В 1147 г. в уединенном уголке Зальцахской долины двенадцать монахов и несколько мирян из Эльзаса приступили к возведению нового монастыря. Монахи эти были белыми монахами, т.е. принадлежали к новому для того времени цистерцианскому ордену, название которого происходит от аббатства Сито (Citeaux, лат. Cistercium) к югу от Дижона.
Возникновение белого цистерцианского ордена из черного бенедиктинского знаменовало возврат к строгим и аскетичным правилам Св. Бенедикта. Цистерцианцы принимали активное участие в миссионерской деятельности, они много сделали для распространения в Европе культуры и просвещения. Ora et labora (молись и работай) - к этим двум словам можно свести содержание пятидесятистраничных правил, регламентирующих самые разнообразные аспекты монастырской жизни.
История возникновения монастыря Маульбронн отчасти связана с историей крестовых походов.
В 1145 г. Бернар Паганелли, аббат монастыря Ст. Анастазиус (под Римом) и бывший монах Клерво, становится Папой Римским. Новоизбранный Папа Евгений III, замышляя Второй Крестовый поход, естественным образом обращается за помощью и советом к своему бывшему аббату.
В 1146 г. Бернар де Клерво прибывает в город Шпайер, чтобы убедить императора Конрада III в необходимости нового крестового похода. Результатом указанной поездки явилось, в частности то, что Епископ Шпайерский Гюнтер выделил лен Муленбруннен («Мулий источник») для нового цистерцианского монастыря.
Согласно легенде, в поисках подходящего для монастыря места монахи нагрузили на спину мула мешок с золотом и, наградив животное благословением и плеточным ударом, отпустили его на все четыре стороны, а сами предусмотрительно отправились следом. Проблуждав некоторое время по лесу, мул остановился у ручья и принялся утолять жажду. Монахи и сопровождавший их благородный рыцарь Вальтер увидели в этом знак небес и немедленно заложили первый камень в основание будущего монастыря. По другой версии легенды, монастырь заложили на том месте, где мул ударил копытом о землю, и из земли забил фонтан с целебной водой.
Несмотря на то, что первоначально монастырь располагался вдали от главных торговых путей, он извлек немалые выгоды как из своей близости к императорской дороге, так и из соседства с городом Шпайером. Уже через четыре года после своего основания монастырь настолько расширился и окреп, что смог выделить часть людей и средств на постройку дочернего монастыря в Броннбахе.
В 1178 году освящается романская базилика Св. Марии. В последующие годы сооружаются крепостные стены, сторожевые башни, уникальная система водоснабжения, кузница, мельница, разбиваются сады и виноградники. В конце XII в. аббат Маульбронна не без бахвальства заявляет в епископальном отчете: «Наши винные бочки превосходят размером кельи египетских монахов, а наши фруктовые склады просторнее, чем их монастыри». В годы своего расцвета монастырь владел более, чем сотней деревень, поместий и земельных участков.
Реформация нанесла ордену страшный удар. Из шестисот пятидесяти монастырей остаются действующими не более четырехсот, причем почти все они пребывают в плачевном состоянии.
Маульбронн постигла двойственная судьба. В 1525 году монастырь захватывают взбунтовавшиеся крестьяне. В 1534 году последние цистерцианцы покидают монастырь. В 1547 году, ровно через 400 лет после своего основания, монастырь, примерно на десять лет, опять становится цистерцианским, после чего дух протестантизма окончательно воцаряется в старых стенах. Монастырь никогда больше не возвращается к своему первоначальному предназначению, но счастливым образом избегает разрушений.
В 1559 году Кристоф, герцог Вюртембергский, правитель просвещенный, распоряжается превратить крупные мужские монастыри в монастырские школы для подготовки протестантских пасторов. Это революционное распоряжение открыло дорогу всеобщему обязательному образованию. Позднее из монастырских школ возникли евангелистские семинарии. Маульброннская и подобные ей школы предоставляли уникальную возможность для одаренных выходцев из низших сословий получить образование и сделать научную или духовную карьеру. Обучение в таких школах было бесплатным, более того, ученики получали стипендию, и наиболее талантливым из них предоставлялась возможность продолжить учебу в университетах.
В евангелической школе Маульбронна учились многие знаменитости, в частности - великий астроном Иоганн Кеплер и известный немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин. Учеником этой школы был и писатель, лауреат Нобелевской премии Герман Гессе. Одну из своих повестей под названием «Под колесом» Гессе посвятил времени своего обучения в Маульбронне. Сегодня в помещениях монастыря находится престижная классическая гимназия. В ней учатся около ста подростков.
Первая трёхнефная церковь монастыря Маульбронн была построена в романском стиле. Однако следующие многочисленные постройки возводили уже в стиле готики. По мнению искусствоведов, появлению церквей в стиле готики в Центральной и Северной Европе мы обязаны именно монастырю Маульбронн.
Строения на территории аббатства дошли до нас в неизменном виде с XIII века. Маульбронн настолько достоверно сохранил типичный облик старого монастыря, что в нем происходили съемки фильма «Имя Розы». За своё архитектурное своеобразие и высокую степень сохранности монастырь в 1993 году был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Изображение монастыря можно также найти на монете в 2 Евро.
Источники:
Элина Войцеховская. Гессе и Маульбронн Монастырь Маульбронн - жемчужина Шварцвальда