Почему мы делимся на деноминации, если Иисус молился о единстве верующих?
Брюс Шелли
Многие люди рассматривают само существование деноминаций как пятно на свидетельстве церкви о единстве во Христе. Хотя деноминации были созданы с прямо противоположной целью - сделать единство в церкви возможным. Чтобы понять эту противоречащую здравому смыслу историческую реальность, следует оглянуться на 400 лет назад, на времена, последовавшие за Реформацией.
Протестанты, подобно православным и католикам, продолжали верить, что христианская истина сплачивает общество, и только одна сторона в религиозном конфликте может обладать ею. Инакомыслие было недопустимо, а истина стоила того, чтобы за нее сражаться. И они действительно сражались.
Тридцатилетняя война была начата по религиозным мотивам, а завершилась в 1648 году формированием некоего соглашения о территориально-религиозном размежевании. Это соглашение позволило кальвинизму, наряду с лютеранством и католицизмом, стать признанным выражением христианской веры. Однако это «перемирие» строилось по территориальному принципу - всякий, кто не был кальвинистом, лютеранином или католиком (например, не имевшие своей территории анабаптисты), а также всякий, кто жил не на «своей» территории, по-прежнему подвергался преследованиям.
Примерно в это же время в Англии конгрегационалистами, оказавшимися в меньшинстве на Вестминстерской Ассамблее (1642-49 гг.), была впервые четко сформулирована доктрина деноминаций. В противоположность большинству, которое придерживалось пресвитерианских принципов и выразило эти убеждения в Вестминстерском исповедании веры, они неуклонно следовали доктринам конгрегационализма. Глубоко осознавая все опасности «раскола в рядах благочестивых протестантов», эти «несогласные Вестминстерские братья» искали какой-либо способ выражения единства христиан даже при расхождении во мнениях.
Результатом этого стала деноминационная теория церкви, основанная на следующих принципах.
Во-первых, принимая во внимание неспособность человека всегда ясно видеть истину, различия во мнениях относительно внешней стороны церкви неизбежны. Во-вторых, даже если эти различия не затрагивают основ веры, к ним нельзя относиться с безразличием. В-третьих, поскольку ни одна церковь не обладает полным и окончательным пониманием Божественной истины, истинная церковь Христова никогда не сможет быть во всей полноте представлена какой-либо одной церковной структурой. И, наконец, факт разделения сам по себе не означает раскола. Можно расходиться во мнениях по многим вопросам, сохраняя при этом единство во Христе. Однако свое наиболее полное выражение эти принципы, изначально предложенные в старой Англии, нашли уже в Новой Англии. Для экономической стабильности и процветания американских колоний было необходимо, чтобы люди заселяли новые земли, а обещание религиозной терпимости явилось тому очень сильным стимулом. К тому же многие, кто прибывал из Европы, еще помнили урок Тридцатилетней войны - цена принудительного религиозного согласия слишком велика.
Состав эмигрантов и отсутствие государственной религии с неизбежностью приводили к появлению в Новом Свете многочисленных религиозных общин, - как традиционных, так и новых, - которые жили бок о бок. В такой обстановке деноминационная теория казалась ниспосланной небесами. «Деноминационализм» был противопоставлен «сектантству», то есть взглядам общин, заявлявших о том, что обетования Христа и спасительная Истина распространяются исключительно на них, и убежденных, что лишь они одни составляют истинное тело Христово. В противоположность исключительности, подразумевавшейся термином «секта», термин «деноминация» подразумевал объединяющий характер, то есть любая христианская община, «деноминированная» своим особым именем, была при этом одним из членов большей общины - церкви. Как мы знаем, концепция деноминаций победила - не потому, что считалась идеальной, но потому, что была лучше любой из альтернатив, предложенных в предшествующие годы и столетия. Многие из нас сталкивались порой с тем, что деноминации бывают источниками конфликтов, а не единства, подтверждая, что организационное решение не может само по себе обеспечить общности, о которой молился Иисус. Организационное единство возможно лишь там, где есть фактическое единство, единство духа или взглядов. Мы, несомненно, можем обрести единство во Христе и в Евангелии, даже если согласимся не соглашаться по второстепенным вопросам вероучения и сложившейся практики богослужений.
Источник: Деноминации // Свет Истины. - 2012. - №1. - С.3-4.