СЕРЕН КЬЕРКЕГОР - АДЕПТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ ?

Jul 03, 2020 10:01

Серен Кьеркегор (1813 - 1855)
Если жизнь Бертрана Рассела лучше всего описывается словом "противоречивая", то жизнь Кьеркегора - метафора душевных мук. Выросший в доме, где меланхолия царствовала безраздельно, философ с детства воспринимал жизнь сугубо пессимистически. Отец Кьеркегора мучился страшным чувством вины по отношению к своей первой жене, которой он был неверен и которая скончалась при родах. Он был убежден, что Бог "мстит" ему за это и видел проявления этой мести во всем, в частности, в смерти пяти из семи своих детей. Однажды Кьеркегор-старший в отчаянье погрозил небу кулаком и проклял Бога - память об этом событии будет преследовать его и Кьеркегора-младшего до конца дней.



Младший из семи детей, Кьеркегор родился в 1813 году и умер в возрасте сорока двух лет. Философы, в определенном смысле, дети своего времени, и подобно тому, как творчество Иммануила Канта лучше всего воспринимать в свете трудов Юма, так и философия Кьеркегора раскрывается наиболее полно, если рассматривать ее как реакцию на гегельянство.
По Гегелю, жизнь индивидуума объективно подчиняется диалектическому развитию идей. Абстрактные построения (чистые идеи) в гегельянстве имеют большее значение, чем конкретные проявления действительности. Вследствие этого существует определенная противоречивость в восприятии философского наследия Гегеля: одни считают его атеистом, другие - теистом, третьи - пантеистом и даже сверхпантеистом (все вещи вселенной есть Бог, но Бог, будучи целым, превосходит простую сумму вещей).
Если принять, что первичная реальность - это разум, то частные проявления становятся второстепенными. Гегель, таким образом, лишает личность присущего ей значения.
Возражая против этого, Кьеркегор пытается вернуть личности ее истинную ценность. Если пренебречь некоторой неточностью термина, то можно сказать, что Кьеркегор пытался индивидуализировать религию. Он стремился доказать, что человеческая воля и способность делать выбор имеют первостепенное значение.
Легче всего понять взгляды Кьеркегора, если обратиться к трем основным, с его точки зрения, этапам жизненного пути - эстетическому, этическому и религиозному. Переход от одного этапа к другому совершается за счет "скачка веры", при этом предыдущий этап не отбрасывается полностью, а просто отходит на задний план. На эстетической стадии человек ищет убежища от скуки в различного рода романтических наслаждениях. Он, однако, не в силах достичь желаемого и впадает в отчаянье. Тогда происходит скачкообразный переход к этической стадии, на которой главное значение приобретает чувство долга. Но и это не может оправдать индивидуального существования, и тогда, через признание смертности и греховности своего "я", происходит переход к третьей стадии - религиозной. Достижение третьей стадии представляет собой не однократное действие, но циклическое.
В книге "Страх и трепет" Кьеркегор размышляет над жертвоприношением Авраама, описанным в 22-ой главе книги "Бытие". Он считает, что готовность Авраама принести в жертву Исаака - лучшая иллюстрация превосходства религиозного начала над этическим: несмотря на всеобщий нравственный запрет на убийство, Авраам согласен совершить его в силу своей веры в Бога. Тем самым, индивидуальное ставится выше общего.
Цитата, взятая из дневника Кьеркегора, дает хорошее представление о его субъективистском подходе к поиску истины: "Главное - определить, что для меня истинно, найти идею, ради которой можно было бы жить и умереть". Философ полагал, что если бы библейские авторы оставили нам только одну фразу - "веруем, что в таком-то году Бог появился среди нас в образе смиренного раба; что Он жил, учил и умер" - ее было бы вполне достаточно. Историзм и рациональное начало веры отбрасываются как ненужные. Труды Кьеркегора оказали значительное влияние на богословов и философов XX века, в частности на Барта, Хайдеггера и Ясперса.
Недостатки философских построений Кьеркегора вполне очевидны. Прежде всего, он оказался неспособен продемонстрировать критерий истинности различных религиозных воззрений.
Во-вторых, утверждения Кьеркегора являются либо истинными, либо ложными. Если они истинны, то должны основываться на фактах, а не "скачках веры".
Наконец, у Кьеркегора не было логического основания для возражений атеистам. Ибо, прежде чем доказывать истинность представлений о Боге, необходимо привести доказательства в пользу Его существования.

Источник: Рави Захариас. Может ли человек жить без Бога?

Кьеркегор, религия, вера, философия, выбор

Previous post Next post
Up