ГЛУБИННЫЙ МЕХАНИЗМ ГРЕХА

Jul 24, 2020 10:01

За последние два столетия понимание греха в церкви наряду с пониманием Бога в значительной степени претерпело изменение. Реформаторы понимали, что падшая человеческая природа обусловлена присутствием первоначального греха, силой, способной властвовать над человеком и обусловливающей его преступные действия. Они считали, что человек обладает свободой выбора делать то, что ему нравится, но без обновляющего труда Святого Духа он никогда не будет стремиться к Богу и служить Ему. Без благодати даже самые лучшие его поступки будут основаны на неверии, и даже его достоинства будут обращены против Бога...
И хотя со стороны может показаться, что большинство людей являются растерянными искателями истины, наивно уважающими Бога, ...реальная жизнь показывает, что, если ими не движет Святой Дух, у них развивается естественное отвращение к настоящему Богу, бесконтрольное желание нарушать Его законы, и каждый раз, когда они вообще только о Нем задумываются, они склонны только осуждать Его. Они находятся в нравственной вражде с Богом, Который открывается людям в Библии. Поскольку Его цель расходится с целью людей буквально во всем, они ненавидят Его больше, чем все остальные ограниченные существа на земле, и прекрасное тому доказательство - то, как они поступили с Его Сыном. Как правило, они не осознают эту вражду, она не видна за пеленой их неверия...
В XVIII и XIX веках этот глубокий анализ греха был отвергнут растущим рационалистическим движением, сторонники которого, из-за своего смутного представления о Боге, стали давать такое определение добродетели, которое не имеет никакого отношения к вере в Бога. Они стали говорить о врожденной добродетели человека. В то же самое время церковь перестала понимать, что такое грех, как и перестала осознавать Бога. И постепенно грех получил такое определение, при котором его можно было объяснить чисто рационально: грех - это осознанное и добровольное нарушение общепринятых законов...
В конце XIX столетия, когда церковь совсем утратила всякое представление о бессознательных мотивах, кроющихся за чисто видимыми действиями, Зигмунд Фрейд вновь раскрыл этот фактор и облек его в форму тщательно разработанной и глубокой светской мифологии. Одним из последствий этого существенного сдвига стало то, что в XX веке роль пасторов зачастую стала сводиться к роли законнических моралистов, в то время как более глубокие аспекты исцеления душ стали задачей психотерапии, даже среди евангельских христиан.
Но структура греха в человеческой личности гораздо сложнее самих по себе действий и помыслов сознательного непослушания в прямом смысле этого слова. Если смотреть с точки зрения Библии, то грех нельзя ограничить отдельными инстанциями или характерными чертами плохих поступков; грех - это нечто такое, что сродни психологическому термину комплекс, органическое сочетание компульсивных подходов, убеждений и поступков, неразрывно связанных с отходом от Бога. Грех зарождается во время затемнения человеческого рассудка и сердца, когда человек отворачивается от истины о Боге и верит в ложь о Нем, а следовательно, и в ложь обо всем Его творении. Греховные мысли, слова и поступки исходят из этого затемненного сердца автоматически и импульсивно, подобно воде, вытекающей из загрязненного фонтана.
И человеческое сердце становится резервуаром бессознательных и беспорядочных мотиваций и ответов, о которых невозрожденные люди, если они предоставлены сами себе, просто не догадываются, потому что “лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?” (Иеремия 17:9)... Просмотрев Послание к римлянам (1:18-23), мы можем определить механизм, с помощью которого формируется этот бессознательный резервуар темноты, как подавление травматического материала, в первую очередь истины о Боге и о нашем состоянии... Их темнота - это всегда добровольная темнота, хотя они и не осознают, что подавляют истину.

Источник: Ричард Ловлейс. Динамика духовной жизни.

грех, свобода, истина, духовная слепота, цитата, сердце

Previous post Next post
Up