Лк.1:5-17 «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета…
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный»
В начале этого места Священного Писания мы знакомимся с немолодыми супругами, Захарией и Елисаветой, которые много лет просили Господа, чтобы Он подарил им ребенка. Наконец, они получили ответ на свои молитвы. Но получили они ответ необычным способом и в необычном месте. Во-первых, Захария узнал о том, что его молитва услышана, от Ангела Господня; во-вторых, он получил эту весть в храме, на святом месте, во время каждения. Если бы вопрос стоял только в том, чтобы порадовать эту благословенную семью и подарить им долгожданное дитя, вряд ли Бог использовал бы такую обстановку. То, что о рождении Иоанна Крестителя было возвещено в храме, говорит нам о его особом призвании. Ангел провозгласил Захарии, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». В этих словах заключена цель его рождения, его призвание, программа всей его жизни.
Поразмышляем сегодня над словами, заключенными в 17-м стихе.
1)«предъидет пред Ним в духе и силе Илии»
На эти слова любят ссылаться те, кто проповедует идею переселения душ. В параллельном месте, к которому мы сегодня будем неоднократно обращаться, записанном в книге пророка Малахии, сказано еще более выразительно:
Мал.4:5 «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного»
Мы с вами знаем, что Илия не умер, как все люди, он был унесен огненной колесницей на Небеса. И поэтому иудеи ожидали, что он вновь придет. Но одно дело ожидать пришествия Илии, а другое - говорить о его воплощении в другом теле. Вот, например, один показательный эпизод:
Мф.17:10-13 «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все;
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе»
Такое впечатление, что и сам Иисус поддерживает идею переселения душ. Ведь он сам говорит, что Илия должен был «прийти прежде», т.е. речь идет о том, кто предваряет пришествие Господа, о «предтече», и он пришел, и пророчество исполнилось. Однако давайте обратим внимание на слова «Илия уже пришел, и … поступили с ним, как хотели». Очевидно, к тому времени Иоанн Креститель уже был мертв. Однако интересно, что Иисус сказал эти слова, когда Он с учениками Своими сходил с горы Преображения, где состоялась их встреча с Моисеем и Илией. Все это выглядит странно: если дух Илии воплотился в теле Иоанна Крестителя, то с кем Иисус общался на горе?
Итак, слова, которые Бог вложил в уста Гавриила, более правильно отражают то, что произошло в реальности: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». То есть это был не сам Илия, а пророк, который имел такой же ревностный дух, такую же внутреннюю силу, какую имел Илия. Вы помните, как на горе Кармил ему противостояли четыреста пятьдесят пророков Вааловых и четыреста пророков дубравных, и Илия одержал великую победу. Чтобы понять, что же заключено в выражении «дух Илии», прочитаем один стих:
3Цар.18:36 «Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему»
Вот что значит иметь «дух Илии» - значит находиться в абсолютном послушании воле Божией. И таким духом обладал Иоанн Креститель.
2) «чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников»
Эти слова вроде бы говорят о том, что дети утратили нечто важное, что имели их отцы, и теперь необходимо, чтобы «непокорные» дети обрели сердца своих отцов-«праведников». Если это так, то кто же они, эти отцы?
Иер.7:25-26 «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих - пророков, посылал всякий день с раннего утра; но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих»
Мы видим, что не все в порядке с праведностью было как у отцов еврейского народа, так и у «отцов их отцов».
Более подробно эта ситуация обрисована в следующем фрагменте:
4Цар.17:7-14 «Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом Богом своим, Который вывел их из земли Египетской, из-под руки фараона, царя Египетского, и стали чтить богов иных, …
13 тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков.
14 Но они не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего»
В 23 главе Евангелия от Матфея описаны очень жесткие обличения Иисуса в адрес книжников и фарисеев, среди которых мы находим следующее:
Мф.23:29-32 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших»
Мы видим, что даже книжники и фарисеи признавали, что поведение их отцов было далеким от праведного. Тогда сердца каких же отцов должны были вернуться детям?
Исх.3:13-15 «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. 15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам…»
Вот на сердца каких отцов обращает внимание Гавриил в беседе с Захарией! Отцами здесь названы те, кто имел личное общение с Богом, кто был послушен Богу, доверял Ему. Авраам назван отцом всех верующих (Рим.4:11), поэтому и настоящими детьми его являются дети не по крови, а по духу.
Мф.3:7-9 «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»
Без покаяния никто не может считать отцом Авраама, и называть Бога своим отцом.
Но давайте еще обратимся к параллельному месту из книги Малахии:
Мал.4:6 «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их…»
Здесь мы видим немного иной подход. Не только сердца детей должны обратиться к отцам, но и сердца отцов - к детям. Первое мы уже разобрали, а что же имеется в виду во втором случае? Почему сердца отцов должны быть обращены к детям?
Чтобы с этим разобраться, давайте вспомним один эпизод. Однажды фарисеи, видя те чудеса, которые творит Иисус, обвинили Его в том, что Он связан с нечистыми духами: «Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского». На это Иисус им ответил:
Мф.12:27 «И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями»
Как нам с вами известно, Иисус начал свое служение в возрасте 30-ти лет. Его ученики также были относительно молодые люди. И это все происходило в условиях патриархального общества, когда «отцы» должны были учить «детей», а не наоборот. Однако старшее поколение не готово было принять новое учение, которое принес Христос. Возраст нам дает массу преимуществ (жизненный опыт, мудрость и т.д.), но с возрастом человек, как правило становится менее гибким, он больше держится за традиции и ему бывает сложно кардинально изменить свое мировоззрение. Итак, поскольку сердца людей старшего поколения были ожесточены и не готовы принять Благую Весть, первыми учениками Иисуса стали «дети», а не «отцы». Можно сказать, что исполнилось то, что было предсказано в 44-м Псалме:
Пс.44:17 «Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле»
Вот почему сказано, что «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их».
3) «дабы представить Господу народ приготовленный»
Интересно, что в Малахии цель всех этих приготовлений звучит иначе: «чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Очень грозное предупреждение! На основании этого иногда толкуют это место в том смысле, что оно относится к временам, описанным в Откровении, когда чаша Божьего гнева готова излиться на непокорные народы, но, как мы увидели, эти слова, с небольшими изменениями, Гавриил сказал именно об Иоанне Крестителе. И цель деятельности Иоанна выражена в словах «дабы представить Господу народ приготовленный». И мы с вами не ошибемся, если скажем, что эти цели - у Малахии и у Луки - дополняют друг друга, ведь если сердца людей (как отцов, так и детей) не будут изменены, если Благая Весть будет отвергнута, если люди не захотят покаяться, то вот тогда и изольется гнев Божий на землю и всех ее жителей!
Итак, сегодня мы с вами попытались найти ответ на вопрос: «В чем заключалось призвание Иоанна Крестителя?». Его призвание заключалось в том, чтобы, как сказано в другом месте, приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему (Мк.1:3). Что же это за стези, где этот путь? Как мы сегодня увидели, эти стези находятся в сердцах людей. Чтобы приготовить путь Господу, нужно было возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников. Необходимо, чтобы сердца детей стали похожи на сердце Авраама, а сердца отцов - на сердца учеников Христа.
Сказанное имеет большое значение и для нас с вами. Ведь и мы, как те люди, которые говорили «отец у нас Авраам», можем успокаивать себя тем, что наш народ христианский, и наши родители верующие, да и мы сами принадлежим к определенной поместной церкви. Нам нужно внимательно следить за состоянием своего сердца, чтобы оно было приготовлено к встрече с Господом.