РАБ НА ПРЕСТОЛЕ ЦАРЯ

Feb 28, 2010 22:42


Переживали ли вы когда-нибудь в своей жизни землетрясение? Когда почва колеблется под ногами, все трясется и нет уверенности, что все благополучно закончится?

Подобное землетрясение описано в книге Притчей Соломона:

Пр 30:21-23 «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей»

Как-то звучит грубовато и не по библейски, не правда ли? На первый взгляд, прочитав эти слова, может показаться, что правы были коммунисты, когда говорили: «Религия - опиум для народа. Религию придумали, чтобы обосновать неравенство, чтобы рабы молча повиновались своим господам». Так, вроде, получается из прочитанного текста? Так, да не так…


Дело не в том, что Библия вроде бы говорит: «Всяк сверчок знай свой шесток. Если ты родился рабом, то рабом и умрешь». Наоборот, мы знаем библейские примеры, когда человек незнатного происхождения достигал очень больших высот. Иосиф прошел путь от раба в доме Потифара до второго человека в египетском царстве. Давид из простого пастушка превратился в Царя иудейского, победителя многих народов.

Давайте задумаемся: какие ассоциации возникают у нас прежде всего, когда мы пытаемся нарисовать себе образ царя? Престол, корона, украшенная драгоценными камнями, скипетр, пышные одежды… Балы, развлечения, может быть - гарем… Но даем ли мы себе отчет о той ответственности, которую несет царь за весь народ, о важности его миссии, о тех качествах, которым должен он соответствовать?

В Притчах мы читаем:

Пр 19:10  «Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями»

Рабство, безусловно, несправедливое, низкое явление. Истории известны многие восстания рабов, но причины их неудач кроются не только в недостаточной подготовке или слабом вооружении. Причины - в рабской психологии. Чаще всего рабы боролись не за отмену рабства, а за то, чтобы поменяться с господами местами. Раб так устроен, что если ему удается занять положение в обществе, то он использует свою власть для того, чтобы подавлять всех вокруг себя.

Давайте вспомним Саула - первого иудейского царя. Он был красивый, высокий, статный, - ну с виду настоящий царь. Однако изнутри он был, как бы это выразиться - «с червоточинкой». Однажды он услышал, как в народе пели песню: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч». И услышанного хватило, чтобы Саул возненавидел Давида на всю жизнь и постоянно пытался его убить.

Саул был рабом на царском троне. Ему так и не удалось совладать со своим рабским нутром. И одно из качеств, которое его погубило, была зависть.

Похожую ситуацию мы видим в следующем библейском примере:

Быт 26:12-15 «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь… и Филистимляне стали завидовать ему. И все колодези… завалили и засыпали землею»

Удивительно, что копать завистникам лень, а закапывать то, что выкопали другие - всегда пожалуйста. Такой «социальной справедливости» мы насмотрелись в нашей стране - хоть отбавляй. Я нищий - и ты будешь нищим. У меня нет коровы - и твоя пусть околеет. 90 лет назад с удовольствием раскулачивали зажиточных крестьян, сегодня с удовольствием сжигают фермерские хозяйства или офисы частных фирм…

В продолжение темы вспомним Иосифа и его братьев:

Быт 50:15-21  «И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали»

Братья Иосифа мыслили теми категориями, к которым они привыкли. Они из зависти хотели убить своего брата, а затем продали его в рабство. Они поступили, как рабы, и мыслили, как рабы.

Иосиф же поступил со своими братьями по-царски:

Быт 50:19-21 «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших…»

Мало того, что Иосиф не стал мстить своим братьям за все то зло, которое они сотворили против него, так он еще и обещает обеспечить их всем необходимым…

Пр 20:28 «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой»

Истинным царем может стать тот, кто научился миловать. В одной из притч Иисус показал это основное качество настоящего царя.

Мф 18:23-34 «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими… Приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему»

Раб же не умеет миловать. Хотя он и вышел из темницы, но он не стал по-настоящему свободным. Он пошел и стал буквально душить одного из своих приятелей, который должен был ему 100 динариев (сумма, неизмеримая с той, которую ему только что простили). Поэтому вскоре он снова оказался в темнице. Раб получил прощение долга, но так ничему и не научился у царя, помиловавшего его. Так и остался он «без царя в голове».

У рабства, как у монеты, есть две неотъемлемые стороны, хотя, на первый взгляд, противоположные: господство и пресмыкательство. Когда раб встречается с тем, кто сильнее его, он покоряется ему и даже лебезит перед ним, когда же на его пути встречается тот, кто слабее, раб охотно отводит душу, демонстрируя в этом случае свое превосходство. Он не понимает, что как более важный, так и менее важный человек - все являются равными существами, получившими от рождения права, достоинство и призвание к вечности от своего Создателя, все являются Его образом и подобием.

В пророчестве о грядущем Царе - Иисусе Христе, есть слова:

Зах 9:9 «Ликуй от радости, дщерь Сиона… се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий…»

Кроткий царь - это кажется довольно необычным. Говорят, что революционеры, которые охраняли Николая ІІ перед расстрелом, были удивлены его видом. Они думали, что царь должен быть гордым и высокомерным, а перед ними оказался скромный и простой человек. Николая они расстреляли и стали новыми «господами» в царстве «диктатуры пролетариата»… Но раб - даже на троне раб. А царь является царем, даже проходя через унижения и пытки.

Христос является примером настоящего Царя, хотя Он и был рожден не в царском дворце, а в простом хлеву. Служа людям, Он не считал унизительным мыть им ноги. Иисус был умалён паче всех сынов человеческих. Исполняя волю Отца, Он смирил Себя до смерти, и смерти крестной. Не было в Нём ни вида, ни величия, так как Он не стремился к напыщенному виду и показному величию. Но в Его груди билось настоящее царское сердце! Иисус был Царем и усмиряя бурю, и исцеляя больных, и плача в Гефсимании, и прощая на Голгофе. Он был Царем, так как любил и миловал. Вот та царская кровь, которой мы омыты!

В заключение хотелось бы привести стихотворение Редьярда Киплинга, которое является хорошей иллюстрацией всему сказанному выше:

Три вещи в дрожь приводят нас, четвёртой не снести,

В великой книге сам Агур их в список поместил.

Все четверо - проклятья ад, но всё же в списке том

Агур поставил раньше всех раба, что стал царём.

Блудница, выйдет замуж коль, родит - и грех забыт.

Глупец напьется и заснёт, пока он спит - молчит.

Служанка стала госпожой - так не ходи к ней в дом.

Но нет спасенья от раба, который стал царём.

Он в созиданьи бестолков, а в разрушеньи скор.

Он глух к рассудку, криком он выигрывает спор.

Для власти власть ему нужна, и, силой дух поправ,

Он славит мудрецом того, кто лжёт ему: «Ты прав».

Он был рабом, и он привык, что коль беда пришла,

Всегда хозяин отвечал за все его дела.

Когда ж он глупостью теперь в ад превратил страну,

Он снова ищет, на кого свалить свою вину.

Он обещает так легко, но всё забыть готов.

Он всех боится: и друзей, и близких, и врагов.

Когда не надо, он упрям, когда не надо, слаб.
                                     О, раб, который стал царём, всё раб, всё тот же раб

прощение, царь, милосердие, кротость, раб, царское достоинство, зависть

Previous post Next post
Up