СОЖАЛЕНИЕ - ЭТО ЛЕКАРСТВО ИЛИ ЯД?

Feb 28, 2021 10:01

Один молодой человек рассказывает: «Последние 10 лет своей жизни мой дедушка просыпался каждый день в 7:00, срывал свежий полевой цветок во время утренней прогулки и приносил его моей бабушке. Однажды утром я решил пойти с ним, чтобы повидаться с ней. Положив цветок на её могилу, он посмотрел на меня и сказал: “Мне очень жаль, что я не срывал ей свежий цветок каждое утро, когда она была жива. Ей бы действительно это понравилось”».
«Мне очень жаль…» Это один из вариантов того, как люди выражают сожаление по поводу своего прошлого, по поводу жизни в целом или относительно ее отдельных эпизодов. Наверное, нет и никогда не было ни одного человека, который был бы доволен всеми событиями в своей жизни, всеми своими словами и поступками. Каждый в разные периоды своей жизни испытывает сожаление. Сожаление об упущенных возможностях. Сожаление о сказанном или не сказанном. Сожаление о сделанном выборе. Есть один популярный вопрос, который люди часто задают: если бы можно было начать жизнь сначала, ты прожил бы ее иначе или так же? Стал бы ты что-то менять в своей жизни? На эту тему написано много книг и снято много фильмов. Повернуть время вспять, что-то изменить в прошлом… Для одних это выглядит очень заманчиво, для других - абсолютно неприемлемо. Одни говорят: «Хотелось бы мне иметь пульт от жизни, чтобы отмотать всё назад...». Другие, как например, Булат Окуджава, мыслят иначе: «Если бы было две жизни, можно было бы одну посвятить напрасным сожалениям и скорби. Но она одна».
«Если бы…» Это еще один вариант того, как люди выражают свои сожаления.
Исх.16:1-3 «И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.
2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне,
3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом»
Как вы себе представляете почетную смерть, которой не стыдно было бы умереть? Кто-то в качестве такой смерти представляет себе смерть в бою, кто-то - в постели в окружении родных и близких, а сыны Израилевы мечтали умереть сидя у котлов с мясом! Кому-то такое желание может показаться странным. Но разве подобные люди одиноки в этом своем желании?
И.Нав.7:7 «И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом!»
О, если бы я поступил в другой университет, я бы стал программистом и зарабатывал кучу денег… О, если бы я вышла замуж не за Ивана, а за Петра… О, если бы я не влез в этот кредит… Если бы да кабы… Кладбище несбыточных фантазий…
Прочитаем еще два места.
Пс.72:12-14 «И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?»
Пр.5:7-14 «Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, -
12 и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!"»
Здесь мы находим еще две разновидности сожаления о прошлом. И эти примеры прямо противоположные. Асаф, который написал 72-й Псалом, выражает сожаление о том, что какую-то уж слишком приличную жизнь он прожил. Я думаю, каждому приходилось с такими примерами сталкиваться. Рассказывают, что Хаджу Насреддина как-то спросили: «Если бы у вас был шанс прожить свою жизнь заново, вы бы, наверное, многих ошибок не совершили?». Он ответил примерно следующее: «Я не только повторил бы все свои прошлые ошибки, но совершил бы и много новых. Я сожалею, что очень поздно начал совершать свои ошибки». И очень многие люди мыслят примерно так же. Они оглядываются назад - и видят позади массу неиспользованных возможностей. Многие рассуждают так: «Если бы я мог повернуть время вспять, я выжал бы из жизни максимум!». Одна актриса как-то сказала: «Я сожалею о тех грехах, которые я так и не совершила. Если бы у меня был второй шанс, я бы их обязательно совершила». Для таких людей даже специальную поговорку придумали: «Седина в бороду - бес в ребро». И вот Асаф, глядя на людей, которые берут от жизни все, не будучи терзаемы совестью или какими-то моральными угрызениями, говорит: «не напрасно ли я очищал сердце мое?». В этих словах слышится сожаление о прошлом. Правильно ли я распорядился отпущенным мне временем? На то ли, что мне действительно нужно, я потратил свою жизнь? Конечно, следует помнить, что эти слова - это поэтический прием. Дальше псалмопевец как-бы прозревает и говорит, что когда он вошел во святилище, все стало на свои места. Он понял, что все эти люди, которым он позавидовал, находятся на скользких путях. Но ведь многие люди мыслят именно так, реально и без всякой поэзии. Они завидуют тем, кто безнаказанно сумел взять от жизни все, и думают, что если бы у меня был второй шанс, я прожил бы свою жизнь так же, как они.
Но Соломон в своих притчах предупреждает своих детей, а через них - и всех нас, что если мы будем мыслить так, то рано или поздно в нашей жизни наступит разочарование. Рано или поздно в нашем разуме возникнут слова: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим» (Пр.5:12-13). Многие сожалеют о неиспользованных возможностях в своей жизни, но еще больше людей сожалеют о том, что они воспользовались запретными, греховными возможностями. У многих людей остаются греховные зарубки на всю оставшуюся жизнь. Многие годами не могут расстаться с делами давно минувших дней. Многие навсегда увязли в своем прошлом.
Знаете, сожаление о прошлом - это сложное и противоречивое чувство. Оно может быть и конструктивным, и деструктивным, в зависимости от ситуации.
Вспомним историю Иосифа и его братьев. Мы хорошо знаем эту историю. Однажды, движимые завистью и негодованием, братья продали Иосифа в рабство. Как-то они жили с этим многие годы, и вот наступило время их встречи. Мы прочитаем из этой истории только два эпизода:
Быт.42:18-21 «И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога:
19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших;
20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали.
21 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие»
Быт.45:4-5 «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни»
Первый эпизод показывает, что братья Иосифа все эти годы жили с сожалением в своем сердце. Наверное, когда эйфория прошла, и они вернулись домой, к отцу, то не раз пожалели о содеянном. И это сожаление имело созидательный характер. Те, кем они стали, они стали во многом благодаря этому сожалению. Но затем мы видим, как Иосиф говорит братьям: «но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда». Было время, когда печаль о прошлом, сожаление и желание изменить прошлое были конструктивны, но сейчас их нужно оставить в прошлом. Нельзя зацикливаться на прошлом, нужно извлекать из него уроки - и идти дальше.
Однажды три мудреца затеяли спор о том, какое время важнее для человека - прошлое, настоящее или будущее. Первый сказал: «Моё прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею только то, чему я научился в прошлом,. Успехи прошлого, а не попытки настоящего или планы будущего, придают мне уверенности в настоящем». Второй мудрец сказал: «Если бы ты был прав, человек был бы обречён, как паук, сидеть день за днём в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Моё представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более важно, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои настоящие действия зависят сейчас не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать». Третий мудрец сказал: «Вы упустили из виду, что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего ещё нет. И независимо от того, вспоминаете ли вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни - ни прошлое, ни будущее нам не подвластно»
Да, действительно, наше прошлое имеет очень большое значение, надо только делать из него правильные выводы в настоящем ради нашего будущего. Вспомним слова Апостола Павла:
2Кор.7:8-10 «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. 9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. 10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»
Печаль ради Бога - это и есть сожаление о нашем прошлом, которое ведет к покаянию. Только такое сожаление является конструктивным. Иуда тоже раскаялся, он сожалел о своем предательстве, он признал, что предал кровь невинную (Мф.27:3-4), но это сожаление привело его к самоубийству. Это сожаление, которое наполняет душу отчаянием, оно никуда не идет и ни к чему не ведет, кроме вечного мрака.
Итак, подведем итоги. Сегодня мы с вами размышляли на тему: «Сожаление - это лекарство или яд?». Мы увидели, что сожаления в жизни могут иметь множество проявлений и оттенков. Каждый человек в своей жизни о чем-то сожалеет, но сожаления могут быть бесплодными, мелкими, низменными, безнадежными, а бывают и правильные сожаления. Сожаления о неправильно прожитой жизни, сожаления о своих грехах, сожаления о нанесенных кому-то обидах - эти сожаления могут принести добрые плоды в жизни человека, которые проявляются в изменении своей жизни, в покаянии перед Богом. Сожаление без покаяния бесплодно, а покаяние без сожаления - неэффективно.

Да, есть много сожалений в нашей жизни, от которых нам нужно избавляться. Даже если мы сожалеем о чем-то действительно ценном. Например, многие люди сожалеют о потерянном времени. Действительно, что в нашей жизни ценнее времени? Но даже если мы потеряли время - мы получили урок перед лицом вечности. Нужно принять этот урок и идти дальше. Нельзя зацикливаться на прошлом. Пока мы дышим, пока бьётся наше сердце - у нас есть шанс что-то изменить в своей жизни. Кто-то сказал, что сожаление об упущенных возможностях - это самый страшный ад, в котором только может пребывать живая душа. Как важно не упустить самую важную в жизни возможность - примириться с Богом. Бог и сегодня обращается к каждому живущему на земле: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2).
Будем внимательны к этим словам. Будем чуткими к движению Духа внутри нас. Пусть все наши сожаления закончатся у подножия Креста. Чтобы нам потом не проводить со своими сожалениями наедине целую вечность.
И да поможет нам Бог. Аминь.

Иосиф, печаль, прошлое, сожаление

Previous post Next post
Up