Парацерковными служениями последние лет двадцать принято у нас считать разнообразные христианские проекты, организации, институты, миссии, фонды и подобные виды деятельности христиан. Из самого названия следует, что сами по себе они не являются, собственно, церковью. Поэтому они и не могут существовать вне ее. Значит, они созданы, существуют и функционируют ради нее, для нее и благодаря ей. Много веков назад, как парацерковное объединение людей, возникали монастыри, больницы и даже школы. Университеты, собственно, возникли как места подготовки именно священников. Значит, писать и размышлять о роли этих парацерковных явлений важно и нужно. Нам следует понимать их роль, значение и перспективу. Опасно недооценивать их важность, но еще опаснее переоценить ее. Семинария не может существовать без церкви, а церковь без семинарии может. Об этом стоит подумать.
Возьмем для примера три ярких иллюстрации известных современных парацерковных служений.
1. Консультативные центры душепопечения, где обученные специалисты проводят исповедь и наставления.
2. Семинарии и разные библейские колледжи, где обучают этих самых специалистов, а также готовят других служителей (руководителей хора, дьяконов и проповедников).
3. И возьмем миссионерскую школу, базу, или так называемый миссионерский институт.
Задача всех этих организаций в конечном итоге - помочь людям возрастать в вере, изучать Библию и распространять Царство Христа здесь на Земле, ожидая Его возвращения с Неба. Но разве такая же задача не стоит и перед Церковью? В чем же тогда разница?
Все эти внецерковные, прицерковные, или, как мы говорим, парацерковные служения возникли главным образом от того, что Церковь, в силу разных причин, не смогла самостоятельно, на уровне поместных, локальных общин обеспечить потребность людей в душепопечителях, дирижерах хора, преподавателях герменевтики и так далее. Не обязательно считать церковь виноватой в этом. Откуда в сельской церкви взять учителя экзегетики, истории Израиля, или консультанта по половым расстройствам? Библия говорит, что Церковь Христа имеет все и всяческие дарования, но Библия не говорит, что все они собраны в какой-то одной поместной церкви, или что они есть в каждой поместной общине по отдельности. Мы не просто нуждаемся друг в друге как люди, наши церкви тоже нуждаются друг в друге. У вас есть одни дарования, а у нас другие. Святой Дух, похоже, нарочно перемешал эти дары так, чтобы мы не были слишком независимыми. Вот почему нельзя недооценивать чужой дар. Иногда этот дар становится благословением не только для церкви, где его обнаружили и развивали. Так возникает семинария, или просто путешествующие супружеские пары, которые проводят замечательные семинары о браке и воспитании детей. Но рано, или поздно, они возвращаются домой, в родную общину. Потому что сами нуждаются в наставлениях, заботе, подотчетности и исправлении.
Опасность парацерковных служений состоит в том, что их участники могут забыть, что эти служения не являются церковью в полном значении этого слова. Даже руководитель семинарии, каким умным бы он ни был, нуждается в исповеди, наставничестве, коррекции и поддержке. Семинария - это часть Тела Христа, но не всё Тело. Если орган начинает вести автономную деятельность, к его клеткам прекращает поступать кровь. Говоря образно, этот орган остается без пищи и кислорода. Поначалу такой “автокефал” воспринимает свое головокружение как помазание от Бога, а собственную гордыню путает со смирением. Но не пройдет и года, как он увидит, что причина головокружения иная - голод. От голода не только худеют, но и пухнут. От голода даже умирают. Вести полноценную духовную жизнь можно только в питательной животворной среде поместной церкви, добровольно и радостно отчитываясь перед ближними. По мере духовного возрастания человек не бежит от подотчетности, а стремится к ней всей душою.
Вот почему Иисус сравнил нас с ветками, а Себя назвал Лозой. Даже сама Церковь не существует сама для себя. Она существует для погибающего мира. Кто-то сказал, что это единственная структура на земле, которая не создавалась для удовлетворения собственных нужд. Значит, если даже она не может существовать сама по себе и за свой счет, то тем более не могут быть автономными все многочисленные служения, родившиеся в недрах Церкви. Да хранит нас Бог от гордыни, вечного источника всех и всяческих ненужных проблем!
Источник: Андрей Ладык. Церковь и парацерковные служения // Свет Истины. 2016. № 2 (21).