ПРИЧТЁН к ЗЛОДЕЯМ

May 30, 2021 10:01

Были ли в вашей жизни случаи, когда вас принимали за кого-то другого? Такие случаи нередки, людей могут спутать из-за их внешнего сходства, из-за того, что кого-то раньше не видели в лицо (вспомним ситуацию, описанную Гоголем в комедии «Ревизор», в которой Хлестакова приняли за ревизора, а он не стал разубеждать жителей провинциального городка). Могут быть и другие причины. Например, несколько лет назад в Челябинске умер один человек, а его брат в состоянии сильного волнения по ошибке сдал сотрудникам полиции и похоронного бюро свой паспорт. Ошибка вскрылась, когда родственники умершего получили свидетельство о смерти и бумаги о захоронении, в которых умершим числился живой человек. Потом ему в судебном порядке пришлось доказывать, что он жив.
В жизни Иисуса тоже было немало случаев, когда Его принимали за кого-то другого.
Мф.16:13-14 «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков»
Но, пожалуй, самый вопиющий случай произошел в конце Его земной жизни.
Мк.15:22-32 «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его»
Иисус, который творил столько добра, который всегда говорил истину, был причтен к злодеям! Как это случилось, почему произошла эта чудовищная ошибка?
На эту тему есть много различных мнений и толкований. Мы с вами сегодня обратим внимание на три момента.
1) Мк.15:29 «Проходящие злословили Его…»
Кто были эти проходящие? Обыкновенные люди, простой народ. Заурядные прохожие. Это слово - «проходящие» - очень емко характеризует их жизненное кредо. Таких и сегодня немало. Их магистральное направление жизни лежит мимо креста. Крест для них - это просто повод для покивания головы и для богохульных слов. Им некогда остановиться и задуматься, они куда-то спешат, и лишь бросают свои полные издевательства реплики. Давайте прислушаемся: о чем они говорят, кивая своими головами? «Э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста». О чем говорят эти слова? Во-первых, о том, что эти люди не вникали в слова Иисуса. О каком храме говорил Иисус, что Он собирался созидать за три дня… Какая разница. Они любители сплетен, где-то что-то услышали - и понесли дальше... «Что-то много в последнее время развелось всяких баптистов! Собираются там в своих молельных домах, чем они там занимаются? Непонятно!» - приходилось слышать такие слова? Так говорят современные «проходящие». Во-вторых, они говорят: «спаси Себя Самого и сойди со креста». Т.е. им непонятно, как можно серьезно относиться к словам того, кто сам о себе не сумел позаботиться. Какое-там Царство Небесное? О чем ты нам рассказываешь? Тебя прибили, как разбойника, к кресту - где твоя сила и твоя власть? Для таких людей страдания и духовность - несовместимые вещи. Если ты духовный - ты во всех жизненных обстоятельствах победитель, а если ты страдаешь - у тебя нет веры или еще какие-то духовные проблемы. Все это - мысли «проходящих». И когда таких проходящих много, то срабатывает эффект толпы, и люди часто готовы растерзать того, кому еще вчера пели «Осанна».
Помните похожий эпизод из жизни Павла?
Деян.14:11-19 «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13 Жрец же [идола] Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и [принеся] венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав [о сем], разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили,
19 из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда [Апостолы] смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим».
Разве не удивительно - несколько дней назад люди кричали: «боги в образе человеческом сошли к нам», и вдруг - побивают одного из них камнями.
Вот есть что-то такое в природе человека, что заставляет его так круто менять свое мнение. Какая-то подозрительность, желание скорее увидеть в человеке, в его мотивах что-то низменное. Грешный человек сам как-бы возвышается в своих собственных глазах, когда кого-то, кого почитают люди, удается низринуть с пьедестала, облить грязью.
Иисус понимал все это.
Ин.2:23-25 «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке»

2) Мк.15:31 «Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти»
Интересно, что вначале написано о «проходящих», и только после них - о первосвященниках и книжниках, которые насмехались «подобно» первым. Но ведь именно по их наущению люди стали кричать «распни» и высказывать различные насмешки. Это по их сценарию Иисуса прибили ко кресту. Это они первые придумали, как им избавиться от неудобного учителя и опасного конкурента.
Ин.18:28-32 «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху. 29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? 30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. 31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - 32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет»
Это начальники иудейские заварили всю эту кашу, а теперь стоят у креста и поддакивают. Вроде бы - не мы это говорим, это люди говорят… Но и в этом есть глубокая правда жизни. Очень часто кукловоды, те, кто дергают людей за разные ниточки, так и поступают: людей вперед, а сами как-бы в тени… У нас же демократия, народ так решил!
Для своего времени, говоря по человеческим понятиям, эти первосвященники и книжники разработали довольно-таки эффективный план. Какое обвинение они выдвинули против Христа?
Лк.23:1-2 «И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, 2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем»
Таким образом, называя Иисуса бунтовщиком и самозванцем, они не только избавляются от Иисуса руками римлян, они делают важный задел на будущее: тех, кто после смерти Христа осмелился бы называть себя Его последователем, можно обвинить в пособничестве государственному преступнику, бунтарю и самозванцу. Кстати говоря, вы не задумывались, почему в Евангелиях встречаются различные безымянные люди, которые помогали Христу? (Например, хозяин ослицы и осленка, на котором Иисус въехал в Иерусалим; человек, в доме которого Иисус с учениками последний раз участвовали в пасхальной трапезе). Возможно, это было сделано преднамеренно, чтобы защитить этих людей от преследований. Ведь на момент написания Евангелий все эти люди, вероятнее всего, еще были живы, и у них, как у пособников бунтовщика, могли быть проблемы с законом. Апостолов и так все знали, они постоянно ходили с Иисусом и не было смысла скрывать их имен, но имен других учеников Слово Божье без особой надобности не называет.
Итак, мы продолжаем рассматривать причины и обстоятельства того, что Иисус был причтен к злодеям. Кстати говоря, эта фраза - «и к злодеям причтен» - встречается в Библии трижды. Один случай, у Марка, мы уже прочитали, давайте теперь посмотрим, в каком контексте об этом говорит Лука.
Лк.22:35-38 «И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно»
Исходя из этих слов, некоторые толкователи Библии делают вывод, что Иисус пытается помочь первосвященникам и книжникам оформить на него обвинение. Христос якобы просит своих учеников помочь Ему исполнить слова пророчества «и к злодеям причтён». Согласно этой точке зрения, ученики должны были вооружиться, чтобы у правителей появился ещё один формальный повод арестовать Иисуса. Когда Иисусу сказали, что у них есть два меча, Он ответил, что этого достаточно. Он имел в виду, что этого достаточно для того, чтобы Его обвинили в вооруженном мятеже. На самом деле такое толкование вряд ли можно признать верным. Ведь к тому моменту участь Иисуса была уже практически решена, люди с мечами и кольями, имея в качестве проводника Иуду, уже шли Иисуса арестовать, и наличие или отсутствие мечей уже ничего не решало. Кроме того, когда Петр отсек ухо Малху, следуя логике такого толкования, Иисус бы только обрадовался - вот теперь уж точно арестуют, есть прямое вооруженное сопротивление, но Иисус обличает и останавливает Петра, а Малха исцеляет. Реальная картина событий такова, что Иисус не хотел выглядеть обычным бунтовщиком и не желал создавать Своим ученикам проблемы, чтобы их тоже считали бунтовщиками.
1Пет.4:14-16 «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.и15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; 16 а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь»
В одном только правы те, кто отстаивают подобную точку зрения - в том, что Иисус действительно желал, чтобы это пророчество о Нем исполнилось. Но чтобы понять причину этого, прочитаем третий случай, в котором встречается это выражение.
3) Ис.53:12 «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем»
Таков был предвечный замысел: чтобы иметь возможность ходатайствовать за преступников, Сыну Божию самому следовало стать преступником. Вернее, Он не стал преступником, Он был причтен к преступникам, т.е. его считали преступником, злодеем. Во всем этом есть нечто непостижимое для нас. Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой. Все наши грехи перешли на Него, чтобы Его праведность перешла на нас. Он был занесен в список злодеев, чтобы мы с вами были записаны в книге святых.
Один мальчик спросил отца: зачем Иисусу одели на голову терновый венец? Отец сказал: ну, не знаю, может быть, чтобы Ему больнее было. Сын сказал: да нет, пап, это чтобы Он отличался от разбойников…
Даже ребенку ясно, что Иисус не мог быть злодеем, здесь что-то иное. В этом терновом венце не только воплощен сгусток человеческой злобы, стремление унизить и причинить особые страдания Тому, Кто не вписывался в их шаблон, в этом также проявилась жертвенность и царственное достоинство Царя Царей и Господа Господствующих. Враги Христа водрузили на Его голову тот венец в насмешку, но, сами не ведая того, они исполнили то, что было предначертано свыше. Иисус говорил своим преследователям: «Это не вы забираете мою жизнь, это Я сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и имею власть снова принять ее».
Никто не в состоянии изменить божественный порядок вещей и безнаказанно выставить Сына Божия злодеем. Истина все равно восторжествует. И она восторжествовала в смерти и в воскресении Иисуса Христа. Даже римский сотник, который участвовал в распятии, вынужден был признать: «Воистину сей человек был Сын Божий». И эти слова мог бы повторить вслед за ним каждый искренний человек, живущий на этой земле. Иисуса причли к злодеям первосвященники и начальники иудейские, Его приняли за злодея люди, проходящие мимо креста, но всякий здравомыслящий человек способен увидеть в Нем Сына Божия, который взял на Себя грехи всего мира, твои и мои. Он заплатил за нас немыслимую цену, и теперь вправе ходатайствовать за нас.
Воздадим Ему славу! Аминь

подозрительность, ходатайство, распятие, злодей, Голгофа, Христос, Крест

Previous post Next post
Up