РЕФОРМЫ ЦЕРКВИ И РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

Aug 28, 2017 10:01

С 1532 г. главную роль в управлении государством стал играть Томас Кромвель - ярый сторонник протестантизма. Средневековое дворцовое управление было преобразовано им в бюрократический аппарат централизованного государства. Заседавший с 1529 по 1536 г. парламент принял ряд актов, в том числе «Акт о Верховенстве», в котором король был провозглашен главой английской церкви (1534), а все отношения с Римом были прерваны. Но ни один из католических догматов не был отменен. Вся реформация свелась к тому, что церковь стала идеологическим отделом бюрократического аппарата, а собственность церкви - королевской. Церковь стала официально называться английской. Было закрыто 3 тыс. монастырей, их земли составили четверть всех сельскохозяйственных угодий Англии. Около 5000 монахов, 2000 монахинь и 1600 «ниществующих братьев» (францисканцев и доминиканцев) получили обеспечение и стали мирянами…
Король подчеркивал, что считает себя католиком, он не допускал и мысли о подлинной реформации, широко развернувшейся на континенте. Король запретил читать Библию простому народу. Читать ее для себя могли купцы и богатые йомены, а для себя и для других - только лорды и джентльмены. Этот подход был традиционен для католической церкви. Но все же в народе читали Библию. В 1543 г. парламент попытался запретить ее чтение в низах общества, но было поздно.
Реформация явилась идейной основой для консолидации буржуазии в отстаивании своих интересов и для освобождения народа от пережитков феодальной культуры. Союз короля и буржуазии изначально оказался непрочным, но поддержка короля буржуазией была обеспечена из-за народных восстаний против огораживаний. Опираясь на эту поддержку, Генрих VIII (1509-1547) добил остатки старой феодальной знати, сопровождая казни конфискацией земель казненных. Парламент сдал власть королю, приняв акт (1537), приравнявший указы короля законам парламента. В 1539 г. «кровавый статут» ввел смертную казнь за несоблюдение основ католического учения. С того момента начались казни протестантов за несоблюдение основ католицизма и католиков, не желавших признавать короля главой церкви…
Протестанты вошли в силу после смерти Генриха VIII. Его сын Эдуард VI (1547-1553) был ребенком, а его протектор герцог Сомерсет был ревностным протестантом…
В общественном сознании англичан к середине XVI в. произошли существенные изменения. Нищенствующие монахи, которые придерживались идеи святого Франциска о посвящении человеческой жизни абсолютной бедности, были объявлены еретиками. Англичане отвергали жизнь в бедности в качестве основополагающей идеи.
Престиж религии упал. Этому способствовал и тот факт, что к середине XVI в. образование священнослужителей стало отставать от светских кругов, в отличие от предыдущих веков, когда духовенство доминировало среди грамотных людей. В 1551 г. епископ Глостерский проэкзаменовал 311 свои собратьев и обнаружил, что 10 из них не смогли повторить «Отче наш», а 39 не нашли эту молитву в Библии. Нужно ли говорить об отношении англичан к таким духовным наставникам.
Население Англии второй половины XVI в., даже церковнослужители, жили в обстановке, когда религия время от времени менялась - то католическая, то английская, то протестантская. Религия полностью подчинялась практическим задачам, которые вытекали из решений королевской власти и судов. Практицизм и предпринимательство, традиционная народная культура североморского типа определяли духовный мир англичан, но все перемены религий были следствием борьбы аристократической феодальной и североморской культур.
Еще более важным обстоятельством был тот факт, что английское духовенство не было едино в своих воззрениях на Евангелие и церковные обряды. Здесь не было четко выраженной оппозиции, но существовал широкий спектр убеждений, антиортодоксальный край которого подвергал сомнению нужность церковной обрядности католицизма, отвергал неразборчивость в средствах при добывании денег, например, при торговле индульгенциями и т. п. Все это давало светским лицам основания для суждения о церкви как институте и подводило англичан к восстанию против засилья церкви в мирских делах.
На умы образованных англичан повлияло гуманистическое учение Эразма Роттердамского, неоднократно бывавшего в Англии и прожившего три года в Кембридже. Эразмусианизм не был ересью, как таковой, он не был монолитным учением и был направлен против лютеранства, но в Англии он расчистил дорогу для восприятия идей Лютера в среде влиятельных интеллектуалов. Во-первых, эразмусианизм, как и протестантство, обращался к истокам религии, а во-вторых, требуя очищения церкви от скверны, он дискредитировал католическую ортодоксальность.
При Марии Тюдор (1553-1558) началась феодально-католическая реакция: был восстановлен католицизм, достигнуто примирение с Папой Римским, протестантских богословов и церковников стали сжигать на кострах (всего было уничтожено 300 протестантских лидеров). Однако бывшие земли и имущество церкви так и остались в руках буржуазии. В Англии ни у кого не было иллюзий в отношении вопросов реальной и представительной власти - первая была в руках землевладельцев и финансовых кругов, а вторая оставалась за королевой…
Елизавета I (1558-1603) сразу после коронации еще раз изменила все английское церковное устройство: восстановила английскую церковь, сохранив ее католические основы. Стремясь пресечь любые попытки республиканизации Англии с помощью протестантизма, Елизавета и ее правительство отвергали выборы пасторов и церковных старейшин верующими и другие проявления кальвинизма. С 1560 г. последовательных протестантов стали называть пуританами, к их числу относились наиболее образованные и влиятельные представители духовенства, буржуазия. Часть пуритан стремилась все-таки, несмотря на гонения, к созданию такой церковной организации, в которой главную роль играли бы не епископы, подчиненные королю, а пресвитеры (церковные старейшины, избранные из наиболее богатых и влиятельных членов общины). Их называли пресвитерианами. Но и у них было крайнее течение, индепендентов, члены которого требовали полного разрыва с англиканской церковью и полной независимости общин верующих. В этом проявилось стремление буржуазии выйти из-под опеки монархии.
Надо признать, что английская Реформация сильно отличалась от континентальной и имела свои корни. Влияние Лютера пришло в Англию рано, но было очень ограниченным. Публикации Лютера стали поступать в 1520-1521 гг. Его идеи увлекли некоторых молодых университетских работников в Кембридже, они стали собираться в таверне «Белая лошадь», и из их числа впоследствии вышел ряд реформаторов.
Протестантская Реформация с самого начала получила поддержку тех ремесленников и фермеров, которые тайно после работы читали спрятанные от кюре и архидиаконов трактаты Уиклифа и Библию в его переводе. Лоллардизм и лютеранство идейно имели много общего, поэтому с момента появления лютеранского учения усилились гонения на последователей лоллардизма в Англии: в 1521 г. вновь участились сожжения на кострах и другие преследования. Впрочем, правительство преследовало пуритан всех оттенков. Оно видело в пуританизме большую опасность для монархии, и в 1593 г. был принят статут, по которому пуритане подлежали смертной казни, однако к тому моменту пуританизм уже стал духовной опорой нараставшей буржуазной оппозиции.
Реформация церкви была социальной, а не только религиозной или политической революцией. Джентри, юристы, купцы и йомены тянулись к протестантизму, отражавшему их интересы, их многовековую культуру. Протестантское учение освящало религией деловую жизнь. Протестантским идеалом была религия домашнего очага. Протестантизм идеализировал труд, посвящая Богу свои дела в торговле и в сельском хозяйстве.
Во многих частях Европы первая волна протестантизма откатилась. Протестантизм изначально закрепился только в Северной и Центральной Германии, в Скандинавии, частично в Швейцарии и в независимом городе Женеве. Но вскоре вторая волна протестантизма захлестнула Европу. Обращение в протестантизм и секуляризация в Англии окончательно победили после пуританского мятежа и революции вигов-ториев.
Католики подвергались еще большим преследованиям, чем протестанты на всем протяжении царствования Елизаветы. Развитие событий вело к войне с Испанией за рынки, и католики рассматривались как пятая колонна в Англии. Иезуитов четвертовывали живыми на эшафотах…

Источник: Асланов Л.А. Культура и власть. Философские заметки. Кн. 1. - М.: Изд-во ИТРК, 2001. - 496 с.

Церковь, Англия, протестантизм, католицизм, история христианства

Previous post Next post
Up