ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ

Jul 26, 2019 10:01

Современному человеку трудно понять смысл очистительных жертв. Эти жертвы приносились после родов; приносить очистительную жертву должен был прокаженный после исцеления. "Нечистым" назывался человек, имеющий "истечение из тела", то есть какую-то гнойную рану. "Нечистой" считалась женщина во время менструации или страдающая кровотечением. Люди, находящиеся в таких состояниях, изолировались от общества на разные сроки.
Книга Левит с 12 по 15 и книга Числа 19 главы дают подробные предписания, каким образом и в каких обстоятельствах должны были совершаться очистительные жертвы. К примеру, женщина после родов изолировалась на 60 или 33 дня, в зависимости от пола ребенка. После менструального цикла или прекращения кровотечения женщина оставалась "нечистой" еще неделю. Прокаженный должен был покинуть пределы стана. Все люди, находящиеся в состоянии "нечистоты", не имели доступа в скинию собрания. После окончания срока "нечистоты" люди должны были приносить очистительные жертвы.
Многие очистительные жертвы состояли из жертвы всесожжения и жертвы за грех. (Левит 12:6, 15:14-15, 29-30). В чем же вина этих людей? За какой грех должны они были приносить свои жертвы? По какой причине они лишались возможности приходить в скинию?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо сравнить некоторые формулировки, которые говорят о жертве за грех и жертве очистительной. После окончания ритуала жертвы за грех (Левит 4:35), читаем: "Итак, очистит его священник от греха, который он совершил и прощено будет ему". В книге Левит 15:30 записано: "И очистит ее священник от истечения нечистоты ее". Сравнивая эти две формулировки, мы видим, что вторая ничего не говорит о прощении или о грехе. Что можно прощать страдающему человеку? Из этого сравнения мы явно видим, что состояние "нечистоты", в котором находится человек из-за своей болезни, Библия грехом не считает. Богословы называют это ритуальной нечистотой. В зависимости от того, какие очистительные ритуалы совершались, ритуальная нечистота подразделяется на 6 степеней.
1 степень (тяжкая). Проказа (Лев. 13-14)

2 степень. После родов (Лев 12)

3 степень. Кровотечение у женщины (Лев 15:25-30). Гнойная рана (Лев 15:25-30)

4 степень. Прикосновение к мертвому телу (Чис. 19)

5 степень. Менструация (Лев 15:19-24)

6 степень. Прикосновение к имеющему нечистоту (Лев 15: 11, 21, 27). Поллюция у мужчины (Лев 15:16-17). Половой акт (Лев 15:18).

Читающему эти законы впервые может показаться, что речь здесь идет о правилах гигиены и санитарных законах. Действительно, в случае проказы это может быть и так. Однако, разве женщина после родов заразна? Является ли кровотечение инфекционным заболеванием? Какой смысл с точки зрения гигиены для человека быть "нечистым" семь дней после похорон? Все эти вопросы наталкивают на один вывод: ритуальная нечистота не имеет никакого отношения ни к вопросам морали, ни к вопросам гигиены и санитарного закона.
Законы, записанные в книге Левит с 12 по 15 главы, отличаются от санитарного закона о чистой и нечистой пище, записанного в 11 главе, по трем следующим аспектам. Во первых, слово "нечистый", употребляемое в 11 главе (шэшэц) и употребляемые в главах с 12 по 15 (тамэ) в еврейском языке имеют совершенно разный смысл. Во вторых, в 11 главе не сказано, что если кто-то съест мясо нечистого животного, то будет нечист какое-то время. В третьих, нет очистительных жертв для человека, съевшего мясо нечистого животного. Он согрешает, нарушая повеления Божие и нуждается в покаянии. В случае ритуальной нечистоты, ее невозможно избежать. За больной женщиной, страдающей кровотечением необходимо ухаживать. Ее постель нужно стирать, посуду, из которой она ест необходимо мыть. Библейское повеление не говорить о том, что нельзя касаться постели больного. Написано: "и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера". Библия повелевает прикоснувшемуся вымыть одежды и не появляться в храме до времени вечерней жертвы. Эти повеления не являются наказанием, их просто необходимо выполнять. Преступивший же закон и съевший нечистое согрешает пред Богом.
В таком случае, в чем же значение этих очистительных жертв?
Тут мы сталкиваемся с символом проклятия, которое пришло на землю в результате греха Адама и Евы, с проблемой последствий греха человека. Очевидно, что все предыдущие жертвы, рассматриваемые нами, приносились за грехи моральные, намеренные или непреднамеренные. Но кроме конкретных моральных грехов человек греховен по самой своей природе от рождения. Свою испорченную, подверженную болезни и смерти греховную природу мы получаем по наследству. Мы не несем ответственности за этот первородный грех, но мы страдаем от него. Даже такие физиологические процессы как роды, болезненность которых считается естественной, стали таковыми лишь после грехопадения.
Проказа, гнойные раны, смерть являются видимыми признаками проклятия, о котором Бог сказал Адаму: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" Быт 3:17-19.
Также и Еве сказал Бог: "...умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей...". Даже половой акт и излияние семени несут на себе последствия этого проклятия. Псалмопевец заметил: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя".
Бог обещает избавить нас и от этих страданий в день Своего пришествия. Повелев Своему народу приносить очистительные жертвы, Бог тем самым в символах прообразного служения давал надежду людям на будущее спасение от их греховной природы, на будущее очищение от всякой нечистоты.
Участие в этом ритуале очистительных жертв было тяжелым испытанием для людей. Во все дни болезни человек не имел права приходить на богослужение. И хотя из-за этого он не считался проклятым, однако нес на себе последствия греха: болезнь, смерть и "скорбь при беременности". Жертвы, приносимые по очищению от нечистоты, были теми же, что и приносимые в других случаях: жертва всесожжения, хлебная жертва, жертва за грех жертва повинности, - все, кроме мирной жертвы…
Человеку, очистившемуся от нечистоты своей, было понятно, что все они имеют заместительный характер. Избавлению человека от болезни человек обязан Агнцу, умершему вместо него. Бог хотел воспитать в людях и через очистительные жертвы веру в Грядущего Агнца, который в будущем избавит их от смерти и болезни.
Для нас, христиан, это также еще не исполнилось. И хотя Христос, истинный Агнец, уже принес Себя в жертву, а потому мы свободны от закона ритуальной нечистоты и связанных с ним обрядов, но мы все еще смотрим вперед, ожидая исполнения обетования апостола Павла, записанного в Первом послании к Коринфянам, 15:51-53: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие"…

Источник: Болотников А. «Евангелие в Ветхозаветном Святилище»

жертва, грех, заповеди, ритуал

Previous post Next post
Up