Слово «судьба» всегда волновало и волнует многих людей, в том числе и некоторых верующих. В судьбу верят не только люди малокультурные, но и некоторые культурные люди. У этих людей понятия о судьбе сводятся к тому, что судьба - это какие-то предначертания наперед, на всю жизнь человека, что ему в жизни предстоит пережить, осуществляемые какой-то сверхъестественной силой, с которой человек не в силах бороться. «От судьбы не уйдешь; чему быть, того не миновать», - так говорят люди, верящие в судьбу.
Можно встретить людей, которые не верят в Бога, но в судьбу верят. К этой вере они приходят в результате различных событий, переживаемых в жизни. Однако эта вера настолько слепая, что эти люди верят в то, чего они не понимают и объяснить не могут. Но факты заставляют невольно верить, что судьба есть. Так обычно говорят эти люди.
Но как должны к этому относиться христиане, люди, верующие в Бога и в Его Слово? В Слове Божием мы встречаем такие слова: «Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа» (Прит. 29:26). Подобное же можно прочитать в Псалме 35:7 и в книге пророка Исаии 28:29. В этих местах Писания смысл того, что называется «судьбою», совсем не таков, как в понимании людей, верящих в судьбу. Под словом «судьба» здесь имеется в виду то, что посылается человеку непосредственно Самим Богом.
Рассуждающим над этим вопросом советуем прочесть внимательно Левит 26 главу и Второзаконие 28 главу. Там, через Моисея, Бог говорит народу Своему, что его будущее может быть двояко, в зависимости от того, как он будет исполнять заповеди Божии. Если будет хорошо исполнять их, жизнь его будет благословенно складываться. Если он будет преднамеренно и систематически нарушать заповеди Божии, то несчастия одно за другим будут постигать его. Мы читаем в Слове Божием: «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие» (Пл. Иер. 3:38). «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь допустил бы?» (Ам. 3:6).
И вот, на основании вышеприведенных мест Писания, мы утвердительно говорим, что такой судьбы, как ее представляют многие люди, не существует, и все то, что переживают люди, происходит не от какой-то коварной таинственной судьбы, но от уст Всевышнего и от того, как сам человек ведет себя. Значит, другими словами, судьба зависит от самого человека, от его поступков, от образа его жизни. В зависимости от того, как человек поступает, он получает благословение или удары. Понятие о судьбе, как о какой-то неумолимой силе, люди придумали, не желая признать силу Божию и не желая повиноваться Богу.
Итак, будущее каждого человека зависит от того, каково будет поведение самого человека. Бог - ясновидец, Он - всезнающ. Он все видит наперед. Еще не родился человек, а Бог уже видит, как будет вести себя этот человек, как он будет использовать дарованную ему Богом свободную волю. Видя все это, Бог назначает будущее человека еще до его рождения (Быт. 25:23). Мы видим из Библии, что будущее Иакова и Исава было назначено наперед в соответствии с их поступками, которые они впоследствии совершат в течение своей жизни.
Не следует смешивать два понятия: поведение человека и воздаяние за поведение человека. Бог не назначает наперед поведения человека. Это поведение целиком зависит от самого человека, имеющего свободную волю. Но Бог заранее назначает воздаяние за поведение человека, ибо, являясь ясновидцем, Он видит наперед, как будет вести себя человек. Значит, истинный христианин не должен быть человеком, пассивно опустившим руки перед какой-то слепой, неумолимой судьбой. Тот, кто хочет иметь постоянные благословения Божии, вполне может этого достигнуть, проявляя послушание Богу.
Люди придумали поговорку: «От судьбы не уйдешь». Но это ложь. Слово Божие нас учит: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Сей доброе, и судьба будет добрая, а сеющие в жизни зло и пожнут зло. Они напрасно сетуют на судьбу, называя ее злой и коварной. «Всякий сетуй на грехи свои» (Пл. Иер. 3:39) - так читаем мы в Слове Божием. Никак нельзя думать, что без всякой причины Бог назначил Самсону такую судьбу, чтобы филистимляне выкололи ему глаза и заставили крутить им мельницу. Если бы Самсон с ними не связывался, то ничего этого не получилось бы. По поступкам и возмездие. А разве случайно Иуде Искариоту была назначена такая страшная кончина? Если бы он не предал Христа, то ничего подобного не случилось бы.
Уповать на Бога и в то же время бояться какой-то слепой силы - несовместимо. Верующему человеку верить в какую-то слепую силу, называемую судьбой, унизительно. С момента принятия Христа в сердце, мы стали детьми Божиими. Мы имеем теперь любящего, заботливого Отца. Можем ли мы тревожиться за наше будущее? Над нами недремлющее око нашего Небесного Отца. Мы читаем о Нем: «Он печется о вас» (1Пет. 5:7).
- - - - - - -
Источник: Судьба // Вера и жизнь. - 1985. - №2 (55).