«Кто имеет ухо слышать, да слышит!»
«Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое…»
Иак. 3:16
Демон зависти - один из владык падшего человечества. Черной нитью проходит зависть чрез все страницы Священного Писания и длинным рядом ярких примеров предостерегает нас от ее тиранической власти.
Екклесиаст, глубоко вникавший во все взаимоотношения людские, установил, что «всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть».
Апостол Павел смотрел на зависть, как на естественную сферу жизни всякого невозрожденного человека. Говоря о жизни людей, до их обращения к Богу, он всюду упоминает о зависти и в общем списке их грехов и пороков отводит этой зависти чуть ли не первое место: «Исполнены зависти, убийства, распрей, обмана…», «жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга …» и т. д.
Всем известно, как часто зависть свивает себе прочное гнездо среди детей в больших семьях. «Братья Иосифа по зависти продали его в Египет…» Они завидовали пророческим снам Иосифа, его разноцветной одежде, близости его отношений к родному отцу и пр. Как часто в семье вдруг начинает казаться тому или другому домочадцу, что родители обходят его лаской, проявляют больше внимания брату или сестре, что любят его теперь не так уже горячо, как любили прежде. И сколько нужно иметь родительской чуткости к ребенку, чтобы вовремя заметить рождение этого нездорового чувства и умело подчеркнуть свою полную беспристрастность в отношениях ко всем детям, указать им на их безусловное пред родителями равенство.
Люди стремятся, все время, установить полное равенство в мире. Как ни хороша эта идея, но и она если не рождена завистью, то, во всяком случае, тесно связана с этим чувством. Устроить земную жизнь так, чтобы все одинаково пользовались ее благами, были бы в равной мере здоровы, умны, счастливы и довольны и уже не завидовали бы друг другу - какая утопия! До тех пор, пока грех господствует в мире, будет господствовать и зависть.
Зависть - от сатаны
Когда Господь благословляет человека, сатана непременно постарается испортить, урезать плоды этого благословения. «Господь благословил Исаака… он стал весьма великим… и филистимляне стали завидовать ему…» и причиняли ему не мало огорчений: все колодцы Исааковы «филистимляне завалили и засыпали землею…» Авимелех позавидовал Исааку и сказал ему: «удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас…» В этих кратких описаниях Ветхозаветного быта вырисовывается внутренний облик всякого завистливого человека. Видя удачу и благополучие своего ближнего, завистник не удовлетворяется одним лишь горьким чувством, он начинает действовать… он претендует на такую же долю благополучия, на такой же головокружительный успех, а если не так, то успешный в делах и счастливец в жизни должен снизойти на уровень завистника и «без его ведома не выделяться…»
Странно то, что идея равенства, в этом ее нездоровом виде, может проникнуть даже в церковь.
Правда, Христос сказал: «все вы - братья». Но из этих же братьев Господь поставляет в церкви «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями…», одним Он поручает больше, другим меньше, одному дает десять талантов, другому пять, а третьему только два или один. И есть опасность для получившего меньше стараться из чувства зависти низвести всех на одну и ту же ступень, привести, как говорят, к общему знаменателю. В свое время Корей, Дафан и Авирон пришли к такому именно заключению и восстали на Моисея и Аарона, говоря: «Полно вам; все общество, все святы и среди них Господь!» Но подобный взгляд на «всех» оказался только их личным и притом неправильным взглядом, Бог же смотрел на общество Израилево и на его вождей совершенно иначе. Отступники утверждали, что «все святы и среди них Господь»; но ослепленные завистью, они уже не видели, что Господа с ними не было. И Господь не замедлил показать «кто Его и кто свят…», но последствия зависти были весьма ужасны.
Враг душ человеческих не перестает и в наше время действовать губительным орудием зависти, вселяя в сердца людей возмущение против существующих установлений Божиих в церкви, особенно же против ее служителей, забывая, что «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом…»
Чем ближе мы стоим к Богу, тем яснее мы видим наше место в церкви, среди сестер, среди святых, среди рабов Его. И если Бог открывает нам иногда нашу собственную духовную нищету и духовные достижения других верующих, то не для того, чтобы мы им завидовали, но возревновали о достижении тех же самых вершин духовных, чтобы облеклись в смирение и кротость, мудрость и силу.
«И что еще скажу? Недостает мне времени, чтобы повествовать» о Сауле, покушавшемся из зависти на жизнь Давида, о сатрапах вавилонских, искавших души Даниила, о священниках и книжниках, которые «предали Христа из зависти…», о тех, кто проповедует Христа не чисто, «по зависти и любопрению», о тех, кто имеют «горькую зависть и сварливость» и лгут на истину, именуя себя чадами Божьими.
Апостол Павел дает нам дивный совет: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать…»
Почему в сердце верующего не должно быть места зависти?
Потому, что «где зависть и сварливость там неустройство и все худое…» Зависть идет рука об руку с другими грехами: сварливостью, недоброжелательством, гневом, клеветой. Позавидовать ближнему - значит утратить мир душевный, лишиться радости, стать на путь раздражительности и осуждения. Завистник внушает сначала себе самому, а потом и другим, что всем, чем пользуется «счастливец», он пользуется незаслуженно, незаконно. Завистник доходит до того, что пытается любой ценой лишить «счастливца» всех его благ и даже уничтожить его самого: «а за что убил его? за то, что дела его были злы, а дела брата его праведны…»
Зависть - не созидает, а разрушает; она направляет к «неустройству», дезорганизует всю сложную структуру внутренней жизни человека, приводит его к самым неожиданным последствиям: «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его…». Зависть сначала обкрадывает человека духовно, делает его замкнутым, желчным, нелюдимым, а потом уже приводит свою жертву и к материальной нищете. И действительно, кому приятно иметь дело с человеком, у которого зависть иссушила и продырявила душу? Слово Божие говорит: «Не вкушай пищи у человека завистливого, и не прельщайся лакомыми яствами его: потому что, каковы мысли в душе его, таков и он: «ешь и пей» - говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно…»
Зависть наказывается Богом
Просматривая жизнь завистников Ветхого и Нового Заветов, мы легко можем установить, что все эти люди тяжко расплатились за свое злое чувство. У каждого из нас, вероятно, возникнут в памяти отдельные жизненные случаи, подтверждающие вышеизложенную истину.
В жизни плотского, недуховного верующего зависть играет иногда немаловажную роль. Если мы живем не «по духу», а «по плоти», «плоды плоти известны, они суть: вражда, ссоры, зависть…» Эта опасность не исключалась даже среди апостольской церкви, и апостол Павел пишет: «Я опасаюсь, чтобы мне по пришествии моем, не найти у вас раздоров, зависти… беспорядков…» Опасения апостола Павла, к сожалению, оправдались в Коринфской церкви, которой он должен был прямо написать: «Вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?..»
Бог избавляет от зависти
Что же делать? Как избавиться от этого тяжкого духовного недуга? И есть ли вообще бальзам для исцеления?
Благодарение Господу нашему Иисусу Христу, соделавшемуся «освящением нашим» - мы имеем средство от зависти. Две вещи предлагает Господь для нашего избавления: «отложить» и «облечься»:
«Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение…»
«Итак облекитесь, как избранные Божии святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение . . . Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно…»
Только тогда, когда мы напоены Духом, насыщены Словом и Сам Христос занимает все наше сердце Своей Божественной любовью, зависть исчезает, ибо «любовь не завидует»!
- - - - - - -
Источник: Вера Рогозина. Зависть // Вера и Жизнь. - 1980. - № 4 (31).