ТРИАДА

Apr 07, 2017 20:27

Пословица гласила: «Если сойдутся хотя бы три китайца, значит, „Триада" среди них». Это тайное общество объявило беспощадную войну династии Цин, завоевателям-маньчжурам и их приспешникам. Вступивший в союз должен был пустить три стрелы из лука в чучело или изображение маньчжурского императора, поклясться убить богдохана, отомстить за все беды Поднебесной. В тогдашнем Китае, где подданным нельзя было даже упоминать личное имя императора (это было тягчайшим государственным преступлением), поклявшийся убить Сына Неба становился бойцом-смертником и сжигал за собой все мосты.
Эта массовая, но глубоко законспирированная организация охватывает городские кварталы и самые глухие деревни. Она опирается на поддержку и уважение народа, что делает «Триаду» грозной силой. Ее сторонники рассеяны по всем провинциям долины Янцзы и Южного Китая, но подпольный великан оставался невидимым и неуязвимым. Будучи всегда в тени, он выходил на свет только для нанесения удара. Это был опасный противник - окруженный тайной, неуловимый и вездесущий. Днем он как бы растворялся в житейской толчее и в работе - на рынках и пристанях, на полях и в шахтах, у городских ворот и харчевен. Он продавал овощи и делал соевый творог, возил уголь и шил куртки, пахал землю и собирал урожай. А по ночам в дальних сельских кузницах тайно ковал наконечники для пик и легкие повстанческие мечи «гусиное перо», проводил собрания и принимал новых членов. Он все видел, но оставался невидимым, копил силы и ждал своего часа. Он был окутан тайной, о его рождении ходили легенды.
Всего имеется восемь различных версий и дат возникновения «Триады». Последнее объясняется глубокой конспирацией и таинственностью, окружавшими все связанное с этим союзом. Документально обоснованная и наиболее достоверная версия относит создание «Триады» к году Мыши (1768), или 32-му году правления императора Хунли (1735-1795). Первое название «Триады» было «Союз Неба и Земли». Его приверженцы почитали Небо в качестве «отца», а Землю - в качестве «матери». Династия Мин происходила от этих «родителей» и поэтому имела «истинный Мандат Неба», т.е. законное право на владение Поднебесной империей, чего не было у узурпаторов-маньчжуров. Название «Триада» означало взаимодействие Неба, Земли и Человека и вытекающий из этого триединства законный источник власти. Данная символика заключалась и в другом наименовании союза - «Общество Трех точек» («Саньдяньхуэй»).
В уставе «Триады» говорилось: «Учение Трех точек есть тайная доктрина смены династий». Отсюда главная цель союза - реставрация власти дома Чжу, т.е. империи Мин. С изгнанием маньчжуров и утверждением на «драконовом троне» императора-китайца «Триада» связывала наступление счастливого будущего. Тогда «снова наступит Великий Расцвет», «воцарится Всеобщий Мир», «Поднебесная вновь познает радость», «наступит Великое Благоденствие». Главным лозунгом «Триады» был «Свергнем Цин, возродим Мин!», т.е. восстановление национального суверенитета Китая, освобождение родины от чужеземных завоевателей.
«Триада» не признавала ни династии Цин, ни правительства в Пекине, ни местных властей. Цинского суда для членов союза не существовало - выступать на нем даже в качестве свидетеля считалось позором, они судили собственным судом. Иными словами, тайное общество являлось не только подпольной боевой организацией, но и как бы «государством в государстве». Хотя «Триада» отвергала все маньчжурское и официальное, ее «братья» могли состоять на государственной службе, но при обязательном сокрытии своей принадлежности к союзу. Это было особенно опасным для цинского режима, поскольку создавало в его лагере сеть вражеских разведчиков-осведомителей, которые поставляли «Триаде» ценную оперативную информацию.
«Триада» не имела вертикальной многоярусной централизованной структуры. Напротив, она представляла собой сумму горизонтальных, однородных, по сути автономных ячеек. Союз представлял собой не «дерево», растущее ввысь у всех на виду, которое можно свалить под корень одним ударом, а «траву», стелющуюся по бескрайним просторам. Власти могли уничтожить одну-две ячейки, проваленные или случайно обнаруженные, но всю сеть низовых организаций раскрыть было невозможно. Они выживали даже в случае обнаружения местной ложи. Благодаря этому «Триада» не только сохранялась как величина постоянная, но и росла вширь.
Все члены «Триады» делились на ранги. Каждый из рангов имел свои собственные функции и образное наименование - своего рода должность и чин. В этой строгой иерархии военный советник («белый веер») стоял выше экзекутора («красная дубинка»), а тот - намного выше простого разведчика («соломенные сандалии»). В свою очередь, руководство подразделялось на пять рангов и имело большую власть над рядовыми членами. Местной ложей руководил «голова дракона», ниже стоял «владыка благовоний». Вожаки выступали в качестве высших авторитетов, старейшин, арбитров, судей и боевых командиров.
Особенно сильны позиции «Триады» были в городах, где в ее ряды вступали ремесленники, мелкие торговцы, матросы, контрабандисты, грузчики, лодочники, кули, нищие и другие представители низов. Для маргиналов «Триада» зачастую служила последней опорой в жизни, якорем спасения, источником надежды. Союз притягивал к себе бедноту, поскольку выдвигал, правда в туманной форме, ряд привлекательных идей - социальной справедливости, равенства и взаимопомощи. Организации зачастую служили их членам и местному населению защитой, сдерживающей силой против крайнего произвола чиновников. Антиманьчжурские лозунги приводили в «Триаду» и оппозиционно настроенных богатых людей. На их взносы и пожертвования членам союза оказывалась материальная помощь, закупалось оружие, покрывались расходы на текущие нужды организации.
Внутри союза действовал жесткий распорядок. Богатые и состоятельные «братья» платили взносы. Все члены общества должны были являться на тайные собрания или по вызову вожаков, неукоснительно выполнять приказы и распоряжения, сохранять полную боевую готовность, соблюдать бдительность и конспирацию. О членстве «брата» в союзе не должны были знать даже его ближайшие родственники. Разглашение тайны, измена, дезертирство и отступничество карались смертью. Для предотвращения крупных провалов местные организации делились на «пятерки». Рядовой ее член даже под пыткой мог выдать только четверых. «Триада» уничтожала потенциальных доносителей из местного населения и наиболее опасных своих врагов. Благодаря искусной конспирации члены союза, как правило, оставались неуловимыми. Для связи применялись условные обороты речи, едва заметные жесты, особая манера складывать пальцы, держать палочки для еды, ставить плошки с пищей на столе. Для непосвященных были непонятны тайные пароли, условные знаки, специфический жаргон и особые приемы тайнописи. Собрания ячеек или «пятерок» происходили в глубокой тайне, чаще всего по ночам.
Члены «Триады» воспитывали в себе дух героизма, самопожертвования и преданности общему делу. «Нам следует закалять в себе отвагу, готовясь ко дню мщения», - говорилось в установлениях союза. От «братьев» требовалась умеренность в еде, запрещались пьянство, азартные игры и посещения публичных домов, ибо эти пороки ослабляли стойкость и боевую готовность. Разрешалось лишь курить табак. Вдали от посторонних глаз члены союза овладевали «военными искусствами» (ушу) - занимались фехтованием и упражнениями с мечом и пикой, а также изучали мастерство рукопашного боя и нанесения ударов ногами. «Военные искусства» в сочетании с магическими ритуалами, талисманами, заклинаниями и амулетами создавали веру в «неуязвимость» перед врагом. «Братья» тайно изготовляли и покупали оружие, делились на боевые группы и отряды во главе с командирами, строго следившими за соблюдением дисциплины. В нужный момент конспиративная организация превращалась в боевую дружину или ряд вооруженных отрядов. Во время восстания бойцы «Триады» надевали на головы красные повязки или алые тюрбаны, подпоясывались красными кушаками, к одежде прикалывали банты того же цвета или клочки кумача.
Наступил год Овцы (1787), время первой пробы сил. Действовавшая под названием «Союз Неба и Земли» «Триада» подняла восстание на Тайване. «Братьями» руководили глава сельской дружины самообороны Линь Шуанвэнь и деревенский богатей Чжуан Датянь. Первый был провозглашен правителем острова (девиз - Небесное предопределение - Тяньюань), а второй - главнокомандующим. Из руководителей союза были избраны чиновники, создан госаппарат, восстановлены порядки и обычаи династии Мин. Только через год, перебросив на Тайвань более ста тысяч солдат, маньчжуры с большим трудом смогли по частям разгромить силы повстанцев. Обоих лидеров в клетках доставили в Пекин, и там они сложили головы на плахе. В уголовном кодексе Цинской империи появилось строжайшее запрещение «Триады», а принадлежность к ней каралась смертной казнью или пожизненной ссылкой с отбыванием каторжных работ. Однако уже ничто не могло напугать или парализовать этот боевой союз. Во всех ложах и ячейках их главы произносили ритуальную речь: «Мы, единые и в радости и в горе, посвятили себя возрождению династии Мин, происходящей от Неба, Земли и всего сущего. Мы посвятили себя уничтожению бандитов-варваров и ожидаем истинного повеления Неба. Как только народ начнет проявлять неповиновение, это будет знак, данный нам Небом, что должна быть восстановлена династия Мин, а бандиты-варвары - уничтожены. Все те, кто хочет возродить династию Мин, отомстить за наши обиды, смыть наш позор и установить всеобщий мир, пусть получат титулы... и их потомство пусть процветает во всех поколениях!» Вооруженное братство готовилось ко «дню мщения».

Источник: Бокщанин А.А. Лики Срединного царства : Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / А.А. Бокщанин, О.Е. Непомнин ; Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 2002. - 430 с.

патриотизм, история, Китай

Previous post Next post
Up