Есть христиане, жизнь которых не вписывается в общепринятые схемы и доктрины. Их немного, но они несут в себе тот необъяснимый свет, который влечет многих. Одним из таких детей Божиих был брат Роже.
Роже Луи Шютц-Марсош, известный всему миру как брат Роже из Тэзе, родился в 1915 году в Швейцарии в семье протестантского пастора. Сам брат Роже никогда не говорил о конфессиональной принадлежности отца, поэтому по сей день не установлено, был ли он лютеранином или кальвинистом. По свидетельству покойного основателя Тэзе, его отец был "мистиком в сердце" и молился в разных Церквах, в том числе и в Католической. Мать Роже Шютца, француженка, сознательно приняла католичество. Сам Шютц полагал, что таким образом, будучи замужем за протестантским пастором, она показала, что разделение между католиками и протестантами может быть преодолено.
В 1936-1940 годах Роже Шютц учился в кальвинистских учебных заведениях в Лозанне и Страсбурге. В его сердце особым образом отозвались слова Христа: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф.5:23-24). Но как примирить христиан, которых разделяют столетия непонимания, доктринальные разногласия и взаимное недоверие? Брат Роже предложил выход - не богословский, не умственный, ибо одна мысль непременно противопоставляет себя другой, но - посвящением сердца, благословением мира всей своей жизнью. Он решил жить без противопоставлений, вне категорий "мы" и "они".
Когда Роже Шютц обрёл своё призвание, зло, как потоп, затопило большую часть Европы: войны, торжествующие антихристианские режимы, гонения на Востоке, геноцид на Западе. 1940 год, Франция только что оккупирована. 25-летний протестант, решивший стать монахом, отправляется на велосипеде из свободной Женевы в маленькую деревушку Тэзе в Бургундии, на родину своей матери, чтобы основать новую общину, в которой все могли бы почувствовать себя братьями. В годы войны с немалым для себя риском он будет прятать там евреев.
Как таковая община Тэзе возникла уже в послевоенные годы, когда к Роже Шютцу присоединились еще несколько человек. На пасху 1949 года семеро протестантов связали себя обетом безбрачия и жизни в общине в максимальной простоте. Позднее к ним присоединились и католики.
Это было необычно, так как протестанты не практикуют монашества. У брата Роже в комнате была деревянная доска, на которую он прикреплял любимые тексты. Среди них есть строки из пророка Исаии: «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать?» (Ис.43:19). Брат Роже любил эти слова. Время от времени он делал ксерокопию и дарил ее гостям и друзьям. Можно было бы возразить, что слова пророка Исайи: «Вот, Я делаю новое» свершились с приходом Христа. Но брату Роже были близки мысли Иринея. Согласно Иринею, Бог сказал все через Христа, все «возглавлено» в Нем. Но Христос неисчерпаемый источник нового. «Он принес все новое тем, что Он возвещенный принес Себя самого. Ибо это самое и было предсказано, что придет новое, что обновит и оживотворит человека» («Против ересей», IV, 34, 1). Чудо в том, что это новое никогда не ослабевает. Ириней говорит о вере Церкви: «Она всегда чрез Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим самый сосуд, в котором содержится» («Против ересей», III, 24, 1).
Община в Тэзе быстро завоевала известность. Начиная с конца 50-х годов, в поисках смысла жизни и человеческого примирения в Тэзе стали приезжать молодые люди из многих стран Западной Европы. С конца 80-х к ним присоединились паломники из Восточной Европы, а с начала 90-х - из России и Украины. И не только, даже не столько католики и протестанты, сколько православные. Тэзе в разное время посещали главы христианских конфессий, в том числе Папа Римский Иоанн Павел II, архиепископы Кентерберийские, православные митрополиты и лютеранские епископы из Швеции.
В апреле 2005 года на похоронах Иоанна Павла ІІ кардинал Ратцингер (будущий папа Бенедикт ХVI) преподал брату Роже Святое Причастие. Газетчики сразу ухватились за этот факт, причем одни утверждали, что кардинал не узнал брата Роже и принял его за католического монаха, другие писали, что Роже Шютц тайно принял католичество. Ведь консервативный кардинал не мог причастить протестанта. Но, как оказалось, он сделал это вполне осознанно, так как увидел в брате Роже не представителя другой деноминации, но брата во Христе, не двоюродного, но именно родного брата.
В середине августа 2005 года мир потрясла новость из Франции: 91-летний основатель экуменической общины в бургундской деревне
Тэзе брат Роже Шютц был убит во время вечернего богослужения в церкви Примирения. В присутствии двух с половиной тысяч прихожан страдающая психическим расстройством 36-летняя румынка Люминита Солкану нанесла известному проповеднику два удара ножом в горло. Несмотря на немедленно оказанную медицинскую помощь, Роже Шютц скончался на месте. Так прервалась жизнь того, кто нес любовь и примирение, и кто умел радоваться жизни, несмотря ни на что. Очень часто, видя прекрасное, он говорил: «Никогда еще не было такой красоты!».
Во всех конфессиях трагедия 16 августа вызвала живой отклик. Свои письма с выражением соболезнований в общину направили, в частности, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Папа Римский Бенедикт XVI. Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс после известия о гибели брата Роже сказал, что "очень немногим людям нашего времени удалось изменить всю атмосферу религиозной культуры; но именно это совершил брат Роже. Он изменил ориентиры экуменизма, пригласив христиан разных конфессий жить вместе монашеской жизнью; он изменил само представление о христианстве в умах многих молодых людей; он показал Церквам первостепенное значение примирения - сначала в послевоенной Европе, а затем во всем мире".
В настоящее время в общине более ста братьев из 25 стран. При этом никто из пришедших в Тэзе не сменил конфессию: протестанты остались протестантами, а католики - католиками. Да и не принято там говорить, к какой конфессии кто принадлежит. Члены общины живут собственным трудом, не принимая никаких пожертвований. Если у кого-то из них есть средства, то перед вступлением в общину они должны раздать их нуждающимся. Некоторые из братьев живут малыми группами среди бедняков в других странах.
И в завершение рассказа - несколько мыслей брата Роже:
«Смолоду я поражался тому, что христиане, взывая к Богу любви, тратили столько энергии на то, чтобы оправдать свои разделения. И я сказал себе: для того, чтобы быть со Христом, есть ли что-то более простое, более прозрачное, чем жизнь, отданная тому, чтобы постоянно, день за днём служить конкретному примирению? Тогда я решил, что нужно создать общину людей, готовых отдать поиску его всю жизнь».
«Одна из чистых радостей Евангелия, - стяжание простоты сердца, которая включает в себя и простоту жизни».
«Христос пришёл не для того, чтобы создать ещё одну религию, но чтобы принести общение любви каждому человеческому существу».
«В глубине человеческого существа лежит жажда присутствия, молчаливое стремление к сопричастности. Никогда не будем забывать: смиренная жажда Бога уже есть начало веры».
Использованные материалы:
- Владимир Лапшин. Памяти брата Роже // Христианос. - ХV (2006). - С.28-37.
- Георгий Чистяков. LAUDATE DOMINUM… // Христианос. - ХV (2006). - С.44-51.
- Георгий Чистяков. Сердце, вместившее всех людей // http://tapirr.com/ekklesia/chistyakov/esse/rojer_taize.htm
- Владимир Зелинский. Блаженны миротворцы. Призвание и сердце брата Роже // http://www.istina.religare.ru/material162.html
- http://www.facebook.com/topic.php?uid=141242460311&topic=10359