НЕСВЯТАЯ ТРОИЦА

Nov 14, 2010 08:11



Тема звучит немного странно, не правда ли? Троица для нас, христиан, связана со святостью, поскольку выражает триединство Божие. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, существующие нераздельно и неслиянно, в вечном союзе любви. И святость - неотъемлемый компонент этого троичного союза.

Нам сложно осмыслить во всей полноте, что такое Троица. Мы только в меру своего ограниченного ума можем пытаться объяснить это, используя земные аналогии. И когда мы находим приемлемое объяснение, то наступает некоторое успокоение. Какое-то время мы пребываем в иллюзии того, что познали Бога.

Однако познание Бога - это процесс всей нашей жизни. Каждый из нас на протяжении своего земного пути пытается сложить образ Бога, как мозаику, подбирая различные пазлы и пытаясь их воплотить в законченную картину. Мы наблюдаем за Его творением, анализируем Его заповеди, оцениваем Его реакцию на различные библейские события, исследуем Его действие в нашей жизни и жизни других людей… Но белые пятна в нашей картине познания Бога все равно остаются.

К примеру, в Ветхом Завете мы встречаем слова:

Лев.20:26 «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь»

Так в нашей картине богопознания появляется «пазл» со словами «святость Божия».

Немного ниже мы находим следующее повеление:


Втор.24:17-21 «Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в залог;…

19            Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих.

20            Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове.

21            Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове»

Здесь мы видим попечение Бога о трех категориях людей, которые нуждаются в помощи: пришелец, сирота, вдова. Так в копилке нашего сердца оказывается «пазл» под названием «милосердие Божие». И мы думаем, что знаем достаточно о Святом и Милосердном Боге. Есть люди, которые заслуживают милости, а есть и такие, которые не заслуживают. И народ израильский так думал.

Но вот пришел Иисус. И становится понятно, что наши представления о Боге нуждаются в серьезной корректировке.

Лк.7:36-39 «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37           И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38           и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39           Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница»

Лк.15:1-2 «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними»

Лк.23:39-43 «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

40           Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

41           и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

42           И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43           И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

Мытарь, блудница, злодей… Человек, который собирает налоги в пользу завоевателей, не забывая и про себя, любимого. Женщина, которая торгует своим телом. Преступник, который грабит и убивает. Что они могут вызвать в сознании людей? Ненависть, страх, презрение, отвращение… Вряд ли кто-либо из них способен вызвать любовь.

Но это и есть та «несвятая троица», отношение к которым Иисуса Христа ломает стереотипы набожных людей о святом Боге. Можно понять, когда нам говорят, что нужно помогать пришельцу, сироте, вдове. Но оказать милость блуднице, мытарю, преступнику?! Мы видим возмущение уважаемых людей, когда они наблюдают, кому позволяет Иисус прикасаться к себе, с кем он ест и пьет, кому обещает рай. Да и сами грешным делом возмущаемся. Наверное, многие желали бы выбросить из Библии эти эпизоды, которые являются соблазном для почитателей святого Бога.

Но удивительным образом то, что хочется выбросить из Библии, становится главным в ней. В Евангелии от Иоанна мы читаем:

Ин.1:18 «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»

В подлиннике стоит "eksegesato", т.е. Иисус совершил для нас экзегезис, Он объяснил Бога. Объясняет Бога «сущий в недре Отчем», т.е. Тот, ближе Кого к Богу быть не может. Мы может ошибаться, заблуждаться относительно природы Бога, его сущности, но Иисус Христос, одна из личностей Божественной Троицы, не ошибается.

И уже в самом начале служения Христа мы видим, как Он приходит к Иоанну Крестителю на берег Иордана, чтобы совершить обряд крещения. На берегу толпы людей. Мытари, грешники стремятся креститься «во оставление грехов». Иисус Христос становится в эту очередь. Он принимает сторону кающихся грешников. Это сложно принять умом, даже и сам Иоанн воскликнул:

Мф.3:14-15 «… мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»

И когда Иисус выходит из вод Иордана, небеса разверзаются над Ним, и голос Отца говорит: "Ты Сын Мой, в Тебе Мое благоволение". Почему так говорит Отец? Потому что Иисус, солидаризируясь с грешниками, явил, объяснил нам Бога, который идет навстречу грешникам.

Нелегко принять из уст Христа эти странные слова:

Мф.21:31 «…истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»

Почему так жестко говорит Иисус?

Недавно смотрел фильм «Шоколад». Вкратце сюжет такой. В одном городишке появляется женщина, которая открывает шоколадный магазин, где она изготавливает и продает различные сладости. Она шокирует местных жителей, которые очень набожны. Во-первых, она не ходит на богослужения. Во-вторых, у нее внебрачная дочь. События происходят накануне Великого поста. Мер города, властный настолько, что даже правит молодому священнику воскресные проповеди, предупреждает ее, что в скором времени ей придется с позором покинуть город, так как никто не будет покупать сладости во время поста. Однако удивительным образом женщина постепенно завоевывает признание местных жителей, хотя многие посещают ее тайно, чтобы не узнал мэр. Каждому она находит слово ободрения, поддержки, и люди становятся с ней более искренни, чем со священником на исповеди. Однажды к берегу реки недалеко от города причаливает корабль с бродягами. Мэр объявляет им бойкот и запрещает общаться с ними, продавать им продукты. В церкви звучат гневные проповеди против отщепенцев. И только хозяйка шоколадного магазина принимает у себя отверженных всеми людей. Вскоре они приглашают ее на свой корабль. Звучит музыка, все освещено огнями… Мэр города с одним из своих приближенных издалека наблюдает за всем происходящим, и выражается в том смысле, что пора что-то предпринимать. Приближенный понимает это по своему, и когда все стихает, он незаметно обливает корабль бензином и поджигает. При этом чудом удается избежать человеческих жертв. После этого, движимый раскаянием, он приходит к мэру, рассказывает, как все было, и говорит, что пойдет исповедоваться священнику. Однако мэр, который настолько озабочен своей репутацией, что не может допустить даже маленького пятнышка подозрения в своей причастности к этому событию, в гневе изгоняет этого человека из города и запрещает ему когда-либо появляться снова.

Этот фильм - неплохая иллюстрация для слов Христа: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Мытари и блудницы - грешники явные. Им некуда падать, они уже и так на дне. Им нечего скрывать, их грехи у всех на виду. Все это минус, но есть в их состоянии и плюс: их ничего не держит от покаяния, так как им нечем похвастаться в своей жизни. Они хватаются за Христа, как утопающий за соломинку.

Совершенно по-другому Иисус реагирует, когда встречает тайных грешников. С Его уст слетают гневные слова: «гробы окрашенные, змии, порождения ехиднины»… Так Христос обращается к фарисеям. Так Он обращается к тем, кто нацепил на себя маску самоправедности, цепляется за свой авторитет и не желает каяться. Ведь нет человека, который бы не согрешал. «Нет праведного ни одного» (Рим.3:10). И в этом убедится каждый на суде у Великого Престола. Человек пытается скрыться от голоса своей совести за пышными одеждами, приветствиями и титулами. И даже, находясь в храме, у него появляется соблазн сказать: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как этот мытарь». Но в итоге он обманывает сам себя.

На страницах Библии мы видим, что Бог многократно обличал свой народ, называя его неверной женой, родом мятежным, ворующим десятины…  И тому, кто считает, что у него все в порядке в отношениях с Богом, следует задуматься. Нелегко отождествить себя с блудницей, злодеем, нечистым на руку налоговым инспектором. Но только через это проложен путь исцеления от самоправедности и самооправдания, путь примирения с Богом. Только так «вертепу разбойников» можно вернуть его истинное предназначение - быть храмом Божиим.

Таким образом, через новозаветную «несвятую троицу» - мытарь, блудница, злодей, - через отношение к ним Христа мы способны открыть для себя истинную, божественную Троицу, ибо Иисус Христос сказал: «видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Наше представление о Боге расширяется, мы видим, что милость Его гораздо глубже, чем мы способны представить.

Да поможет нам Бог не делить людей на тех, кто достоин Его любви, и тех, кто ее не достоин.

Да поможет мне Бог осознать, что я первый, кто не достоин Его милости.

Размышления навеяны следующим материалом: http://www.foru.ru/slovo.764.6.html



богопознание, милосердие, злодей, мытарь, блудница, Троица, Христос

Previous post Next post
Up