ВЕТХИЙ ЧЕЛОВЕК и НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Feb 02, 2020 10:01

Лк.15:24 «Был мертв и ожил, пропадал и нашелся»

Еф.4:22-24 «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека…»

Бывает старая одежда и новая одежда. Бывает старый и новый год. Старый уходит, а новый приходит.
Но более важно, что бывает старый человек и новый человек. За последние годы очень много писалось и говорилось об «омоложении», о том, как старого человека сделать молодым. Но после разных шумных опытов люди пришли к заключению, что физически ветхого человека нельзя превратить в нового. Но из Слова Божия мы узнаем, что в духовной жизни есть ветхий человек и новый человек и что ветхий человек может превратиться в нового человека.
В притче о блудном сыне нам рассказывается о ветхом человеке и новом человеке, и как один получился из другого в одном и том же человеке. Блудный сын, возвратившись в дом отца, веселился вместе с другими. Он был в чудной одежде, с перстнем на руке, радостный, полный восторга. За день или за несколько часов перед этим он представлял из себя жалкого, бедного бродягу в лохмотьях, унылого и истощенного.
Какая разница! В лохмотьях и язвах был ветхий человек (не в смысле старости по годам, а вследствие нравственной изношенности и испорченности), а здесь на пиру в чудной одежде был новый человек. Если бы кто-нибудь подошел на пиру к блудному сыну и сказал ему: «Я видел тебя па поле со свиньями и рожками», то на это он сказал бы: «…Это была моя старая жизнь, а теперь я перешел на новую. То был мой «ветхий» человек, а теперь я новый человек. Тогда я был духовно «мертвый», а теперь я духовно живой человек».
Да, это была великая перемена: из старой жизни получилась новая.
Рассмотрим эту перемену.
Ветхий человек и ветхая жизнь
В чем состоит жизнь ветхая и каковы свойства «ветхого» человека?
1. «Пошел в дальнюю сторону» (ст. 13)
Ветхий человек не любит и не хочет быть близко к Богу, к Отцу. Он избегает религиозных мест и разговоров, т. е., всего того, что напоминало бы ему о Боге. Он не хочет слышать Его голоса: проповеди, наставлений и т. п. Он не хочет читать Его законов: Библии, Нового Завета и т. п. Единственное его желание: быть как можно подальше от Бога.
2. «Там расточил он имение свое, живя распутно» (ст. 13)
Ветхий человек расходует бесплодно все, что имеет. Прежде всего, он тратит данное ему драгоценное время. Он живет дни за днями, недели за неделями, годы за годами, не принося никаких плодов для Того, Кто дал ему жизнь, и никакой пользы для ближних. Из всего этого он думает извлечь удовольствие для себя, т. е., в основе его жизни лежит эгоизм. Затем, отходя от законов духовной жизни, он погружается в чувственную жизнь «обольстительных похотей» (Еф. 4:22), «живя распутно» (ст. 13). Он предается чтению безнравственных романов и журналов, разжигая свои страсти. Предается блуду (Лк.15:30). Проводит дни и ночи в пьянстве. Общая черта ветхого человека есть та, что он любит грех и делает его с ненасытностью.
3. «Когда же он прожил все, настал голод, и он начал нуждаться» (ст. 14)
Но жизнь, удаленная от Бога, жизнь эгоизма (для себя) и жизнь греховная делает человека действительно «ветхим» в духовном смысле и приводит его к печальному концу.
В конце концов, расточительная жизнь действительно делает человека жалким существом: ценные годы прожиты, и здоровье израсходовано бесплодно; если были средства, то и они утекли; дружба людей мира оказалась фальшивой… Сердце охватывается смертельной мукой и унынием. Душа начинает голодать, «алкать правды», правды о смысле и цели жизни… о покинутом Отце, но, увы! жалкий, ветхий человек не находит хлеба, ибо некогда отверг его, уходя из дома Отца… Душа рада и свиным «рожкам», фантастическим книгам о разных приключениях и т. п. Но, увы! голод не только не утоляется, но начинает мучить еще сильнее… Вдали обрисовывается костлявая фигура смерти с косою…
Таков характер ветхого человека и «ветхой» жизни. Но совершенно иной характер нового человека и новой жизни.
Новый человек и новая жизнь
1. «Отец его сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его» (ст. 20)
Новая жизнь есть жизнь восстановленного единения с Отцом. Новый человек есть человек, принятый Отцом, как сын. Новый человек имеет постоянное сознание, что он есть чадо своего Отца. Он стремится быть как можно ближе к отцу. Он любит быть в собраниях и везде, где делается Его дело. Он любит постоянно читать закон Отца, т. е. Библию. Он стремится исполнять волю Отца и быть Ему верным в малом и великом.
2. «Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте перстень на руку его» (ст. 22)
Жизнь нового человека имеет и свои одежды. «Наша праведность, как запачканная одежда» (Ис. 64:6) - как отрепья…
Но есть прекрасная, святая одежда: это не наша, не своя праведность, но та, которая через веру во Христа, «праведность от Бога по вере» (Фил. 3:9).
Новый человек верит, что, будучи великим грешником и преступником воли Божией, он был достоин вечной смерти, но, оправдавшись верою, получил мир с Богом, что по вере ему вменилась праведность Христа и что потому он освобождается от наказания за грех и, будучи одет в брачную одежду, имеет право быть на пиру вечной жизни.
В силу этого, новый человек перестает жить для себя, а начинает жить для Отца, для Его дела и для тех, кого Он любит. На основании этого, он теряет всякое влечение к чувственным удовольствиям и ко греху. Наоборот, все его стремление к высшим наслаждениям духа и общению с Отцом и Его детьми, к миру, к благоволению и к святыне.
3. «Станем есть» (ст. 23)
Новый человек питается пищей со стола Отца. Он забывает свиные «рожки» грязных произведений человеческой фантазии. Да ему н не нужно о них думать. На столе Отца откормленный теленок и обилие всяких яств. Сколько у Него хлеба жизни (Слово Его)! Хватит на все времена, на все века… «Приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих» (Пс. 22:5), может сказать новый человек с великой благодарностью.
4. «И дайте обувь на ноги» (ст. 22)
Новый человек понимает, что одной из первых задач является проповедование о милостях его Отца. Апостол Павел (Еф. 6:1-5) пишет, что все верующие во Христа должны ходить, «обув ноги в готовность благовествовать мир». Новый человек сделался таким благодаря тому, что Отец простил его и принял в свой чертог, хотя он был недостоин этого. Это такая великая любовь к Нему, что он молчать об этом не может. Он будет всегда чувствовать потребность возвещать всем близким и дальним о любви Божией. Словом, благовествование о Господе есть отличительная черта «нового» человека.
5. «Станем… веселиться» (ст. 23)
Они начали веселиться, но в притче не сказано, что они окончили веселье. Новый человек пребывает всегда, непрестанно в веселии, в радости.
Ветхий человек блудного сына также веселился на всяких пирушках с выпивкой и т. п. Но после этого веселья были тяжелые головы, помятые лица, горечь внутри и т. п. Но веселье и радость нового человека блудного сына в чертоге Отца были совершенно другого свойства. Это было веселье и радость высшего порядка: чистые и святые.
Эта радость состояла прежде всего из сознания вечной любви Отца и Его покровительства, сладости общения с Ним, благодарности Ему и постоянного вдыхания Его новых благостей и из сознания, что в чертоге Отца блаженная жизнь никогда не прервется, а будет продолжаться бесконечно. Таким образом, отличительными чертами новой жизни нового человека являются: 1) общение с Отцом; 2) облечение в одежду праведности Христа; 3) ненависть ко греху и любовь к святости; 4) жизнь не для себя, а для Отца и Его дела; 5) обильное духовное питание; 6) стремление к благовествованию о любви Божией и 7) непрестанная радость, но не чувственного характера, которая приводит к горечи, а радость высшего порядка, чистая, совершенная и вечная.
Но как ветхая жизнь делается новою, как ветхий человек - новым человеком?
1. «Придя же в себя» (ст. 17)
Ветхому человеку нужно прежде всего «прийти в себя», т. е. одуматься, углубиться и осмотреться. Надо обсудить перед своею совестью все прошлое и отдать себе во всем отчет. Когда это сделал блудный сын, то он пришел в содрогание от мысли, «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом», а он (сын его) умирает с голода (ст. 17). Он был просто потрясен этим фактом, и отсюда начался ряд действий, превративших его в нового человека.
Так это будет и со всяким ветхим человеком, т. е. грешником. Если он оглянется назад на всю протекшую жизнь, то он будет поражен фактом, что в сущности его прошлая жизнь была потерянная жизнь.
2. «Встану и пойду к отцу моему» (ст. 18)
Под впечатлением самоиспытания ветхому человеку блудного сына нужно было принять первое решение - возвратиться к своему отцу, у которого есть все необходимое для его погибающей жизни. Так и всякому другому ветхому человеку, всякому грешнику необходимо сделать решение: возвратиться к Отцу небесному, от Которого он ушел. Надо осознать, что у Отца имеются все блага для счастливой жизни, которых нет вне Его дома.
3. «Сын же сказал: отче я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (ст. 21)
Ветхому человеку блудного сына нужно было покаяться во всех согрешениях против отца. Он это сделал в самых трогательных выражениях.
Всякому другому ветхому человеку, т. е. грешнику, также нужно покаяться во всех грехах, надо оглянуться на прошлое, надо вспомнить все проступки против воли Божией и покаяться во всех их словами: «я согрешил».
Подобно блудному сыну, не нужно приводить каких-либо самооправданий. Нужно просто и без оговорок исповедовать свой грех, прося о помиловании. Блудный сын действовал без посредников. Он не обратился к слуге и не просил передать его просьбу о прощении. Он обратился прямо к отцу. Так и тебе, ветхий человек нашего времени, не надо просить каких-либо угодников, а надо обратиться прямо через Иисуса Христа к Отцу Небесному.
4. «Увидел его отец его и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его (ст. 20). Отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду (ст. 22)».
В этих действиях отца надо видеть ответ на раскаяние сына: полное и безоговорочное прощение провинившемуся сыну всех его прегрешений и возвращение ему всех прав, принадлежащих сыну. Здесь именно ветхий человек отошел в вечность, а блудный сын сделался новым человеком. В этот момент на место старой жизни началась новая жизнь для блудного сына. «Он был мертв, но ожил».

Источник: Проханов И. С. Ветхий человек и новый человек // Вера и жизнь. - 1987. - №1.

покаяние, притча, смерть, грех, жизнь, человек

Previous post Next post
Up