Дирижаблем называют летательный аппарат легче воздуха, управляемый (в отличие от неуправляемого воздушного шара-монгольфьера) аэростат с двигателем. Двигатель и позволяет дирижаблю двигаться независимо от направления воздушных потоков.
Изобретателем дирижабля считают французского математика Жана Батиста Мари Шарля Менье. Он придумал все: форму эллипсоида, три пропеллера для осуществления управляемости, которые должны были вращать вручную 80 человек, две оболочки: чтобы изменять объем газа и, следовательно, высоту полета.
Осуществил идеи Менье совсем другой человек, французский инженер Анри Жиффар. Он сконструировал первый в мире дирижабль с паровым двигателем мощностью в три лошадиные силы. В сентябре 1852 года Жиффар поднялся на нем над Парижским ипподромом и пролетел примерно 30 километров со средней скоростью 10 километров в час. Вот от этого полета и отсчитывают эру моторной авиации и эру дирижаблей.
Еще через двадцать лет на подобный летательный аппарат установили двигатель внутреннего сгорания - это сделал немецкий инженер Пауль Хенлейн.
Дирижабли бывают трех видов. Мягкие дирижабли имеют матерчатый корпус, который также служит оболочкой для газа. Недостатками такого дирижабля являются невозможность держать высоту, высокая вероятность пожаров, плохая горизонтальная управляемость. У полужестких дирижаблей в нижней части оболочки установлена металлическая ферма. Жесткие дирижабли имеют металлическую обшивку.
Впервые проект большого грузового дирижабля жесткой конструкции с металлической обшивкой предложил в 80-х годах XIX века К.Э. Циолковский, однако реализован был этот проект в Германии. На собственные средства граф Цеппелин выстроил жесткий дирижабль и самолично испытал его. К Первой мировой войне дирижабли графа, которые в его честь назвали «цеппелинами», стали средством передвижения.
В войну цеппелины бомбили Лондон, после ее окончания - челноком мотались через Атлантику, а один даже совершил кругосветный перелет. Подвел цеппелины водород, который использовали вместо гелия: после взрыва и пожара дирижабля «Гинденбург» (1937 г.), прозванного «небесным «Титаником»», массовое использование цеппелинов ушло в историю.
Источник:
10 интересных фактов о дирижаблях