3Цар.16:29-33, 17:1 «Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года.
30 И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него.
31 Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему.
32 И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.
33 И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева…
1 И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову»
17-я глава 3-й Книги Царств начинается со встречи одного из самых нечестивых израильских царей с одним из самых сильных пророков Божьих. Как написал много лет назад Аполлон Николаевич Ма́йков,
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
Действительно, именно в самые тяжелые времена, когда, казалось бы, тьма сгустилась, и нет проблесков света, Бог посылает к Своему народу людей, которые способны осветить этот мрак. Именно таким человеком был пророк Илия.
В предыдущей главе мы прочитали предысторию этой встречи. И мы увидели, что тьма в те времена действительно сгустилась. Ахав, царь Израильский, взял в жены Иезавель, дочь царя Сидонского, что было прямым нарушением Божьей заповеди. Затем он построил капище Ваала, стал приносить ему жертвы. Тот, кто должен был показывать народу Божию пример служения Богу, вместо этого приучал этот народ к грехам идолопоклонства. Затем Ахав с Иезавелью стали разрушать жертвенники Господни и на их месте насаждали языческие священные рощи. Во времена Ахава приносили в жертву даже детей, под аккомпанемент барабанов и громкой музыки, чтобы заглушить их плач.
И вот перед Ахавом появляется Илия и говорит: «жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову».
«Жив Господь!» - это была формула клятвы, которую часто использовали в ветхозаветные времена. Например, когда пророк Нафан пришел к Давиду и рассказал ему историю о богаче, который пожалел своих овец и приготовил для странника овечку бедняка, произошло следующее:
2Цар.12:5 «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это»
Другими словами, Давид сказал: «как верно то, что жив Господь, так верно и то, что этот человек достоин смерти».
Но в устах Илии эти слова приобрели особое звучание. «Жив Господь!» - эти слова были сказаны в то время, когда у многих людей были основания сомневаться в том, что Господь жив. Где был Бог, когда вместо жертвенника единому живому Богу были поставлены жертвенники Ваалу? Где был Бог, когда убивали пророков Божиих? Где был Бог, когда приносили в жертву младенцев?
Бывают времена, когда сложно поверить, что Бог действительно жив. Когда все, от малого до великого, славят Бога, когда в общественной и личной жизни - победа за победой, когда текут молочные реки вдоль кисельных берегов, тогда всем понятно, что Господь жив. Но когда в нашу жизнь приходят испытания, когда вокруг все рушится, когда нет уверенности в завтрашнем дне - можем мы с твердой уверенностью сказать, как Илия: «жив Господь»?
Давайте вспомним Иова, который был праведен пред Богом, и в одночасье потерял все, кроме жены, да и та говорила ему, глядя на его страдания: «похули Бога и умри». Но Иов говорил:
Иов 19:25 «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию»
«Искупитель мой жив!» Это истинная вера, вера вопреки обстоятельствам, вера, которая превозносится над испытаниями! Когда мы говорим: «Я не знаю, что происходит в моей жизни, я не понимаю, почему это происходит, но я уверен - мой Господь жив!»
Однажды завистники обвинили Даниила в том, что он, вопреки повелению царя, продолжает молиться своему Богу. И за это Даниил был брошен в львиный ров.
Дан.6:19-20 «Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному, 20 и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?»
То, что Даниил служил живому Богу, было ясно всем, в том числе и языческому царю. И вот, в ту ночь, когда Даниил находился во рву вместе с дикими животными, царь очень переживал, сон бежал от него, и он рано утром, на рассвете, когда обычно цари беспечно нежатся в постели, бежит ко рву львиному. Что он хотел там увидеть? На что он надеялся? Разве может кто-то уцелеть, проведя ночь со стаей голодных хищников?
Но царь увидел славу Божию. Он убедился в том, что Даниил действительно - раб Бога живого. И он услышал голос своего верного министра:
Дан.6:21-22 «царь! вовеки живи! 22 Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления»
И после этого царь издает указ.
Дан.6:25-27 «После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: "Мир вам да умножится! 26 Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. 27 Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов"»
Этот случай настолько поразил воображение языческого царя, что он не постеснялся в своем указе воздать славу Богу, которому поклонялся Даниил. Перед лицом всех языческих идолов и капищ, которыми была наполнена его империя, Дарий возвещает о том, что есть живой Бог, царство которого несокрушимо и владычество которого бесконечно. Земные царства приходят и уходят, цари рождаются и умирают, но единый живой Бог восседает на Своем престоле вечно!
Конечно, невозможно царским указом принудить кого-то уверовать в истинного Бога. Человек может делать вид, что он поклоняется, но сердце его будет очень далеко, если единственный мотив такого поклонения - страх перед наказанием. Бог желает, чтобы пред ним поклонялись в духе и истине, чтобы сердце человеческое было наполнено любовью к своему Творцу и Владыке.
Какая ирония судьбы, дорогие друзья, что языческий царь воздает славу истинному живому Богу, а царь Израильский лобызает бездушного идола!
Итак, когда нечестие в народе Божием достигло своего апогея, перед царем Ахавом появляется пророк Илия и говорит: «жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!».
Мы кратко рассмотрели первую часть этой фразы, теперь поразмышляем и над второй частью. Если бы мы могли с вами перенестись в те далекие времена, что бы мы увидели? Какая картина предстала бы перед нашим взором? Одетый в пышные одеяния царь сидит на троне, или стоит на возвышении, или проезжает в нарядной колеснице в окружении телохранителей и прочей своей свиты (мы не знаем точно, где и при каких обстоятельствах состоялся этот разговор), а перед ним появляется человек, который описан в 1-й главе 4-й Книги Царств. Когда уже после смерти Ахава его сын, Охозия, который был ничем не лучше своего отца, послал своих слуг к Веельзевулу, божеству Аккаронскому, чтобы узнать у него, выздоровеет ли он, то навстречу посланным вышел пророк Илия и обличил их, после чего посланные вернулись назад к царю. И вот Охозия начинает выяснять: кто же это, кто посмел остановить царских слуг?
4Цар.1:7-8 «И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии? 8 Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин»
Да, нечестивый сын Ахава хорошо знал Илию. Возможно, он присутствовал при том разговоре, о котором мы с вами сегодня вспоминаем.
И вот мы видим, как этот заросший человек в грубой одежде стоит перед всем этим царским великолепием и говорит: «жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!». Да, именно так - он в тот момент стоял не перед грозным царем, во власти которого было арестовать Илию, бросить его в темницу, казнить… Илия стоял перед Богом!
Знаете, это воистину сильное чувство, если мы понимаем, что мы стоим перед Богом. Перед нами может быть кто угодно, нам может угрожать какая угодно опасность - но мы понимаем, что мы стоим перед Богом.
Деян.7:51-58 «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, -
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями»
Здесь мы видим пример извечного конфликта между теми, кто видит Бога перед собой даже в самых безвыходных ситуациях, и теми, кто, прикрываясь именем Бога, готовы убивать обличающих их. Первосвященник и другие члены Синедриона, призванные показывать народу своему Бога, убивают Стефана, который осмелился назвать их предателями и убийцами, а также сказал, что он видит Бога и рядом с ним - сына Его Иисуса. Они поступили еще более нечестиво, чем Ахав - Илии тогда, по крайней мере, удалось уйти живым!
И это очень большая проблема, когда люди не способны понять, осознать, что каждый момент своей жизни они находятся перед Богом. Псалмопевец в 85-м Псалме пишет:
Пс.85:14 «Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою»
Что это? Легкомыслие? Недостаток воображения? Духовная слепота? Сегодня часто приходится слышать фразу: «все мы под Богом ходим», но что скрывается за этими словами? Смысл этого выражения обычно заключается в том, что никто в этой жизни не гарантирован от чего либо опасного, непредвиденного; с каждым из нас может произойти все что угодно. Это - абсолютно не христианское понимание. Если мы ходим «под Богом», то Бог где-то там, а мы - здесь. Мы - сами по себе, а Он - сам по Себе. Люди часто живут, как на местности, которая хорошо простреливается снайпером. Они совершают короткие перебежки, и говорят: «Сегодня пронесло, ничего не случилось - ну и слава Богу, будем дальше жить так, как нам хочется». А если не пронесло, что-то случилось - так вот она, подходящая фраза заготовлена: «все мы под Богом ходим».
Ходить под Богом и стоять пред Богом - это две большие разницы. Если я стою пред Богом, то это значит, что я не просто признаю, что Бог есть, я стараюсь жить так, как Он желает. Послушание Богу - вот показатель того, стою я пред Богом, или нет.
Когда Ангел Божий явился Захарии в храме и сообщил ему, что у него родится сын, а Захария засомневался, то Ангел сказал:
Лк.1:19 «…я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие»
В этих словах заключена важная мысль: только тот, кто предстоит пред Богом, может быть использован Богом для важного задания. И только тот, кто исполняет то, что поручает ему Бог, может стоять пред Богом. Это взаимосвязанные моменты. Трудно себе представить кого-то из существ, сотворенных Богом, которые стояли бы к Богу ближе, чем Гавриил. Был один ангел, который, возможно, еще более близко стоял перед Богом, Люцифер, но по причине гордости, самолюбования и непослушания он был отвержен и низвергнут с небес. Стоять пред Богом и понимать это - это большое благословение и огромная ответственность.
Знаете, многие дети Божии попались на том, что они думали - если я стою пред Богом, то это должно материализоваться для меня в каких-то особенных благословениях. Так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на два момента из жизни Илии, которые описаны в этой же, 17-й главе.
3Цар.17:2-4 «И было к нему слово Господне: 3 пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; 4 из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там»
И немного ниже:
3Цар.17:9 «встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя»
Вот они, благословения тому, кто стоял пред Богом и был послушен Ему. «Тебя будут кормить нечистые птицы и беспомощная вдова»! Наверное, вороны приносили Илии отборные отбивные, а вдова пользовалась книгой «100 рецептов для вашей мультиварки». Да, Господь никогда не оставит тех, кто верен Ему, но речь идет не об их обеспечении Bentley и iPhone, речь идет о восполнении самых необходимых для жизни нужд. Христианам, живущим в век общества потребления, трудно это понять и принять.
Итак, сегодня мы с вами рассуждаем над словами, которые пророк Илия сказал Ахаву: «жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!». Мы увидели с вами, как это работало в прошлом. Но каково применение этих слов для нас сегодня?
1Тим.3:14-15 «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, 15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины»
Мы с вами являемся частью Церкви живого Бога. Наш Бог жив, Он все видит и все контролирует. Ничего не может произойти на этой земле и во всей вселенной без Его ведома. И понимание этого должно принести мир нашему сердцу. Мы должны каждый день напоминать себе, что наш Господь жив. Мы должны понимать, что мы не «под Богом ходим», как часто говорят в этом мире, потому что в этих словах слышится какой-то фатализм, предчувствие неизбежности бедствий. Если мы поклоняемся живому Богу, то и волос с нашей головы не упадет без его изволения. И если мы, глядя вокруг, устали ждать изменений к лучшему, то должны вспомнить слова Петра:
2Пет.3:15 «…долготерпение Господа нашего почитайте спасением…»
Мы часто склонны негативно реагировать на то, что Господь медлит исполнять Свои обещания, но Петр говорит, что в этом проявляется долготерпение Божье. И мы должны воспринимать это долготерпение как спасение.
И еще один важный момент. Илия сказал: «жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою». Мы, как дети Божьи, также должны понимать, что мы стоим перед Богом не только тогда, когда мы на служении подпеваем нашему хору. Мы стоим перед Ним постоянно. Мы стоим перед Ним, когда принимаем какие-то решения. Мы стоим перед Ним, когда нас в чем-то незаслуженно обвиняют. Мы стоим перед ним в любых жизненных испытаниях. Более того, благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа мы получили право стоять пред престолом Божьим. Как говорит Павел:
Евр.4:16 «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи»
Дерзновение - это не дерзость. Благодаря Голгофским страданиям нашего Спасителя мы с вами можем стоять перед Богом, мы можем ходатайствовать за своих близких, мы можем просить у Господа помощи и надеяться на Его милость. И чем более мы послушны Богу, тем ближе мы находимся к Нему, и тем больше Он может использовать нас для Своей славы.
И да будет Ему, единому живому Богу, пред Которым мы сегодня стоим, вечная слава. Аминь.