Лк.17:11-21 «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть»
Много дорог исходил Иисус по нашей грешной земле, направляя стопы Свои в Иерусалим - город-жемчужину, город Божественной славы, город, название которого у детей Божьих ассоциируется с Царствием Божьим. Но Он шел туда не для того, чтобы быть увенчанным на царство, чтобы принять ту славу, которой Он достоин. Он шел, чтобы быть увенчанным терновым венцом, чтобы взять на Себя все наши грехи и беззакония.
И вот, по пути в Иерусалим, как мы прочитали, Он проходил между Самарией и Галилеей. Этакая зона отчуждения, ведь иудеи с самарянами не сообщались. Блокпостов и таможни там не было, но между людьми в той местности существовали невидимые барьеры, которые порой бывают покрепче видимых.
И вот в этой местности, в этой полосе отчуждения, Иисус встречает необычную компанию из 10-ти человек. И необычность ее не в том, что эти люди были прокаженные, - в те времена их было немало. Необычность в том, что иудеи и самаряне ходили вместе. По пыльной дороге шли 10 прокаженных - 9 иудеев и самарянин (по меньшей мере, один из них был самарянин). Вот так в жизни бывает. Горе уравнивает людей, беда стирает все предрассудки, и те барьеры, которые люди нагородили в обычной жизни, утрачивают свое значение во времена бедствий. Говорят, что в Африке, когда пересыхают все водоемы и остается воды очень мало, даже хищные звери не нападают на других животных у водопоя. Даже в животном мире беда объединяет.
И вот эти 10 несчастных человек, жизнь которых в одночасье покатилась под откос, которые заразились такой болезнью, что сделала их изгоями, громким голосом вопияли к Иисусу: «Иисус Наставник! Помилуй нас». Какое единодушие! В обычных условиях у них нашлось бы немало спорных тем, взаимных обид, непримиримых противоречий, но сейчас они дружно вопиют к Иисусу! Они стоят в отдалении, не смея подойти ближе! Они приняли правила игры, они знают свое место, они в курсе, через какую черту им нельзя переступать ни при каких обстоятельствах!
И Тот, к Кому они вопияли, Тот, Кто был их последней надеждой, отвечает. Он не выбирает, кто из них достоин Его ответа, а кто - недостоин. Он отвечает всем десятерым: «пойдите, покажитесь священникам». Иисус отправляет их в храм. Они послушались, пошли, и по пути очистились. Они избавились от своей проказы! Но дальше происходит нечто странное.
Лк.17:15 «Один же из них, видя, что исцелен…»
Секундочку: а остальные, что, не видели? Вы знаете, как это ни странно, люди очень часто не видят руку Божию в своей жизни. Человек такое существо, что найдет тысячу отговорок, чтобы не признать сверхъестественное вмешательство Бога в свою жизнь. Они будут рассказывать про хороших врачей, про классный рецепт, про пользу физкультуры, про что угодно… Безусловно, все это может принести свою пользу, но бывают случаи, когда честный человек должен признать: если бы не Бог, чуда в моей жизни никогда бы ни произошло.
Эти прокаженные исцелились по дороге, вне прямого контакта с Иисусом. Тоже своего рода испытание веры. Мало ли, что произошло: Иисус ведь не возложил на нас руки, не помолился, не помазал слюной, не совершил каких-то иных манипуляций. Мы просто шли - и исцелились. Как все просто!
Лк.17:15-18 «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?»
Ранее, в 10-й главе, Лука записал притчу Иисуса о милосердном самарянине. Наверное, многие его соотечественники могли обидеться на Него за то, что Он показал представителей Божьего народа в неприглядном свете, а самарянина похвалил. Им могло показаться, что Иисус напраслину возводит на Свой народ. Но то, что мы с вами прочитали в 17-й главе - это не притча, это реальность. И эта реальность показывает, что Иисус сердцеведец и все говорил правильно. И реальность в точности повторяет то, что Он сказал ранее в притче - самарянин оказывается более чутким к действию Бога в его жизни, чем иудеи.
Но почему так? Казалось бы, все должно быть наоборот. Мы можем понять неблагодарность неверующих, мы можем понять, что они не замечают многих моментов, когда в их жизни действует Бог.
В 1-й главе Послания к Римлянам апостол Павел говорит о том, что искреннее сердце всегда увидит в окружающем нас мире руку Божью. То, что сотворено Богом, удивительно и чудесно, и все вокруг нас свидетельствует о Творце. И далее Он пишет:
Рим.1:21 «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце»
То есть люди в глубине души понимают, что окружающий нас мир слишком сложен и прекрасен, чтобы быть игрой слепых сил природы, но они подавляют истину неправдою, они делают вид, что они не понимают этого, они не благодарят Бога и, как результат - наступает помрачение их сердца. Это как замкнутый круг! Отсутствие благодарности, суета в уме, мрак в сердце! Одно порождает другое, и вся эта карусель давит в душе человека ростки веры.
Неблагодарность давно стала неотъемлемой частью жизни на грешной земле.
Рассказывают, что однажды несколько успешных людей разговорились о том, кто повлиял на их жизнь и кому они благодарны. Под впечатлением от этой беседы один мужчина решил написать своей учительнице, которая много приложила своих сил для его образования и воспитания, письмо и поблагодарить ее. Через некоторое время он получил ответ: «Мой дорогой Вилли! Не могу выразить словами, до чего я благодарна тебе за твое письмо. Мне уже за восемьдесят. Я живу одна в маленькой комнатке, сама готовлю себе пищу. Я одинока и похожа на последний осенний листок. Может быть, тебе будет интересно узнать, что я преподавала в школе пятьдесят лет и за все это время получила лишь одно-единственное письмо с выражением благодарности - от тебя. Оно пришло синим холодным утром и ободрило меня так, как ничто другое за многие годы». Наверное, это письмо, эти слова благодарности принесли свет в дом этой пожилой женщины. Наверное, оно стало частью самых приятных ее воспоминаний на те дни, что остались в ее жизни. Как сказал один шотландский поэт, «Бог дал нам воспоминания, чтобы наши июньские розы цвели в декабре нашей жизни».
Но как редко люди в этом мире бывают искренне благодарны. Люди не желают благодарить, да и не научены благодарить. Еще Людовик XIV говорил: «Если я назначаю кого-либо на высокий пост, то приобретаю 99 недовольных и одного неблагодарного». И эта тенденция связана не только с высокими постами.
Но еще более печально, что эта тенденция характерна и для верующих людей. Вот как в свое время комментировал Чарльз Сперджен прочитанную нами историю о 10 прокаженных: «Число тех, кто просит, обычно больше, чем число тех, кто благодарит. Все прокаженные просили. Какими слабыми и хриплыми ни стали бы их голоса вследствие болезни, они все же кричали все вместе: "Иисус Наставник, помилуй нас!" Но когда наступило время прославлять и хвалить Бога, то только один из них нашел слова благодарности. Можно подумать, что все молящиеся выражают впоследствии благодарность. К сожалению, это не так. Многие люди молятся, когда они больны или близки к смерти; а когда выздоравливают, смертельно заболевает их благодарность».
Чтобы не быть голословными, давайте вспомним события тех далеких времен, когда народ Божий вышел из египетского рабства и шел по пустыне. Вот как об этом пишет псалмопевец.
Пс.105:7-14 «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.
9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;
10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
12 И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.
13 [Но] скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой»
«И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему. 13 [Но] скоро забыли дела Его». И далее идет скорбный список того, как себя вели люди, которые видели в своей жизни великие дела Божии. Вы можете почитать об этом, там много интересного: и позавидовали Моисею, и променяли славу Божию на изображение вола, и роптали, и раздражали Бога делами своими, и проливали кровь невинную, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам… Когда читаешь все это, невольно возникает вопрос: неужели все это творили те же самые люди, что недавно прославляли Бога?
Не так ли бывает и в нашей жизни? Человек верит, воспевает хвалу Богу, но его благодарность испаряется, как роса на солнце. Как часто мы забываем о благодеяниях Божьих в нашей жизни, и снова - недовольство, и снова - ропот, и опять депрессия…
Приходилось слышать свидетельство одного служителя Божия, молитвенника, к которому обращались многие люди с просьбой помолиться за них. И он говорит: «Я всегда, когда меня приглашают помолиться, вначале спрашиваю: за что будем благодарить Бога, а потом - о чем будем просить. Удивительно, что когда этот вопрос задаешь успешным людям, они начинают мучительно вспоминать, за что же можно Бога поблагодарить. Но люди обездоленные, инвалиды, прикованные к постели больные сразу говорят: много за что мы можем благодарить Бога!»
Кто-то красиво сказал, что благодарность - это память сердца. Не просто холодная, рассудочная память, но память нашего сердца.
21-го ноября 1620 года первые пуритане, которые бежали из Англии от преследований за веру, сошли на берег Америки. Их было 104 человека - 40 мужчин, 20 женщин и дети. В первую зиму более половины из них умерли от холода и голода. Они оказались не готовы к таким испытаниям. Но те, кто остались в живых, весной с помощью местных индейцев научились обрабатывать американскую землю, и осенью собрали обильный урожай. И вот в ноябре 1621 года новоиспеченные американцы устроили пир, на который пригласили и около 100 индейцев спасшего их племени. Это был первый в истории День благодарения. На столе были запеченная индейка в клюквенном соусе, тыквенный пирог и картофель. С тех времен прошло уже почти 400 лет, но для американцев и сегодня День благодарения остается одним из самых любимых праздников. И обязательными блюдами на столах американцев остаются те же блюда, что ели в первый День благодарения те пуритане. Сегодня День благодарения празднуется в четвертый четверг ноября.
Конечно, можно много рассуждать о том, что сегодня этот праздник коммерциализировался, кто-то скажет, что он утратил свой первоначальный дух. Придумали какие-то обряды, связанные с этим праздником. Например, Президент США в День благодарения «милует» одну индейку, которую не съедают, а дают ей умереть естественной смертью. Но, как бы там ни было, в этот день американцы, как правило, собираются семьями в доме самого старшего представителя семейства. Перед тем, как приступить к трапезе, все члены семьи благодарят Бога и друг друга за все хорошее, что случилось с ними за последний год. В этот день возносятся молитвы Богу в церквях и в домах. И это происходит на протяжении вот уже четырех столетий. Разве это не память сердца?
Можно долго критиковать американцев, но что сказать о нас? Чего в нашем сердце больше: недовольства или благодарности? Какую книгу мы пишем в своих отношениях с Богом: Книгу благодарностей или Книгу жалоб и предложений?
Но вернемся к тем 10-ти прокаженным.
Лк.17:17-19 «Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя»
Удивительные слова Христа: вера твоя спасла тебя. А что, у остальных девяти разве не было веры? Разве они стояли и взывали к Иисусу без веры? Разве они пошли к священникам без веры? Когда Нееману Елисей сказал: пойти, окунись семь раз в Иордане, и будешь чист, он заупрямился и обиделся, а эти прокаженные безропотно пошли туда, куда их направил Иисус. Разве они не знали, что по закону Моисея священнику нужно показываться, если прокаженный начал выздоравливать, если его раны стали затягиваться и кожа обновляться. Чего же они пошли? Без веры?
Знаете, удивительный момент, что знание закона может и не помочь человеку, а иногда и помешать быть ближе к Богу. Вы помните, как однажды фарисей вошел в храм и сказал Богу: «Боже! Благодарю Тебя…». Хорошие слова, но то, что позвучало дальше - лучше бы он молчал. Он сказал: «благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…». Человек, наученный в законе Божьем, начинает хвалиться перед Богом своими заслугами! Какое безумие! Ладно бы еще перед людьми, но перед Богом, который видит твое сердце! Зачем ты пришел в храм? За что ты сегодня благодаришь Бога?
Может быть, и те 9 человек, наученные в законе Моисеевом, шли в храм, чтобы исполнить обряд. Но они шли в храм без благодарности в сердце. Какая польза от такого посещения храма? И что там делать, в храме, если там нет Христа?
Жизнь людская сплетена из многих крайностей. Одни всю жизнь изучают закон Божий, и ходят в храм Божий, но сердце их не благодарит Бога за свою жизнь. Другие говорят: «У меня Бог в сердце, зачем мне церковь», - и этим пытаются оправдать свое нежелание служить Богу, меняться, что-то делать для Бога.
Как так получилось, что исцелились от болезни 10 человек, а вера спасла только одного человека? Многие сегодня учат и провозглашают телесное исцеление, избавление от болезней, но хочется спросить: «Дорогой друг, а что дальше? Исцелившись, ты пойдешь заниматься своими вопросами, или воздашь славу Богу? Вся твоя жизнь после этого превратится в сплошную суету или же она превратится в пример нескончаемой хвалы и благодарности Творцу?».
Девять человек исцелились и получили то, чего так хотели. Теперь они свободны, теперь они могут вернуться в свои семьи, они могут обнять своих близких. Да, может быть, они пойдут в храм, «поставят свечку», но дальше Христос им не нужен. И только один человек, который не был наставлен в законе Моисея, который не был связан этими обрядами и правилами, движим порывами своего сердца. Благодарность - это память сердца. Он идет и говорит: «Спасибо Тебе, Иисус! Мне нужны не священники, и даже не храм. Мне нужен Ты!».
Этот прокаженный так мечтал об исцелении. Он с нетерпением ждал этого дня, у него были какие-то свои планы. Но когда наконец он получил это исцеление, благодарное сердце привело его ко Христу. И слова Христа «вера твоя спасла тебя» не означают, что этот человек получил исцеление благодаря своей вере. Все 10 исцелились по милости Божьей. Но только одного из 10-ти вера привела ко Христу, и в этом смысле его вера стала спасительной верой. Спасительная вера - это не вера, позволяющая нам ходить по воде или камни взглядом передвигать. Спасительная вера - это вера, которая ведет ко Христу, это вера, которая говорит: лучше быть больным со Христом, чем здоровым без Него. Когда Моисею предстояло вывести народ Божий из Египта, он сказал: «если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда». Другими словами: лучше жить в рабстве с Богом, чем свободными без Бога.
Сразу же после этой истории Лука описывает и следующий эпизод:
Лк.17:20-21 «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть»
Эти слова мы часто цитируем отдельно, независимо от контекста. Но думается, что когда Иисус говорил эти слова, Он находился под впечатлением от встречи с этими десятью прокаженными. Внутри того исцеленного, который имел благодарное сердце. который вернулся, чтобы воздать славу Христу, уже пребывало Царствие Божье. Те же, кто разошлись, так и не поблагодарив Того, Кто их исцелил, остались без Царствия Божия. Снаружи они были чистые и красивые, а внутри пустые. Их кожа обновилась, но душа так и не преобразилась.
Пусть Господь благословит нас извлечь из этой истории важные уроки для своей жизни. Будем учиться быть благодарными тем людям, кто оказал нам какое-то благодеяние. А наипаче будем благодарны Иисусу Христу за его неизреченный дар спасения и искупления, исцеления от духовной проказы. Благодарность нас роднит и соединяет с Богом. Благодарное сердце является вместилищем Царствия Божия на этой земле и проводником в Царство Небесное в будущем. Да не будем мы настолько легкомысленны, чтобы пренебрегать этим. Во славу Божию. Аминь.