Для нашего размышления и назидания прочитаем два места Священного Писания.
Пс.1:1-3 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет»
Мф.13:3-9 «И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Слава Господу, что мы с вами имеем уши, и, наверное, все услышали, что нам говорит сегодня Господь через Свое слово. Мы прочитали два места: одно из Ветхого завета, другое - из Нового. Что между ними общего? Тот, кто был внимателен, обратил внимание, что в каждом из этих отрывков упоминается плод.
Псалмы Давида начинаются со слова «блажен». И суть блаженства человека выражена в третьем стихе - в словах: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Здесь выражен библейский подход к пониманию успешной жизни - это жизнь, преисполненная добрых плодов! Что необходимо для того, чтобы достичь этого блаженства? В первых двух стихах перечислены 5 условий: три негативные и два - позитивные.
Чтобы быть блаженным мужем, чтобы преуспевать во всех своих делах, необходимо:
1) не ходить на совет нечестивых. Как следует понимать эти слова? Во-первых, не быть частью этого совета, чтобы в его решении не было и нашего голоса.
Лк.23:50-52 «Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова»
Мы видим, что Иосиф Аримафейский, который был членом совета, т.е. Синедриона, отказался участвовать в суде над Иисусом.
Во-вторых, слова «не ходить на совет нечестивых» могут означать - не советоваться с нечестивыми, поскольку их совет не содержит в себе ничего хорошего. Мы можем вспомнить, как Ровоам, сын Соломона, вначале выслушал совет старцев, которые советовали молодому царю говорить с народом ласково, смягчить их положение, а затем обратился к своим ровесникам, и те посоветовали ему сказать народу «мой мизинец толще чресл отца моего» (3Цар.12:10). Царь послушался молодых людей, после чего 10 колен из народа Божия отделились от дома Давидова.
Два других условия:
2) не стоять на пути грешных (т.е. не ходить путями грешных; в одном из переводов сказано: «на путь грешников не ступал»); 3) не сидеть в собрании развратителей (в одном из переводов - насмешников). Другими словами - нужно всячески уклоняться от худых сообществ, которые, как известно, развращают добрые нравы (1Кор.15:33).
Позитивные условия: размышлять над законом и принимать решения под влиянием закона (Пс.1:2). К этому мы еще вернемся. Говоря в целом, перечисленные пять условий являются гарантией того, что человек будет блажен.
В притче Иисуса о сеятеле тоже акцент делается на плоде: только в одном случае из четырех почва принесла плод.
Но есть в прочитанных отрывках еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Это связь различных элементов психики человека с его, если можно так сказать, «плодоносностью».
Для начала - небольшое отступление о строении психики человека.
Психику человека образуют интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые качества. Интеллект образует наше мышление и память. Наш мозг похож на компьютер, который «начинен» программами, позволяющими хранить и обрабатывать поступающую от органов чувств информацию. Чувства и эмоции позволяют нам реагировать на события окружающего мира. Иногда их считают синонимами, но это неверно: чувства отражают наше внутреннее отношение к кому-либо или чему-либо, а эмоции проявляются вовне. Иногда наши чувства и эмоции могут не совпадать, когда мы скрываем свое истинное отношение к человеку, событию, словам или поступкам. Воля позволяет нам принимать решения, достигать намеченных целей, преодолевать возникающие препятствия.
Теперь давайте проанализируем прочитанные нами места из Библии с учетом наших знаний о психике человека.
Пс.1:2 «Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»
Мы видим, что Давид упоминает только о двух составляющих психики: мышлении и воле. А где же чувства и эмоции? Об этом поговорим позже. Здесь псалмопевец делает акцент на том, чтобы наш разум и наша воля находились под влиянием заповедей Божиих. Изучение закона Божьего должно быть практичным: не только знать, что желает Бог, но и поступать так, как желает Бог. Это путь к тому, чтобы преуспевать во всех начинаниях и быть блаженным.
Кстати говоря, очень часто мы переводим слово «блажен» как «счастлив». Однако в слове «счастлив» заключена очень сильная эмоциональная составляющая. Когда человек счастлив, он испытывает радость, его переполняет восторг. Однако не всегда тот, кто, по библейским понятиям, блажен, бывает по нашим, человеческим понятиям счастлив. Вспомним, к примеру, пророка Илию, который сидел под можжевеловым кустом и просил у Бога, чтобы Он забрал его с этой земли. Был ли он тогда счастлив? Вряд ли такое состояние можно назвать счастьем, но он был блажен, потому что он среди всех испытаний оставался верен Господу. И Давид, когда называет человека блаженным, говорит о воле, о размышлениях, но ничего не говорит о чувствах и эмоциях.
Теперь посмотрим на притчу о сеятеле, вернее, на то, как Иисус объясняет Своим ученикам ее смысл.
Мф.13:18-2318 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать»
Если мы будем внимательны, то увидим, что в притче о сеятеле первые три вида почвы соответствуют трем составляющим психики человека.
О посеянном при дороге сказано - это те, кто слышат Слово Божье и не разумеют сказанного. Здесь налицо проблема разума, мышления, интеллекта. Лукавый похищает у тех, кто слушает и не вникает, не понимает и не запоминает Слова Божия. Почему это связано с посеянным при дороге? В Пс.1 сказано: блажен муж, который не стоит на пути грешных. Пути грешников и развратителей формируют соответствующее мышление, и лукавый постоянно похищает посеянное слово. Если мы сегодня стоим с краешку, на обочине грешных путей, вроде и сильно не грешим, но в глубине души завидуем нечестивым - в этом случае у нас проблема. Мы не вдохновляемся словом о Царствии Божьем так, чтобы это занимало наши мысли, чтобы мы жили этим и не смотрели на грешные пути.
Посеянное на каменистых местах - недостаток глубины познания Слова. С радостью принимает - эмоциональная составляющая преобладает над здравым рассуждением. Не имеет корня, непостоянен тот, у кого все на эмоциях. Кто приходит в Церковь «потусить» пред Богом, но не ищет глубоких личных отношений с Богом.
В третьем случае (посеянное в тернии) говорится о том, что забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Забота века сего - волевая составляющая. Наши планы, желания, проекты, поступки. Все это может превратиться в тернии, сорняки, которые способны заглушить Слово, не дать ему действовать в нашей жизни.
Наконец, говоря о доброй земле, Иисус говорит о слышании и разумении. Тот, кто слышит и разумеет Слово Божье, тот бывает плодоносен. Кто более вникает в Слово, тот и приносит больше плода. То есть опять мы вернулись к разуму, к интеллекту.
Возможно, у кого-то наши размышления могут вызвать недоумение: как же без чувств-то? Что это за христианство такое, в котором нет места чувствам, а все построено на разуме и воле? Может быть, кто-то, как Эдвард Янг, воскликнет: «Неужто чувства суть язычники души, - Крещен один лишь разум?».
Нет, конечно. Мы не призываем отказаться от чувств.
Прочитаем слова апостола Павла:
Фил.1:8-11 «Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию»
Христианство без любви - это не христианство. И мы прочитали, что любовь должна возрастать (ст.9) в познании и всяком чувстве. Плоды праведности зависят и от наших чувств.
Но в чем проблема наших чувств и эмоций? Прочитаем два стиха из Евангелия от Матфея.
Мф.8:19-20 «Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. 20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»
Что мы здесь видим? Эмоциональное решение человека следовать за Иисусом, не подкрепленное глубоким размышлением. «Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». А что, тебе известны все варианты, куда пойдет Господь? А как насчет отказа от насиженного гнезда? А как насчет креста? В этом случае может быть много и других вопросов.
То есть при принятии важных жизненных решений мы должны руководствоваться не эмоциями, а здравым размышлением. Эмоции придут потом - здравые христианские эмоции.
Кол.1:9-14 «Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,
11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью,
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов»
Сильнейшая наша эмоция - это радость от осознания того, что мы получили благодаря пролитой на кресте крови Сына Божия! Мы избавлены от власти тьмы, наши грехи прощены! Мы призваны к участию в наследии святых, мы введены в Царство Божие! Разве у вас не захватывает дух от всего этого?
Помните, как однажды 70 учеников, которые были посланы Иисусом на проповедь, вернулись с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем! Что им тогда сказал Иисус?
Лк.10:20 «однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах»
Нам нужна радость, но наша радость должна быть переориентирована с земного на небесное.
Фил.2:1-8 «Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»
Мы видим здесь, что Павел ссылается на те чувства, которые имеет Иисус Христос, те чувства, которые заставили Его стать человеком, которые вначале свели Его с Небес на землю, а затем - возвели на крест. И он говорит, что и у нас должны быть те же чувства друг к другу.
И во втором стихе Павел говорит: «дополните мою радость». Т.е. у него уже есть радость, которую никто не может отнять - радость осознания того, что он имеет в Иисусе. Но он говорит, что если вы будете подражать Христу в своих взаимоотношениях - вы дополните мою радость. Сердце апостола наполняется радостью, когда он видит, что дети Божии живут в истине и в любви.
Подведем итоги. Тема, о которой мы сегодня размышляли, я назвал «Психология духовного плода». Из первого псалма и из притчи о сеятеле мы увидели, что Давид и Христос видят секрет плодоносной жизни, в первую очередь, в размышлении над Словом Божьим, в его углубленном изучении, в его правильном понимании. Кроме того, наша воля, наши решения, наша настойчивость должны быть направлены на то, чтобы жить согласно Слову Божию. Что касается роли наших чувств и эмоций в деле принесения плода, то в прочитанных местах мы ничего об этом не нашли. Это не значит, что нам они не нужны, просто в духовном труде они должны быть подчинены нашему разуму и воле. Если мы будем руководствоваться эмоциями, это может создать нам определенные проблемы. Но Слово Божье учит нас, что мы должны быть совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак.1:4). Мы должны быть освящены во всей полноте, и наш дух и душа и тело должны быть целостными и непорочными (1Фес.5:23). Душа - по-гречески «психе», т.е. психика. А психика состоит из интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых составляющих. И поэтому не только наш разум и наша воля, но и чувства тоже очень важны в нашей христианской жизни. И как мы увидели в посланиях апостола Павла, наша христианская любовь должна возрастать не только в познании, но и во всяком чувстве, в наших чувствах к братьям и сестрам, и мы должны быть наполнены радостью от того, что мы имеем во Христе, что мы получили благодаря Его смерти и воскресению. Это то, чего ожидает от нас Господь.