Переживали ли вы когда-нибудь в своей жизни землетрясение? Когда почва колеблется под ногами, все трясется и нет уверенности, что все благополучно закончится?
Подобное землетрясение описано в книге Притчей Соломона:
Пр 30:21-23 «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей»
Как-то звучит грубовато и не по библейски, не правда ли? На первый взгляд, прочитав эти слова, может показаться, что правы были коммунисты, когда говорили: «Религия - опиум для народа. Религию придумали, чтобы обосновать неравенство, чтобы рабы молча повиновались своим господам». Так, вроде, получается из прочитанного текста? Так, да не так…
Дело не в том, что Библия вроде бы говорит: «Всяк сверчок знай свой шесток. Если ты родился рабом, то рабом и умрешь». Наоборот, мы знаем библейские примеры, когда человек незнатного происхождения достигал очень больших высот. Иосиф прошел путь от раба в доме Потифара до второго человека в египетском царстве. Давид из простого пастушка превратился в Царя иудейского, победителя многих народов.
Давайте задумаемся: какие ассоциации возникают у нас прежде всего, когда мы пытаемся нарисовать себе образ царя? Престол, корона, украшенная драгоценными камнями, скипетр, пышные одежды… Балы, развлечения, может быть - гарем… Но даем ли мы себе отчет о той ответственности, которую несет царь за весь народ, о важности его миссии, о тех качествах, которым должен он соответствовать?
В Притчах мы читаем:
Пр 19:10 «Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями»
Рабство, безусловно, несправедливое, низкое явление. Истории известны многие восстания рабов, но причины их неудач кроются не только в недостаточной подготовке или слабом вооружении. Причины - в рабской психологии. Чаще всего рабы боролись не за отмену рабства, а за то, чтобы поменяться с господами местами. Раб так устроен, что если ему удается занять положение в обществе, то он использует свою власть для того, чтобы подавлять всех вокруг себя.
Давайте вспомним Саула - первого иудейского царя. Он был красивый, высокий, статный, - ну с виду настоящий царь. Однако изнутри он был, как бы это выразиться - «с червоточинкой». Однажды он услышал, как в народе пели песню: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч». И услышанного хватило, чтобы Саул возненавидел Давида на всю жизнь и постоянно пытался его убить.
Саул был рабом на царском троне. Ему так и не удалось совладать со своим рабским нутром. И одно из качеств, которое его погубило, была зависть.
Похожую ситуацию мы видим в следующем библейском примере:
Быт 26:12-15 «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь… и Филистимляне стали завидовать ему. И все колодези… завалили и засыпали землею»
Удивительно, что копать завистникам лень, а закапывать то, что выкопали другие - всегда пожалуйста. Такой «социальной справедливости» мы насмотрелись в нашей стране - хоть отбавляй. Я нищий - и ты будешь нищим. У меня нет коровы - и твоя пусть околеет. 90 лет назад с удовольствием раскулачивали зажиточных крестьян, сегодня с удовольствием сжигают фермерские хозяйства или офисы частных фирм…
В продолжение темы вспомним Иосифа и его братьев:
Быт 50:15-21 «И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали»
Братья Иосифа мыслили теми категориями, к которым они привыкли. Они из зависти хотели убить своего брата, а затем продали его в рабство. Они поступили, как рабы, и мыслили, как рабы.
Иосиф же поступил со своими братьями по-царски:
Быт 50:19-21 «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших…»
Мало того, что Иосиф не стал мстить своим братьям за все то зло, которое они сотворили против него, так он еще и обещает обеспечить их всем необходимым…
Пр 20:28 «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой»
Истинным царем может стать тот, кто научился миловать. В одной из притч Иисус показал это основное качество настоящего царя.
Мф 18:23-34 «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими… Приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему»
Раб же не умеет миловать. Хотя он и вышел из темницы, но он не стал по-настоящему свободным. Он пошел и стал буквально душить одного из своих приятелей, который должен был ему 100 динариев (сумма, неизмеримая с той, которую ему только что простили). Поэтому вскоре он снова оказался в темнице. Раб получил прощение долга, но так ничему и не научился у царя, помиловавшего его. Так и остался он «без царя в голове».
У рабства, как у монеты, есть две неотъемлемые стороны, хотя, на первый взгляд, противоположные: господство и пресмыкательство. Когда раб встречается с тем, кто сильнее его, он покоряется ему и даже лебезит перед ним, когда же на его пути встречается тот, кто слабее, раб охотно отводит душу, демонстрируя в этом случае свое превосходство. Он не понимает, что как более важный, так и менее важный человек - все являются равными существами, получившими от рождения права, достоинство и призвание к вечности от своего Создателя, все являются Его образом и подобием.
В пророчестве о грядущем Царе - Иисусе Христе, есть слова:
Зах 9:9 «Ликуй от радости, дщерь Сиона… се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий…»
Кроткий царь - это кажется довольно необычным. Говорят, что революционеры, которые охраняли Николая ІІ перед расстрелом, были удивлены его видом. Они думали, что царь должен быть гордым и высокомерным, а перед ними оказался скромный и простой человек. Николая они расстреляли и стали новыми «господами» в царстве «диктатуры пролетариата»… Но раб - даже на троне раб. А царь является царем, даже проходя через унижения и пытки.
Христос является примером настоящего Царя, хотя Он и был рожден не в царском дворце, а в простом хлеву. Служа людям, Он не считал унизительным мыть им ноги. Иисус был умалён паче всех сынов человеческих. Исполняя волю Отца, Он смирил Себя до смерти, и смерти крестной. Не было в Нём ни вида, ни величия, так как Он не стремился к напыщенному виду и показному величию. Но в Его груди билось настоящее царское сердце! Иисус был Царем и усмиряя бурю, и исцеляя больных, и плача в Гефсимании, и прощая на Голгофе. Он был Царем, так как любил и миловал. Вот та царская кровь, которой мы омыты!
В заключение хотелось бы привести стихотворение Редьярда Киплинга, которое является хорошей иллюстрацией всему сказанному выше:
Три вещи в дрожь приводят нас, четвёртой не снести,
В великой книге сам Агур их в список поместил.
Все четверо - проклятья ад, но всё же в списке том
Агур поставил раньше всех раба, что стал царём.
Блудница, выйдет замуж коль, родит - и грех забыт.
Глупец напьется и заснёт, пока он спит - молчит.
Служанка стала госпожой - так не ходи к ней в дом.
Но нет спасенья от раба, который стал царём.
Он в созиданьи бестолков, а в разрушеньи скор.
Он глух к рассудку, криком он выигрывает спор.
Для власти власть ему нужна, и, силой дух поправ,
Он славит мудрецом того, кто лжёт ему: «Ты прав».
Он был рабом, и он привык, что коль беда пришла,
Всегда хозяин отвечал за все его дела.
Когда ж он глупостью теперь в ад превратил страну,
Он снова ищет, на кого свалить свою вину.
Он обещает так легко, но всё забыть готов.
Он всех боится: и друзей, и близких, и врагов.
Когда не надо, он упрям, когда не надо, слаб.
О, раб, который стал царём, всё раб, всё тот же раб