МИФОЛОГЕМА МАТРИАРХАТА

Nov 11, 2020 10:01

Со времен Платона и Аристотеля в европейской науке и философии господствовала теория патриархата, согласно которой изначальным видом человеческого общежития была патриархальная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения - государства. В середине же XIX века возникла идея матриархата, построенная на гипотезе, что первоначально в общественной организации доминировали не мужчины, а женщины. Она принадлежит И. Я. Бахофену (1815-1877), изложившему ее в «Материнском праве» (1861) - книге, во многом определившей появление современного феминизма. Остановимся на ней подробнее.



Изучая античную историю и мифологию, Бахофен обнаружил, что там имело место наследование по материнской линии, что и легло в основу его концепции. По Бахофену в древности (мифологической) была борьба между мужчинами и женщинами, которая закончилась победой последних, установивших материнское право, или гинократию. Этот период называется у Бахофена амазонским. Именно поэтому, с его точки зрения, в мифологии привились женские божества, главное из них - Мать-Земля, Деметра. Потом мужчины, обратившись к богу Дионису, преуспели в борьбе за господство, и наступил патриархат. Женщины были разбиты силой оружия, что окончательно было закреплено римским правом.

И. Я. Бахофена считают первым феминистом в антропологии. Идею матриархата поддержали другие известные антропологи того времени. Д. МакЛеннан (1827-1881), изучая американских индейцев, обнаружил у них пережитки данной стадии («Первобытный брак»). Затем Л. Г. Морган в «Древнем обществе» (1877) выдвинул тезис о материнском роде как его начальной, допатриархатной стадии. Исходя из данного положения, он выступал активным борцом за эмансипацию женщин и даже завещал свое имущество на развитие женского высшего образования. В дальнейшем идея матриархата была воспринята марксизмом. Она, в частности, легла в основу широко известной работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

В советской науке идея матриархата доминировала практически до конца ХХ столетия, да и сегодня в трудах многих российских обществоведов она выступает в качестве неоспоримой: «Когда-то на заре человеческой истории мужчины добились превосходства над другой половиной человечества и теперь живут в постоянном беспокойстве и боязни, как бы женщина не взяла реванш в борьбе за господствующее положение в обществе» (Ксенофонтова Н. А. Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. СПбГУ, 2006. Т. 1. С. 417-431).

Однако собранные к ХХ веку этнографические материалы по «примитивным» народам опровергли гипотезу о некогда существовавшей власти женщин над мужчинами. Главным аргументом для всех сторонников матриархата было обнаружение у ряда народов матрилинейного счета родства и матрилокального брака. Однако, как выяснилось, практически во всех известных обществах существует та или иная степень мужского доминирования независимо от способа организации родства и формы брака. Таким образом, женщины исключены из наиболее значимых экономических практик, а их социальные роли (матери, жены и т. д.) ассоциируются с меньшим набором властных полномочий и прерогатив, чем мужские. Словом, подобная гендерная асимметрия является универсальным явлением человеческого бытия. Поэтому западная наука, прежде всего социально-культурная антропология, уже к 70-м годам ХХ столетия рассматривала теорию матриархата в качестве мифа.

Источник: Бочаров В.В. Неписаный закон: Антропология права. Научное исследование. - 2-е изд. - СПб.: Издательство АИК, 2013. - 328 с.

женщина, история, матриархат, мужчина, власть, патриархат

Previous post Next post
Up