ЗНАНИЕ ИСТИННОЕ и ЛОЖНОЕ

Sep 09, 2018 10:01

Итак, начался новый учебный год. Тысячи студентов и школьников заняли свои места в учебных классах и аудиториях. Кто-то сел за парту впервые, кто-то будет продолжать обучение. Кто-то с радостью ожидал этого дня, а кто-то глубоко сожалеет, что лето так быстро пролетело и снова нужно садиться за учебники и тетрадки. Как бы то ни было, учиться нужно, получать образование необходимо. Так устроен этот мир.
В учебных заведениях мы получаем много полезных умений и навыков. Но, пожалуй, самое главное, что дает обучение - это знания. Недаром 1 сентября все называют Днем знаний. Очень важно при вступлении во взрослую жизнь иметь необходимый объем житейских и профессиональных знаний. Знания, полученные в процессе обучения - большое благо.
Но бывает и так, что знания мешают, они служат препятствием в нашей жизни. Блез Паскаль однажды написал следующее: «Самое обычное явление нашего времени - видеть то, что люди, считающие себя учеными, образованными и просвещенными, зная бесчисленное количество ненужных вещей, коснеют в самом грубом невежестве. Они не только не знают смысла своей жизни, но даже гордятся этим незнанием. И, наоборот, не менее обычное явление встречать среди малограмотных и безграмотных людей, ничего не знающих о химической таблице, параллаксах и свойствах радия, людей истинно просвещенных, знающих смысл своей жизни и не гордящихся этим». В этих словах гениальный французский мыслитель, физик и математик выразил ту важную мысль, что знания бывают разные. И даже самое лучшее образование, ученая степень и прочие достижения не гарантируют, что человек сумеет правильно распорядиться полученными знаниями во благо себе и другим людям, не говоря уже об обретении смысла жизни.
Обратимся к Евангелию от Иоанна.
Ин.3:1-3 «Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»
Никодим был фарисей, более того - начальствующий фарисей. Это означает, что он получил очень хорошее образование. В определенном смысле уровень его знаний превышал уровень знаний других фарисеев. И вот этот образованный человек начинает свой разговор с Иисусом со слов «мы знаем». Этими словами он как бы выражает не только свое личное мнение, но мнение других фарисеев, от имени которых он говорит. «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
Никодим пришел к Иисусу как интеллектуал, как тот, кто имеет определенный уровень знаний. И он считает, что полученные им знания позволяют ему давать оценку Иисусу. Он видит в Иисусе учителя, пришедшего от Бога. Плохо, что только учителя; хорошо, что пришедшего от Бога.
Никодим был искренним человеком, и Иисус произвел на него очень хорошее впечатление. Иначе он не пришел бы к нему ночью. Однако он слишком самонадеянно отзывается об Иисусе от имени других фарисеев. Действительно ли фарисеи считали, что Иисус пришел от Бога?
Давайте прочитаем, что пишет Матфей.
Мф.22:15-16 «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. 16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице»
Вроде бы, все хорошо, фарисеи довольно одобрительно отзываются об Иисусе. Проблема только в том, что эти слова они говорят из лести, чтобы уловить Иисуса в словах. Каково же их истинное отношение к Иисусу?
Обратимся к 9-й главе Евангелия от Иоанна, где описана история с исцелением слепорожденного. После того, как Иисус вернул зрение слепому, происходит следующее.
Ин.9:13-16 «Повели сего бывшего слепца к фарисеям. 14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. 15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. 16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря»
Мы видим, что не все так однозначно. Часть фарисеев считает, что этот Человек не может быть от Бога, потому что он нарушает субботу. Другая часть полагает, что Он от Бога, потому что творит чудеса. Этот конфликт очень напоминает известную картинку:


Одни смотрят на объект с одной стороны, и видят круг; другие - с другой, и видят квадрат, но на самом деле - это цилиндр. Каждый прав по своему, но заблуждается по сути. Точно так же и в ситуации с Иисусом. Фарисеи видят: вот Человек, который нарушает субботу, но при этом творит удивительные чудеса. Это не вписывается в то, чему они были научены. Иисус разрывает все шаблоны, которые сформировались у людей в течение их жизни. Одни фарисеи оценивают Иисуса с позиций закона, и выносят свой приговор: не может быть этот Человек от Бога. Другие оценивают Иисуса с позиций чудес, и приходят к прямо противоположному выводу: этот Человек - от Бога.
Но на этом ситуация не заканчивается. Дальше становится еще интереснее.
Ин.9:24 «Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник»
Мы видим, что распри утихли, и превозмогла точка зрения фарисеев-законников. «Мы знаем, что Человек Тот грешник». Сказано четко и безапелляционно. Не «мы думаем», а «мы знаем, мы уверены, что Он грешник». Они приложили к Иисусу свой богословский шаблон, и по этому шаблону Иисус никак не мог быть от Бога. И далее фарисеи говорят:
Ин.9:29 «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он»
Опять: «мы знаем, мы не знаем», и эти знания формируют их восприятие Иисуса. И вот прозревший слепорожденный неожиданно дает этим учёным мужам отповедь:
Ин.9:30-33 «Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего»
Поразительно, что простой, неучёный человек, которого коснулась благодать и милость Божия, видит гораздо глубже и яснее, чем все эти высокообразованные учителя народа. Этот человек ощутил на себе прикосновение Сына Божия, Его божественной силы и любви, и ему нет дела до всех этих высокоумных доктрин. Для него все очень просто: «я был слеп, а теперь вижу. Этого для меня достаточно, чтобы иметь свою точку зрения относительно Иисуса». От такой наглости фарисеи аж подпрыгнули:
Ин.9:34 «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон»
Мы видим, что знание может надмевать человека, делать его высокомерным. Фарисей не желает и слышать ничего такого, что не вписывается в его картину понимания жизни, Бога, праведности, закона и т.п. А тем более он не готов слышать истину от человека, который ниже его по образованию либо по социальному статусу.
Но вернемся к Никодиму. Он пришел к Иисусу тайно, ночью, и говорит Ему: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Мы видим, что Никодим относится к той, другой группе фарисеев, которые считали, что раз Иисус творит чудеса, значит, Он - от Бога. Вроде бы, вывод правильный, только вот аргументация - не совсем правильная.
Давайте ненадолго отвлечемся и вспомним один ветхозаветный эпизод.
Суд.16:6, 10 «И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?... И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?»
Мы видим, что Далида несколько раз спрашивала Самсона: «чем связать тебя?». Она была уверена, что для того, чтобы кого-то лишить силы, его нужно связать. Это подсказывал ей опыт и те знания, которые она имела. Но решение было совершенно другим. Чтобы лишить Самсона силы, надо было обрезать у него волосы. Таким образом, наше неправильное или недостаточное знание мешает нам правильно задавать вопросы и получать правильные ответы. Если мы неправильно научены, то наше мышление вращается в ложной системе координат.
Поэтому, если мы будем оценивать Иисуса только с позиций чудес, которые Он сотворил (как это делал Никодим) - то мы получим неполную картину. Иисус - Некто гораздо больший, чем иудейский чудотворец.
И вот Иисус отвечает Никодиму:
Ин.3:3 «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»
Другими словами, Иисус говорит Никодиму: «Ты пришел ко мне со своим багажом знаний, и ты желаешь получить от меня дополнительные знания. Но то, что Я могу тебе предложить, не вписывается в твою систему знаний. Невозможно влить молодое вино в ветхие мехи. Никодим, тебе нужно не расширенное знание, тебе нужна совершенно новая жизнь, новая система координат, полное преображение твоего ума».
И немного ниже Иисус говорит:
Ин.3:11-12 «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?»
Итак, неправильному знанию Иисус противопоставляет истинное знание: «мы говорим о том, что знаем…». Это знание от Бога, но чтобы его понять и принять, необходимо родиться свыше, необходимо перестать мыслить теми мирскими, земными категориями, к которым мы привыкли.
И далее Иисус открывает ту истину о Себе, которая действительно важна:
Ин.3:16-17 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»
Если мы принимаем эту истину верою, то тогда Господь открывает нам новое, истинное знание. Некоторые из таких знаний мы встречаем в 1-м послании Иоанна.
1Ин.3:14 «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти»
Когда мы верою принимаем Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, мы переходим из состояния смерти, отделенности от Бога, в состояние жизни, и индикатором этого является любовь. Как говорит апостол Павел в послании к римлянам, любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5:5). И это невозможно скрыть или сфальсифицировать. Если любви нет в нас, то мы - медь звенящая и кимвал звучащий.
1Ин.5:18-20 «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»
Эти слова также открывают нам важные истины о состоянии падшего мира, о силе греха и силе противостоять греху, которую мы имеем в Иисусе Христе. То, что здесь написано, Джон Бивер иллюстрирует действием двух законов физики - закона всемирного тяготения и закона аэродинамики. Гравитация притягивает все тела к земле, и ранее считалось, что предметы, которые тяжелее воздуха, не могут летать. Но затем ученые открыли закон аэродинамики, и это позволило построить самолеты. Когда мы летим в самолете, мы не ощущаем действия закона всемирного тяготения, так как сила, притягивающая самолет к земле, уравновешивается подъемной силой крыльев самолета. Точно так же происходит и в духовном плане. В этом падшем мире действует закон греха, который тянет человека вниз, и никто не может противостоять этому давлению. Мы прочитали, что «весь мир лежит во зле», потому что действует закон греха. Но Павел в Рим.8:2 пишет: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Итак, есть другой закон - закон духа жизни во Христе Иисусе, который позволяет нам преодолевать действие закона греха. Закон греха не прекратил своего действия, точно так же, как не исчез закон притяжения, когда мы летим в самолете, но если мы пережили новое рождение, о котором говорил Иисус Никодиму, то мы как-бы взлетаем над этим падшим миром. Мы получаем силу не грешить. Однако эта сила действует только тогда, когда мы находимся во Христе. Человек, который решил бы выйти из самолета на высоте 10000 метров, неизбежно бы разбился. Точно так же и мы, если не будем пребывать во Христе, то в полной мере ощутим на себе действие закона греха. «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:12, 13).
Подведем итоги. Сегодня мы с вами говорили о знании, о том, что оно бывает разным: бывает полезное знание, а бывает и такое, от которого больше вреда, чем пользы. Мы увидели, что во времена земной жизни Иисуса Христа было много образованных людей, религиозных лидеров, но их знания скорее им мешали, чем помогали понять и принять Христа. Когда мы приходим к Христу, нам нужен не прирост знаний, а полное обновление ума, новое духовное рождение. И уже после этого, в возрожденный, преображенный ум Господь вкладывает новые знания, дает способность понять многие духовные истины. Это совершенно новый уровень знания, доступный только преображенному уму человека, рождённого свыше. Это знание по своей ценности намного превышает то знание, которое имел Никодим и другие фарисеи. Этому знанию не научат ни в какой школе или институте. Конечно, многое от нас сокрыто, как в другом месте Павел написал: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор.13:9-10). Однако Слово Божье открывает нам достаточно для того, чтобы преодолеть закон всемирного греховного притяжения, получить прощение грехов, примирение с Богом, обрести мир и радость нашим сердцам. И пусть Господь благословит нас, чтобы мы избирали те источники знаний, которые ведут нас к Богу, позволяют углубляться в Священное Писание, открывают новые грани наших взаимоотношений с Господом.

смысл жизни, образование, знание, 1 сентября, фарисеи, Никодим, Христос

Previous post Next post
Up