потому, что человек «увлекается и обольщается собственной похотью», т.е. желаниями своего сердца. Очень важно со смирением признать, что не испытания или искушения заставляют нас грешить. Посылая или допуская их, Бог не побуждает нас к греху. И если наша реакция на искушение оказалась греховной, то не потому, что нас вынудили согрешить, а потому, что наше сердце сделало такой выбор.
Помните проблему Саула, первого царя иудейского? Он был сильным воином и на первых порах мудрым руководителем. Но что его сгубило? Зависть к Давиду. И видя перед собой Давида, Саул почему-то не радовался. Напротив, его глаза наливались кровью, он хватал копье и пытался поразить Давида.
1Цар.18:10-12 «И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. 11 И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. 12 И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил»
Странное выражение здесь использовано: «злой дух от Бога». Что, разве в воинстве Бога есть не только херувимы, серафимы, ангелы, но и злые духи? Характер взаимоотношений в духовном мире - это очень сложный вопрос для нас, и многое от нас сокрыто. Но главный принцип, о котором говорит Иаков, остается. Радуйтесь, когда впадаете в искушение. Когда на меня нападает злой дух, когда появляется соблазн поступить по своему плотскому пониманию, как я поступлю?
Мы должны помнить, что в сердце каждого из нас постоянно идет борьба. И мы должны преодолевать искушения, преодолевать слабости своего характера. Люди часто говорят: «ну вот такой я человек, такой у меня характер». Эти слова говорят о том, что человек сдался и прекратил борьбу. Ведь каждый из нас призван расти над собой, над своими привычками, над своим характером. Только в этом случае христианин получит награду. Предположим, есть два человека: спокойный и вспыльчивый. Получит ли спокойный человек награду от Бога за свое спокойствие? Не, ведь он таков по своей сути. Но если человек гневлив, но научился преодолевать свой гнев, - за это он получит награду от Бога. А у того, кто спокоен, есть свои особенности, которые ему следует преодолевать. Может быть, это зависть, или лень, или недисциплинированность. Может быть, он дает обещания и не выполняет, или постоянно опаздывает. Это то, над чем человек должен трудиться на протяжении всей своей жизни.
Да, это не легкий путь. Павел в Послании к Евреям пишет: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4). Иногда без крови не обойтись. Это битва не на жизнь, а на смерть. И поэтому Иаков и говорит: «радуйтесь, когда впадаете в искушение». Ведь это - хороший шанс понять, на каком я месте. Если я выстоял - слава Богу, моя вера сильна. Если поддался - значит, я увидел свою проблему. Я не должен унывать, я должен приложить свои старания, чтобы решить эту проблему. Если упал - надо вставать и двигаться дальше.
Этот путь нелегок, и мы можем иногда падать, иногда совершать ошибки. Эйнштейн как-то сказал: «Человек, который никогда не совершал ошибок, никогда не пытался что-либо совершить».
Каждая ошибка - это возможность расти и учиться. Находясь в школе Бога, мы либо побеждаем, либо учимся на своих ошибках, и никогда не остаемся в проигрыше.
Как мы реагируем, когда мы ошибаемся, и что-то пошло не так?
Неправильное отношение к ошибкам:
- мы ищем виновного. Один человек сказал: «Но даже если неудача случилась по чьей-либо вине, я бы все равно взял ответственность за это, потому что обычно это значит, что я принял такие решения, которые поместили этого человека в позицию, в которой он смог стать причиной моей неудачи».
- мы совершаем одни и те же ошибки снова и снова. Получается, что мы ничему не учимся…
Правильное отношения к своим ошибкам: взять на себя ответственность и сделать все, чтобы подобное больше не повторилось.

Подведем итоги. Сегодня мы с вами говорили о том, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Контекст главы, в которой сказаны эти слова, привел нас к мысли о том, что ко благу нам содействует не все-все-все, а то, что способствует нашему духовному росту, нашему уподоблению Иисусу Христу.
Нам содействует ко благу, когда мы терпеливо ожидаем ответа на свои молитвы.
Нам содействует ко благу, когда мы переносим страдания вместе со Христом.
Нам содействует ко благу, когда мы духом побеждаем дела плотские.

Однажды группа друзей собралась ехать в другой город, где намечалось интересное мероприятие. Их было шестеро, и каждый мечтал там побывать, планировал поездку, готовился. Но в последний момент оказалось, что на поезд осталось только пять билетов. Как бы вы поступили в такой ситуации? Попытаться убедить остальных, что вы обязательно должны поехать? Тянуть спички? Закатить истерику? Один из шестерых, который был христианином, решил добровольно отказаться от поездки в пользу остальных друзей. И на одну из девушек в этой компании этот поступок произвел очень сильное впечатление. И чем больше она думала об этом, тем сильнее ей хотелось стать христианкой. В конце концов она ею и стала.

Вот вам пример того, когда ко благу может содействовать наша жертвенность, когда мы готовы наступить на горло своим желаниям и уступить кому-то. Когда мы показываем, что труд Духа Святого в нашем сердце не тщетен. Когда наш дух контролирует нашу плоть.

страдание, искушение, терпение, духовность, христианство в действии

Previous post Next post
Up