Когда нам приходится говорить или писать на религиозные темы, часто бывает трудно обойти неблагозвучное слово "безбожник". При этом у людей сразу возникает мысль, что здесь идет речь о людях, которые вообще не верят в существование Бога.
На самом же деле слово "безбожник" включает в себя не только тех людей, которые не верят в существование Бога, но и тех людей, которые как будто верят в Бога, но не верят Его Слову и не имеют надежды на вечную жизнь после смерти.
К примеру, мы не можем назвать верующими евреев, не принявших Христа. Мы не можем назвать верующими мусульман. В Послании к ефесянам 2:11-12 мы читаем: "Помните, чтобы, некогда язычниками по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные… вы были в то время без Христа… не имели надежды, и были безбожниками в мире".
Здесь речь идет о язычниках, которые были без Христа, безбожниками, но они не были атеистами в полном значении этого слова. Они верили не в единого Бога, а верили многим богам и потому в очах Божьих они были безбожниками. Они служили и кланялись не Творцу, а творению, как и читаем в Послании к римлянам 1:25. Язычники являются идолопоклонниками, а идолы - не боги, и потому они по своей духовной сути являются безбожниками.
Безбожниками являются и те люди, которые в своих сердцах не дают места Богу и Его любви, хотя открыто и не говорят, что они вообще не верят в Бога, как тот безумец, о котором читаем в Пс. 13:1: "Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога".
Есть такие безбожники, которые открыто никогда не скажут, что Бога нет, что Бог не существует, но в тайниках своего сердца таят невысказанное отвержение Бога, и это видно по их поведению.
Есть миллионы таких людей, которые своими устами никогда не выражали этой безбожной мысли: "Нет Бога", но ведут себя и живут так, как будто Бог вообще не существует. Такие тайные безбожники по своей сути ничем не отличаются от атеистов, которые смело и открыто заявляют: "Мы в Бога не верим".
В Послании к римлянам 1:28 говорится о людях, которые не имеют Бога в разуме, в мыслях, но они не являются открытыми атеистами. "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды… нелюбовны, непримиримы, немилостивы".
Сегодня таких людей можно встретить на каждом шагу. Они живут по пословице: "Как тревога, так и до Бога, а ушла тревога - не нужно Бога". Говорят, что ночью и атеисты наполовину верят в Бога. И это не шутка. Известны случаи, когда атеисты в опасные и страшные для них случаи или моменты взывали к Богу.
Н. Водневский в своей книге "Вчера и Сегодня" описывает случай, когда в военное время, в тульской бане, он встретил политрука, члена ком. партии, с крестиком на груди. Он забыл его во время снять. На вопрос: "Вы что же - верите в Бога?" он ответил: "Человек, пока гром не грянет, не перекрестится".
Перед лицом неминуемой гибели многие атеисты искали спасение в Боге. Но это не означает, что такие люди - не безбожники. Все люди, которые не имеют Бога ни в разуме, ни в сердце и не желают Его познавать, являются безбожниками.
Есть еще категория так называемых верующих людей, о которых Священное Писание говорит так: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу" (Тит. 1:16).
Это, конечно, трагедия, когда мы видим вопиющее расхождение теории с практикой. По теории - верующие, на практике - безбожники. О Боге говорят, поют, даже проповедуют, но в то же время не имеют ни милосердия, ни Божьей любви в сердце и не только к врагам, как учит Христос, но даже к своим братьям по вере, если они не разделяют их понятий по одному или другому вопросу.
Нет сомнения в том, что вера в Бога таких людей фальшивая, хотя она может быть и сильной, вплоть до фанатизма. Такие люди измеряют Бога своей меркой и никак не могут понять, что означают слова Священного Писания: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1Ин. 4:8).
Формальная набожность, исполнение обрядов, принадлежность к церковным организациям - все это никогда, никого не спасало и спасти не может. Они говорят, что знают закон Бога, но знают по-своему, а на самом деле живут в густой темноте. Такие люди только прикрываются именем Бога и этим обманывают самих себя. Такие люди могут жертвовать на церковь и просить Бога помочь им в осуществлении своих замыслов, но в то же самое время они от ног до головы пропитаны эгоизмом, где на троне сердца не Бог, а свое "Я".
Не к таким ли людям взывал в свое время пророк Осия: "Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле" (Ос. 4:1).
В этом случае мы должны подчеркнуть, что для Бога нет разницы, какой это будет народ - языческий, еврейский или христианский, но если этот народ не знает любви истинного Бога, заблудился, отступил от Истины, не имеет правильного Богопознания, то в очах Божиих это безбожный народ, который нуждается в обращении к Богу и в покаянии.
Во времена земной жизни Иисуса Христа все народы на земле были языческими, кроме еврейского. В среде евреев самыми набожными и религиозными были священники, книжники и фарисеи. Они много знали о Боге, знали закон и пророчества, но они больше всех противились Христу, ненавидели Его за Его человеколюбие, за любовь к грешникам. Однажды они заявили Христу, что Бог является их отцом. Что же Христос ответил на это заявление? "Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8:44). А Христос знал очень хорошо духовное состояние людей, и Он не просто обвинил религиозных вождей еврейского народа, а осветил их внутреннее духовное состояние и при этом пользовался той же самой логикой, какой сегодня пользуемся мы. Отцом людей является не тот, кого они называют, а тот, чью волю они исполняют. Какими бы именами человек ни называл себя, но если он противится Истине, то он обманывает себя.
Атеисты до сей поры пользуются главным аргументом против веры в Бога, что церковь не согласуется с учением Христа. Конечно, это не может быть оправданием для атеистов в их отвержении Бога, ибо среди искренних и верных Богу всегда были и есть, и будут неискренние, о которых апостол Павел писал так: "Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога" (1Кор. 15:34). А как назвать тех, кто не знает Бога? Конечно, безбожниками Библия называет тех, кто не знает Бога.
Это слово апостол Павел написал к одной из первых христианских церквей. Уже тогда в первохристианской церкви были такие члены, которые по сути дела Бога не знали. Как они вошли в церковь? Так, как это бывает и в наше время. Принимая в церковь, мы верим свидетельству человека, а что у него в душе - знает только Бог.
Отсюда можно сделать определенный вывод, что люди, которые не имеют Бога в сердце, независимо от их принадлежности к церкви, являются безбожниками, ибо их так называет Священное Писание.
Исправить свое состояние эти люди могут сегодня, если только пожелают открыть Богу ум и сердце. Он даст им новые чувствования, сделает их новой тварью, способной любить и прощать, без чего ни один человек не может называться христианином.
- - - - - - -
Источник: Барчук И.З. Люди без Бога // Вера и жизнь. - 1984. - №6.