Обратим сегодня внимание на два места Священного Писания.
Быт.18:10-15 «И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась»
Ин.3:1-4 «Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?»
Эти беседы произошли в разное время, по разному поводу, между разными участниками. Но есть нечто важное, что объединяет эти диалоги. Если задуматься, то вопросы: «Как может человек родить, будучи стар»? и «Как может человек родиться, будучи стар»? - это звенья одной цепи. Здесь фиксируется то, что трудно постичь человеческим разумом. Недоумение, заключенное в этих вопросах, подчеркивает пропасть между всемогущим Богом и нами, Его смертными и ограниченными созданиями. И эта пропасть не преодолевается ни образованием, ни жизненным опытом, ни другими возможными человеческими качествами и преимуществами.
Логический мостик между этими эпизодами библейской истории мы находим в послании апостола Павла к Евреям:
Евр 11:11 «Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший»
Что мы видим в этих словах? Прежде всего то, что Сара имела одну очень существенную проблему: она была «неплодна». То есть она по природе своей просто не могла иметь детей. И человек в такой ситуации бессилен что-либо сделать. Никакие процедуры и операции не способны решить эту проблему. Не знаю, как обстоит дела с лечением бесплодия сегодня, но во времена Авраама это был практически приговор. Это считалось проклятием, которое не давало женщине реализовать свое основное предназначение - быть матерью.
Однако, как оказалось, это еще не все. К бесплодию со временем добавилась еще одна проблема - старость. Эти два момента вообще делают какую-либо надежду на беременность не то что эфемерной, а просто нереальной. Даже и вопросы какие-либо в этой ситуации задавать неловко. Знаете, мне это напоминает случай, когда Илия состязался с пророками Ваала.
3 Цар18:31-35 «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое.
32 И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен,
33 и положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова,
34 и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте [то же] в третий раз. И сделали в третий раз,
35 и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою»
Насколько возможно, что залитые водою дрова загорятся? Вопрос риторический. Но чудо все же произошло, и огонь с небес пожрал жертву. Так вот, в ситуации с Саррой случай еще более нереальный. Бесплодие и престарелый возраст… Каждой из этих проблем достаточно, чтобы поставить крест на любых мечтах иметь детей, а тут две проблемы сразу! Не мудрено, что Сара рассмеялась.
Но далее мы читаем, что Сарра «получила силу к принятию семени». И чудо совершилось. Она родила Исаака.
Слово Божие говорит о спасении также в категориях рождения. Об этом говорит Иисус в беседе с Никодимом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим, хотя и не рассмеялся (уважаемый человек, привык контролировать свои эмоции), но ход его мыслей был примерно таким же, как и у Сарры. Может, грешным делом он даже и пожалел, что пришел к Иисусу: рассчитывал на беседу двух мудрых людей, а тут такое…
Действительно, принять такое нелегко. И это только подчеркивает важность и необходимость того, чтобы и мы с вами получили силу к принятию семени.
Есть притча о том, как покупатель зашел в магазин и к своему немалому удивлению обнаружил, что за прилавком стоит Сам Бог. Помявшись, посетитель все же решился подойти и спросил: «Что вы продаете?». «Чего желает ваше сердце?» - сказал Бог. Недолго думая, покупатель ответил: «Я хочу счастья, мира в душе и свободы от страха… для себя и всего мира». На это Бог сказал: «Это можно, но Я здесь не продаю плоды. Только семена».
Кто из живущих на земле не желает счастья, мира в душе и свободы от страха, дорогие друзья? Но почему в реальности мы видим так мало всего этого?
Может быть, потому, что большинство людей мыслят так, как поется в старой детской песенке: «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино»? Но «кина не будет». И не потому, что «электричество кончилось». «Электричества» предостаточно. Люди не хотят понять, что не какой-то дядя, волшебник или электрик, виноват, а каждый из нас в ответственности за то, чтобы чудо в нашей жизни все же состоялось.
Научные исследования показывают, что во все времена, в любом государстве, число искренне верующих людей было в районе 10-15% населения. Даже в советские атеистические и репрессивные годы эта цифра не опускалась ниже 8%. Ученые утверждают, что число людей, всерьез воспринимающих собственные религиозные убеждения, практически не зависит от конфессионального или политического климата в стране.
Иногда эти цифры могут быть и больше. Но как определяется число верующих людей? К примеру, в католических странах социологи задают вопрос, как часто человек посещает мессу и бывает на исповеди. В протестантских странах спрашивают, читает ли человек Библию дома, или только слушает проповеди на богослужении. Это, конечно, все важно, но не является достаточным показателем того, насколько человек живет в соответствии со своей верой. Реальные цифры обескураживают: лишь 10-15 процентов верующих людей способны разрешить своим убеждениям действительно и постоянно влиять на свою жизнь. Это процент людей, которые всерьез живут так, как они это исповедуют. Они способны перестраивать свою судьбу в соответствии со своей верой.
В связи с этим есть даже мнение, что можно говорить об особом религиозном таланте людей. Ведь есть поэтический талант, талант художника, актера, педагога… Значит, должен быть и талант религиозный, и не каждому это дано.
Звучит красиво, но вряд ли это верно. Христианство - это не элитарная религия. Христос пришел, чтобы даровать спасение каждому, а не особо одаренным.
Но в то же время, Библия ясно говорит, что распятый Христос «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор.1:23). То есть рассчитывать на логику и какую-то предрасположенность к принятию Христа не приходится. И Слово Божье нас учит: «Уповай на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой» (Пр.3:5). Разум здесь нам не помощник. Чтобы родиться свыше, нам необходима вера в Иисуса Христа:
1Ин.5:1 «Всякий, верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден»
Вера - это великое приобретение, несущее спасение. Она является бесценным подарком от Бога:
Еф.2:8 «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар»
В Послании к Евреям Иисус Христос назван «начальником и совершителем» веры (Евр.12:2). И мы должны обращаться непосредственно к «начальству» с просьбой о даровании и укреплении нашей веры. Как тот отец бесноватого выразился в беседе со Христом: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:24). Нужна помощь, нужен «первотолчок», чтобы вера зажглась в нашем сердце. Каждому человеку нужна сила к принятию «семени», которое есть Слово Божье.
Но если мы уже получили эту силу, если Иисус Христос стал нашим Господом, то остаются еще наши родные и близкие, соседи и знакомые. Они, возможно, далеки от Бога, и нам кажется, что они настолько далеки, что абсолютно нереально, чтобы они когда-либо повернулись лицом к Творцу. Однако «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт.18:14). И неужели сила, явленная в нас, бессильна действовать в наших близких? Как Сарра была мертва, чтобы родить ребенка, так и каждый из нас по своей греховной природе мертв, чтобы «родиться свыше». Но Сила Божия творит чудеса, наделяя сердца людские способностью верою принять Дар Божественной Любви. Не будем опускать руки, будем обращаться с молитвой к Иисусу Христу, чтобы он укрепил нашу веру, а также ходатайствовать о тех, кто еще отвергает Его.
ДА БУДЕТ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО ! АМИНЬ!