Научное мышление, чтобы быть научным, должно основываться на определенной методологии, обеспечивающей достоверность полученных результатов. Методология - это набор исходных принципов, приемов и способов исследования предмета науки. И на вершине пирамиды этих приемов и способов расположен главный, мировоззренческий принцип, которого придерживается тот или иной ученый. К примеру, если один ученый является материалистом (т.е. он уверен, что первична материя), а другой - идеалист (убежденный, что первичны духовные начала), то даже при одинаковом научном инструментарии они могут прийти в своих исследованиях к противоположным выводам. Даже если они будут стараться быть максимально объективными, их убеждения будут корректировать ход их мыслей и, соответственно, выводы в определенном направлении.
Отечественные социальные науки долгие десятилетия развивалась в рамках исторического материализма. «Бытие определяет сознание». История линейна, и движет ею экономика. Общество неизменно проходит стадии рабовладельческого, феодального, буржуазного строя, стремясь к коммунизму. Другой истории просто быть не может.
Между тем, науке известны и другие, альтернативные подходы. К примеру, синергетика - наука о случайностных, самоорганизующихся процессах. Синергетический метод настаивает на том, что история не линейна, в ней потенциально заложено множество вариантов дальнейшего развития. Общество периодически оказывается в так называемых «точках бифуркации», которые раскрывают перед нами веер возможностей. Есть множество путей, и каким из них пойдут люди, зависит от множества факторов. Порой историю делают случаи, которые просчитать невозможно. К примеру, Чернобыльская катастрофа, пошатнувшая казавшийся незыблемым СССР, или события 11 сентября в США, кардинально изменившие геополитическую ситуацию в мире.
Наверное, такой подход имеет право на существование. Действительно, при построении модели будущего важно учитывать и отклонения от общих закономерностей развития общества, и предусматривать возможные альтернативы.
Однако каждый метод имеет свой предел. Если вы, к примеру, решили накопать червей на рыбалку, то лопата будет вам для этой цели в самый раз. Но если вы решили ловить бабочек, то с лопатой вы будете выглядеть смешно. Лучше отложить ее в сторону и взять сачок.
И поэтому, когда я слышу из уст мэтров синергетики, что жизнь является результатом спонтанной самоорганизации, происходящей при благоприятных условиях [Пригожин И., Стенгер И. Порядок из хаоса. - М., 1986., с.235], у меня складывается ощущение, что ученые вторгаются в сферу, недоступную для выбранной методологии. Они пытаются лопатой причесать хаос и извлечь из этого некоторый смысл.
Да, вероятно, максимально упростив модель мироздания, можно по канонам синергетики провести аналогию нашей жизни с компьютерной игрой. Мы проходим жизненные уровни, выбирая тот или иной вариант из нескольких альтернатив. Возможно, Богом умышленно заложены в нашу жизнь определенные «точки бифуркации», и каждый наш жизненный выбор корректирует нашу судьбу, и самый маленький поворот на каждом уровне «игры» может нас привести к совершенно другому финишу.
Однако сама наша жизнь, как явление, лежит за пределами этой методологии. Жизнь является не просто более сложным явлением, она принципиально иная по сравнению со всем тем, что может возникнуть в результате «спонтанной самоорганизации». Людей (и ученые не являются исключением) зачаровывают огромные массивы пространства и времени, и кажется, что на протяжении миллиардов лет при миллиардах комбинаций атомов и энергетических волн может произойти все, что угодно. Таким образом, реальность Бога становится «излишней гипотезой», без которой картина мира вполне может приобрести завершенный вид.
Однако надо быть слепым, чтобы не видеть в гармонии вселенной, голосе совести, таинстве любви, улыбке младенца и многом-многом другом реального присутствия Божия. Чтобы верить в Бога, ученому не нужно отрекаться от логики и опускаться на уровень суеверий. Чтобы верить в Творца, ученому нужно быть просто искренним с самим собой.