Сейчас, в XXI веке, у нас есть возможность оглянуться в прошлое и с уверенностью сказать: во всех случаях расхождений между историческими документами и библейскими повествованиями археологические открытия доказали правоту Библии. По словам Джона Макрея, эксперта, к которому обращается за консультациями «Нэшнл джиографик» всякий раз, когда требуются точные и подробные данные о географии древнего мира, нет никаких сомнений в том, что археология подтверждает достоверность Нового Завета. До сих пор еще ни одна находка не опровергла библейских утверждений.
Ученые постоянно обнаруживают все новые и новые документы и сравнивают их с уже имеющимися в их распоряжении. Благодаря изучению этих находок большинство историков, христиан и нехристиан, скажут вам, что на шкале исторической достоверности Библия прочно утвердилась на самой вершине, много выше всех прочих древних источников. Некоторые даже скажут так: если нельзя доверять Библии, значит, нельзя доверять никакому другому древнему тексту.
Как могут ученые выражаться столь категорично? На то есть основания. Во-первых, редко бывает так, чтобы какой-то древний текст встречался в множестве разных манускриптов; однако в случае Библии мы имеем в своем распоряжении 5366 фрагментов новозаветных текстов на одном только греческом языке и более 24 000 таких фрагментов в целом. К этому может приблизиться разве что гомеровская «Илиада»; впрочем, найдено всего лишь около 700 списков этой поэмы, и многие из них являют собой совсем небольшие фрагменты. К тому же тут есть еще одна проблема: первый список «Илиады» появился через тысячу лет после оригинала! Почему это проблема? Потому что возникают сомнения: насколько точно может соответствовать оригиналу копия, появившаяся через тысячу лет после него? За тысячу лет, как правило, правда сильно размывается вымыслом, на место фактов приходят легенды. А теперь сравним это с Библией: у нас есть копии, написанные в том же поколении, что и оригинальные тексты! По словам Ф. Ф. Брюса, «в мире нет ни одного древнего литературного источника, который имел бы столько же убедительных текстуальный подтверждений, сколько имеет Новый Завет».
Не так давно один библиотекарь обнаружил рукопись, которая теперь носит название «Папирус 52». Это небольшой фрагмент Евангелия от Иоанна, датируемый 105 г. н.э. Почему краткий промежуток времени между событиями и записями о них играет решающую роль в вопросе о достоверности библейской летописи? Если кратко, то чем ближе время создания текста к реальным событиям, тем меньше вероятность, что факты успели обрасти домыслами. Иными словами, когда эти списки уже были в ходу, очевидцы описанных событий были еще живы, а значит, изложенные факты легко было проверить и подтвердить или же опровергнуть.
Например, вряд ли кто-то стал бы утверждать: «В 33 г. н.э. в Вифании Иисус воскресил Лазаря из мертвых», если бы это было ложью, - ведь многие жители Вифании, заставшие это событие, еще были живы и вполне могли выступить с опровержением. То же можно сказать и о любом другом высказывании новозаветных авторов об учении Иисуса, о Его чудесах и Воскресении. Не существует источников, которые бы опровергали Его учение и чудеса. И во всех исторических документах, где идет речь о Воскресении, упоминается пустая гробница; вопрос лишь в том, что произошло с Телом.
Источник: Джефф Вайнс. Ужин со скептиками.