ОН ОТ БОГА ИСШЕЛ и К БОГУ ОТХОДИТ

Apr 30, 2017 10:01

Ин.13:1-5 «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан»
Мы прочитали один из эпизодов, произошедших в последние дни жизни Иисуса Христа. Маховик самых важных и драматичных событий в жизни Сына Божия был уже запущен и набирал свои обороты. Последняя пасха, последняя вечеря с учениками, Иуда уже готов совершить свое предательство… И в этих обстоятельствах Иисус омывает ноги ученикам, являя свое смирение и любовь.
Но давайте сегодня обратим внимание на слова, записанные в 3-м стихе: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит».
Большинство людей воспринимает жизнь как отрезок между рождением и смертью. Как говорят, на могиле пишут дату рождения и дату смерти, а наша жизнь заключена в маленькой черточке между этими датами. Мы сосредотачиваемся на этой, земной жизни. Иисус воспринимал свою земную жизнь как неразрывное звено в цепи «прошлое-настоящее-будущее». Он от Бога исшел - осознание того, что было до рождения. К Богу отходит - ясное понимание того, что ждет Его после смерти…
Об этом Иисус говорит также немного дальше:
Ин.16:28 «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу»
Насколько важно и для нас иметь четкое понимание того, откуда мы пришли и куда идем. Христианство проповедует не только воскресение Христа. Важной частью нашей веры является и то, что в определенный момент все мы воскреснем в теле. Для нас сегодня довольно привычна мысль о воскресении, о жизни после смерти. Может быть, мы до конца не понимаем, как это будет, но это является частью нашей веры, нашего упования. Но Иисус говорил эти слова в то время, когда идея воскресения человека в теле казалась странной и непривлекательной. Многие римские и греческие философы утверждали, что никакой жизни после смерти вообще не существует. В те времена была очень популярна эпитафия, которая звучала так: «Меня не было, я был, меня нет, мне все равно». Эти слова были настолько широко известны, что очень часто на надгробиях писались только первые буквы этой эпитафии - по-латыни и по-гречески. Многие верили в то, что единственным истинным бессмертием была слава. Люди старались как-то прославиться, чтобы их имя после смерти не было забыто. Одни достигали славы, совершая подвиги, оставляя после себя произведения искусства, литературы, архитектуры, а другие шли путем зверств и разрушений, как Герострат, который сжег храм Артемиды Эфесской только ради того, чтобы его имя помнили потомки.
Эпикурейцы учили, что душа состоит из наитончайших материальных частиц, и она распадается вместе с другими составными элементами человека после физической смерти.
Другие говорили, что человека после смерти ожидает состояние, которое можно охарактеризовать как «сон без сновидений».
Было также немало тех, которые признавали тело темницей души, и говорили, что после смерти душа наконец-то обретает свободу. Например, Платон говорил: «Как мы вообще сможем побудить людей быть хорошими гражданами, служить в армии, выполнять свой долг по отношению к друзьям, если их представления о будущей жизни строятся на эпических образах бормочущих привидений в мрачном подземном мире? Вместо этого молодых следует обучать истинному философскому воззрению: смерть - это не что-то, о чем приходится сожалеть, но нечто, что должно приветствовать. Это миг, когда бессмертная душа освобождается от темницы физического тела».
Существовало также поверие, что участь человека после смерти зависит от его статуса в этой жизни. Например, императоры видели в своих предшественниках божественных существ и верили, что после смерти они становились богами. Говорят, император Веспасиан на смертном одре сказал: «Увы, кажется, я становлюсь богом». Судя по этим словам, перспектива стать богом его не сильно радовала.
Была также популярна теория «астрального бессмертия». Многие древнегреческие и римские философы считали, что люди после своей смерти становятся звездами. Стоики, например, полагали, что душа - это особый вид «тела», сотворенный из огненного вещества, именно потому она ощущает себя как дома на звезде, внутри звезды или сама став звездой. Одни учили, что каждый человек после смерти становится звездой, что число душ равно числу звезд. Другие считали, что звездой становится лишь тот человек, который прожил добродетельную жизнь и выдержал испытание на нравственность. (К слову: те люди, которых сегодня называют «звездами», в большинстве своем испытания на нравственность не проходят). Некоторые авторы даже в Библии находят подтверждение теории «астрального бессмертия»:
Дан 12:2-3 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. 3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда»
Конечно же, в этих словах речь не идет о том, что разумные и праведные люди буквально превратятся в звезды. Написано - они будут «как звезды», то есть здесь содержится образное, поэтическое описание той славы, которую они обретут. Однако в этом отрывке мы с вами видим ясное указание на будущее воскресение людей. И эта мысль явно противоречит всему, чему учили древние философы. Основное направление греко-римской мысли заключалось в том, что тело есть темница. В этой жизни оно необходимо, но никому в здравом уме не придет в голову желание, освободившись от тела, снова вернуться в него. Воскресение никем не рассматривалось даже хотя бы как одна из возможностей жизни после смерти.
До этого мы с вами говорили о том, как себе представляли жизнь после смерти языческие народы. А как же на этот вопрос смотрел избранный Божий народ?
Исследователи древнеизраильских представлений о жизни после смерти обычно выделяют три разных фазы.
(1) Сначала не было никакой, или почти никакой, надежды на радостную и счастливую загробную жизнь. Шеол, Аваддон, ров, могила… Место вечного уныния и безысходности. Ушедшие туда - умершие, тени, рефаимы - уже никогда не возвращаются к нормальной жизни. Например, пророк Исаия описывает сцену, как царь вавилонский попадает в преисподнюю.
Ис.14:9-11 «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.
10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!
11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой»
Здесь мы видим, что человека после смерти узнают, знают, кто он, но он теперь такой же, как все. Вся его слава, вся его власть осталась в прошлом.
(2) Затем, в какой-то момент (точно неизвестно - когда), некоторые благочестивые израильтяне решили, что любовь и сила Господа столь велики, что даже смерть не разрушит их связь с Ним. Те, кто верен Богу, Его заповедям, будет находиться в присутствии Бога, но бестелесно.
Еккл.12:7 «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»
(3) Наконец начинает распространяться совершенно новая мысль: Умершие будут воскрешены.
Иов.19:25-27 «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, 26 и я во плоти моей узрю Бога. 27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»
И во времена Христа эта мысль была принята фарисеями, однако саддукеи не верили в воскресение.
Мф.22:23 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его…»
Итак, мы с вами рассмотрели историческую обстановку того, в каких условиях вначале Христу, а затем и Его Апостолам приходилось учить о будущем воскресении людей. Многие иудеи вообще не верили в это, а язычники насмехались. Однажды Павел проповедовал в Афинах, можно сказать - в культурной столице того времени, и, среди прочего, сказал:
Деян.17:30-32 «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
31 ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
32 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время»
Люди во все времена с большим трудом принимали то, что противоречит их мировоззрению, что не соответствует тому, к чему они привыкли. Истины Божьи также с большим трудом пробивали дорогу к сердцам людей. Должна произойти глубокая перемена сердца, изменение мышления, чтобы человек принял то, что говорит Бог. Вот как это произошло с Павлом:
Филип.3:4-11 «…Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, 5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6 по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. 7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых»
Встреча с Иисусом полностью изменила Павла. Фарисей, гонитель Христа, самоправедный человек вдруг становится кротчайшим Апостолом Христовым. Он познал силу воскресения Христа, и он нас с вами призывает, чтобы мы также познали силу воскресения Христа. Он показывает нам с вами цель - «достигнуть воскресения мертвых».
И немного далее Павел говорит:
Филип.3:17-21 «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. 18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. 19 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. 20 Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все»
Вы, наверное, уже забыли, с чего мы с вами начали? А начали мы с вами со слов: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит». Иисус воспринимал жизнь не эпизодически, а во всей ее полноте. Как важно и нам с вами осознавать, что наша жизнь - это не черточка между датами рождения и смерти. Мы с вами тоже «от Бога пришли, и к Богу уйдем». Мы не произошли от обезьяны, мы созданы по образу и подобию Божию. И наша жизнь не заканчивается под могильным камнем. Мы созданы для того, чтобы жить вечно. Где мы будем проводить вечность? На этот вопрос должен ответить каждый индивидуально. Если я принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, если я познал силу Его воскресения, - я тоже воскресну для вечной жизни в Царстве Бога. Если я не принял жертвы Христа - меня ждет совсем другое воскресение и другая вечность.
P.S. При описании исторического контекста воскресения Христа использованы материалы книги: Райт Н.Т. Воскресение Сына Божьего.

воскресение, жизнь вечная, Христос

Previous post Next post
Up