ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ

May 23, 2021 10:01

Первое утверждение (молитвы «Отче наш») с благоговением открывает святость Божьего имени. Именно таково первое положение этой молитвы. Бог - наш Отец, однако по Своему характеру Он также свят. Одно только это должно напоминать нам о главенстве Божьего имени в нашей жизни и наших просьбах. Что заключено в имени? Имя проливает свет на характер. Именно благодаря Его имени произносится так много молитв, и эти многочисленные молитвы возносятся во имя Его.
Неспособность понять тот факт, что наши молитвы несут в себе Божье имя, принесло многим христианам немало несчастий. Если судить по современным формам и выражениям поклонения, в которые мы зачастую вовлечены, то в том, как мы видим Бога по отношению к самим себе, Его имя совершенно «не святится». Такое бессодержательное понимание святости может отчасти объяснять причины краха основ христианства на Западе.
В седьмой главе Книги пророка Иеремии мы читаем о том, что Божий народ живет с ложным чувством безопасности. Они знали, что северная часть их разделившегося царства пала под натиском ассирийцев, однако жили, питая ложную надежду на то, что южное царство Иуды никогда не падет, поскольку в нем находится Храм Господень, символизирующий Божье присутствие. Бог проговорил к Иеремии совершенно недвусмысленно:
Не надейтесь на обманчивые слова: «Здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»…
Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.
Иеремия 7:4, 12
Жители южного царства тешили себя ложной надеждой на то, что Иерусалим для Бога - особенный город, и Он никогда не позволит врагу захватить его. Однако Бог потряс их, напомнив о том, что в прежние времена излюбленным Божьим городом был Силом, однако он стал притчей во языцех, объектом людских разговоров в том регионе из-за постигшего его страшного разрушения, и теперь наступала очередь Иерусалима. В конечном итоге Бог всегда защитит Свое имя. Но когда мы проявляем непочтение к этому имени, когда своими словами и образом жизни показываем, что Божий характер недостоин почтения, и при этом живем, питая иллюзии, что Бог не призовет нас к ответу за такое отношение к Его имени, Он будет действовать решительно. Бог сделает все, чтобы отделиться от осквернения Своего имени. Почтение к Себе - это то наименьшее, чего Он ожидает от каждого человеческого существа.
К Божьему имени всегда необходимо относиться как к священному, и история предоставляет впечатляющие напоминания о том, насколько нам важно никогда об этом не забывать. В истории России было немного столь памятных моментов, как тот, когда царь Александр I - абсолютно светский человек - пал на свое лицо пред Богом в одной из церквей Санкт-Петербурга, прося Бога избавить его народ от армии Наполеона, намеревавшегося предать Москву огню. Бог ответил, послав необычного помощника - лютую зиму с морозами. По иронии судьбы, та самая церковь, в которой молился Александр I, позже, в период расцвета марксизма, была превращена в музей атеизма. Похоже, успех укорачивает память о божественном вмешательстве, и первой жертвой становится молитва.
Священным является то, что нельзя сделать привычным. Мы должны задаться вопросом - и каждый в отдельности, и общество в целом: неужели мы действительно думаем, что можем безнаказанно попирать святость Божьего имени? Тот факт, что по всему миру бесчестится имя Иисуса, а не Будды, Мухаммеда или Кришны, говорит о многом. В других культурах даже законченные сквернословы относятся с достаточным почтением к именам своих пророков или божеств. Мы же на Западе - единственные, кто использует имя своего Бога скорее как знак препинания, и это выявляет наше непочтение к тому, что должно говорить нам о святости. Это применимо к странам, сообществам и отдельным людям. Если имя Бога не святится, искренняя молитва невозможна. Причина очень проста и имеет огромное значение. В конце концов, наше отношение к имени Бога показывает наше отношение к самим себе. Такова логическая взаимосвязь, заключенная внутри молитвы.
Но в зависимости от того, насколько успешной оказывается наша молитва, Бог обычно становится для нас или волшебником, отвечающим на все запросы и восполняющим все нужды, или далеким и равнодушным, если молитвы остаются без ответа или мы не получаем просимого. Превращение молитвы в простой список пожеланий - это первейшая ошибка, потому что, когда эти пожелания не исполняются, мы начинаем утрачивать веру в Бога и считать, что Он разочаровал или подвел нас.
Почти двадцать лет назад на экраны вышел кинофильм «Сила веры», главную роль в котором сыграл Стив Мартин. В нем рассказывается история «целителя верой» с характерным именем Джонас Найтингейл (фамилия на английском означает «соловей», или «сладкоголосый» - прим. ред.). Джонас колесит по стране, устанавливая свою палатку в небольших городках для организации очередного «пробуждения». Он свободно владеет христианской лексикой и использует весь арсенал извращенных и бесчестных религиозных трюков той гламурной версии христианства, которую часто можно увидеть на христианских телеканалах. Найтингейл разработал целую систему, незаметно информирующую его о том, кто в зале страдает той или иной болезнью, и где они сидят. Затем, в кульминационный момент «служения исцеления» он с помпезностью циркового конферансье призывает «потенциальных жертв» выйти вперед, чтобы получить исцеление.
Из-за поломки автобуса Найтингейл со своей «евангелизационной» командой оказывается в простой сельской общине на Среднем Западе, страдающей от ужасной засухи. Все жители городка поставили на своих подворьях палатки, проводя ночи напролет в молитвенных бдениях, прося Бога о дожде. Появившийся именно в этот момент брат Джонас находит здесь готовую для эксплуатации аудиторию. Он знакомится с местной официанткой, которая отчаянно нуждается в Божьем прикосновении к ее семье, и особенно - к ее брату, который не может ходить. Веря Джонасу, она просит его исцелить ее брата. Тот осознает, что для простодушных верующих этого городишки, с детства привыкших, что их пропитание зависит от природных стихий, все это - очень серьезно. Найтингейл начинает ощущать дискомфорт из-за своих намерений использовать этих людей, сыграв на их вере.
По этой причине он готовится отменить запланированные дальнейшие «служения», как вдруг на последнем собрании происходит настоящее чудо исцеления. Когда больные в процессе очередного спектакля Найтингейла направились к сцене, чтобы «обратиться к Иисусу за исцелением», юный брат официантки также вышел вперед, и в один прекрасный миг отбросил в сторону свои костыли и начал ходить. Толпа восторженно взревела, прославляя Бога за Его чудо.
Но никто не был более потрясен, чем сам Джонас Найтингейл. После того, как эйфория улеглась, он уединился в своей тихой комнате. Собираясь на следующий день покинуть город, Найтингейл был не в состоянии заснуть. Он лежал, пытаясь понять, что же произошло, а потом встал, оделся и направился в палатку, погруженную в ночную тьму. Найтингейл подошел к большому распятию на сцене, возле которого и произошло чудесное исцеление юноши, посмотрел на фигуру на кресте и промолвил: «Господи, это я… Джек». Впервые за весь фильм он назвал свое настоящее имя. Джек Ньютон (так его звали) осознал, кто такой Бог, и увидел свое собственное имя как истинное отражение того человека, кем он был на самом деле.
Притворство - это краеугольный камень нашего полного поражения. Молиться так, словно у нас есть право требовать то, чего нам хочется, без объективной готовности увидеть, какими мы являемся на самом деле, - это значит превратить молитву в сущий спектакль, даже если мы думаем, что за нами никто не наблюдает.
Примирившись с Богом, Джек возвращается в свою комнату. Не дожидаясь рассвета, он упаковывает свои вещи и покидает городок на проезжавшем мимо грузовике. Внезапно Джек видит на лобовом стекле каплю дождя, потом - еще и еще одну. Они падали из грозовых туч, как слезы радости за обратившегося к вере фальшивого целителя.
В фильмах вроде этого мне наиболее интересен взгляд на суть веры, который разделяют даже скептики, и зачастую он очень мало связан с образом Иисуса, который сформировало коммерциализированное христианство. Пожалуй, здесь кроется и нечто более глубокое. Интересно, почему сценаристы дали своему герою имя Джек? Не было ли это намеком на Иакова? Помните историю, когда Иаков притворился своим старшим братом Исавом и украл у своего ослепшего отца благословение? Когда, наконец, настал день расплаты, Иакову предстояло встретиться с братом, который был куда сильнее его. Помните, как он всю ночь боролся с Богом и сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня»? Тогда Бог задал Иакову самый неожиданный вопрос. Он спросил, как его имя. И внезапно Иаков осознал, что он лицом к лицу столкнулся с тем собой, каким его знал Бог, и каким он сам знал себя. Он убежал от Бога с украденным благословением ненастоящего имени, теперь же, возвращаясь домой, он знал, что он - не Исав, а Иаков, и его имя означает «двуличный». В тот день Иаков признал пред Богом свое истинное имя и возродился в духовного человека. В тот день произошло духовное рождение нации, а ее дети стали наследниками благословения.
«Да святится имя Твое» - это первые слова молитвы, признающие как суверенность, так и характер Бога - характер, который свят и, в отличие от наших лукавых сердец, не может лгать или обманывать. Слово «Отец» приближает к нам Бога, в то время как выражение «да святится имя Твое» создает правильную дистанцию между святым Богом и Его творением. Его любовь к нам сбалансирована Его защитой от того, что помешает нам стать такими, какими Он хочет нас видеть.

Источник: Рави Захариас. Христианство, не оправдавшее надежд

искренность, святость, молитва, Бог

Previous post Next post
Up