ДЫХАНИЕ СВЯТОГО ДУХА

Jun 20, 2021 10:01

Ин.3:8 «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа»
2Кор.3:17 «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода»
Мы прочитали с вами удивительные слова, которые характеризуют Святого Духа. Наверное, каждое поколение детей Божьих привносит в эти слова что-то свое. Что слышится в этих словах нам, детям XXI века? Мы живем в то время, когда вопросы свободы стали воистину первоочередными вопросами. По-латыни свобода звучит как «либертас». Отсюда произошли слова «либерализм», «либеральные ценности» и т.п. В словарях дается несколько значений этого латинского слова: 1) свобода, воля; 2) самостоятельность, независимость; 3) прямота, бесстрашие, смелость; 4) распущенность, разнузданность; развязность. И в наше время мы с вами вкусили свободы во всей полноте, во всем ее спектре, начиная от борьбы за свободу народов и наций и заканчивая свободой как вседозволенностью. Сегодня многие верят в то, что во Вселенной нет абсолютных ценностей, нет безусловных истин. Каждый имеет свободу самовыражения, свободу выбора своей ориентации и т.п.
И вот, возвращаясь к прочитанным ранее евангельским словам: «Дух дышит, где хочет», «где Дух Господень, там свобода», может сложиться мнение, что вот она, свобода - делай, что хочешь, живи, как знаешь, и таким образом ты не только будешь воплощать в реальность свои желания, не только будешь развивать свои способности, но даже будешь подобен Богу. Но действительно ли это так? Давайте прочитаем еще два стиха.
Ин.14:16 «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек»
Ин.15:26 «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»
Как совместить эти слова: «Дух дышит, где хочет», и в то же время: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя», «Которого Я пошлю вам от Отца», «Который от Отца исходит»… Так все же: Он сам дышит, где хочет, или Иисус Его посылает, или Бог Отец Его направляет?
Когда мы с вами размышляем над догматом Троицы, над тем, как же соотносятся друг с другом Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, мы соприкасаемся с великой тайной, с непостижимостью бытия Бога, которое невыразимо в наших земных словах и категориях. Григорий Богослов писал: «Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Не успел разделить Трех, как возношусь к Единому». Сам Бог через пророка Исаию говорит: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6). Бог один и един, мы не поклоняемся трем Богам, но в то же время есть различение Отца, Сына и Святого Духа. И это не разделение Бога, это - Его полнота. Кто-то сказал: «Троичность Бога означает, в частности, что Бог может быть сосудом любви и притом сосудом неисчерпаемым. Любовь и жизнь могут существовать в Боге независимо ни от чего». Действительно, любовь есть основа взаимоотношений трех ипостасей Троицы. Богу всегда было, есть и будет кого любить, даже если бы Он никого и ничего не сотворил, ибо любовь заключена в Нем Самом. Богу не бывает одиноко, не бывает скучно. Божье совершенство исключает взаимные обиды «внутри» Троицы. Мы, люди, даже в отношениях с самими близкими нам людьми можем проходить этапы кризиса, непонимания, какой-то раздвоенности. Даже тем, кого мы любим, мы часто причиняем боль. Но в Боге всего этого нет. В Нем присутствует полнота всякого совершенства, Он есть свет, и нет в нем никакой тьмы.
И когда мы спрашиваем: «так все же, Иисус сам пришел в этот мир или Отец Его послал? Дух Святой сам пришел или Иисус Его направил?» - все эти вопросы происходят от непонимания существа божественных взаимоотношений между ипостасями Троицы. Знаете, как бывает между мужем и женой, которые много лет прожили вместе, в любви - они часто предвосхищают мысли и желания друг друга. Бывает, что муж начитает говорить что-то, а жена восклицает: «я только что об этом подумала». Или жена накрывает уснувшего мужа пледом, а он говорит: «ты угадала мое желание». Все эти примеры - лишь жалкая тень того, что происходит во взаимоотношениях между Отцом, Сыном и Духом Святым. Их отношения пронизаны взаимопониманием, они чувствуют желания друг друга и предвосхищают эти желания. Самая большая радость для тех, кто любит друг друга такой любовью - это поступить так, как от тебя ожидают. Поэтому Иисус жаждет исполнить волю Своего Отца, а Дух Святой жаждет быть там, где желают Его видеть Отец и Сын. Это их обоюдное желание, никто никого не принуждает.
Когда мы с вами читаем слова «Дух дышит, где хочет», мы должны понимать, что здесь говорится не о той свободе, которую мы привыкли видеть вокруг себя, а зачастую - и в своей жизни. «Захотел - пошел туда, захотел - сюда». Нет. Будучи воплощением святости, Он дышит там, где Его готовы принять, где жаждут Его присутствия, где готовы подчиниться Его водительству. Его желание направлено туда, где Ему рады.
В Послании к Римлянам сказано:
Рим.8:14 «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»
Этот текст более правильно было бы перевести так: «А все те, кто постоянно водится Духом Божьим, являются сынами Божьими». Дух Святой - это не ковер-самолет, на котором мы полетали, и потом свернули или повесили на стену. Сыны Божии - это те, кто постоянно жаждет присутствия Духа Святого в своей жизни, кто позволяет Ему действовать в своей жизни, кто внимателен к тому, чтобы не оскорбить Духа Святого.
Дух Святой дышит, где хочет, и Его невозможно принудить дышать там, где нам хочется, невозможно присвоить Его себе силой или другим способом на него повлиять. Помните эпизод с Симоном-волхвом?
Деян.8:18-20 «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. 20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги»
Дух Святой можно получить только в дар. Это - подарок свыше. Подарок тем, кто жаждет его принять. Апостолы в день Пятидесятницы были единодушно вместе, они жаждали исполнения обетования Божия, и они получили дар Святого Духа. Огонь с неба не причинил им никакого вреда, языки как бы огненные почили на каждом из них, наполнили их познанием и силою свыше. Жителей же Содома, наоборот, огонь с неба попалил до смерти, потому что они погрязли во грехах, они не искали святости Божьей, они искали той свободы, которой и сегодня многие ищут  - свободы поступать по упорству развратного и злого сердца своего. «Живи, как хочешь, поступай, как знаешь» - так многие понимают сегодня свободу.
Но к какой свободе призваны мы с вами?
Гал.5:13-16 «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти»
Да, мы с вами призваны к свободе, но это совершенно другая свобода, не та, которая пропагандируется в этом мире. Христианская свобода - это свобода от греха, свобода от суеверий, от поклонения нелепым идолам и от многого другого, чем переполнен безбожный мир. Наша свобода - это не вседозволенность, не потакание своим плотским желаниям. Наша свобода дает нам силы преодолевать искушения и удаляться от тех путей, которые ведут в погибель. Но чтобы иметь эту свободу, нужно признать авторитет Бога в своей жизни, нужно принять жертву Иисуса всем своим сердцем, нужно исполняться Святым Духом. Ведь все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Итак, в этот праздник Троицы, который является яркой жемчужиной в ожерелье христианских праздников, хочется снова и снова прославить триединого Бога, ощутить дыхание Святого Духа, Который дышит, где хочет. Пусть Господь благословит всех нас, чтобы дыхание Святого Духа всегда пребывало в наших сердцах, в наших семьях, в Церкви Божией. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

свобода, Дух Святой, Троица

Previous post Next post
Up