Мф.17:1-9 «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»
В этой удивительной библейской истории мы встречаем 7 действующих лиц, которые воплощают в себе всю историю человеческую. Ветхий Завет представлен Моисеем (закон) и Илией (пророк). Новый Завет олицетворяют Иисус (Сын Божий и Сын Человеческий), а также Петр, Иаков и Иоанн (Церковь). И незримо над всеми находится Бог-Отец, чей голос звучит из облака. Число 7 - символ божественной полноты и гармонии.
«И возвел их на гору высокую одних…»
Многие библейские события происходят на горе. Достаточно вспомнить события из жизни Иисуса: искушение в пустыне, когда сатана возвел Его на гору высокую и показал все царства земли; Нагорная проповедь; гора преображения; гора вознесения. Часто Иисус уходил ночью на гору помолиться…
Кроме реального смысла из всех этих эпизодов можно извлечь и символический смысл: для того, чтобы постичь какие-либо истины, нужно «подняться на гору», т.е. оторваться от обыденности, приподняться над повседневной суетой.
В приведенном выше отрывке не сказано, что это была за гора. Большинство исследователей Библии сходятся на том, что это была гора Фавор - гора, заросшая вереском, оливковыми деревьями, дубами; гора, с которой открывается прекрасный вид.
Накануне своих страданий Иисус возводит на эту гору самых близких своих учеников, чтобы увиденное укрепило и ободрило их.
Там, на горе Фавор, ученики встречают Моисея и Илию. Почему именно их?
Во-первых, как уже было сказано, они олицетворяют собой ветхозаветную историю народа израильского - «закон и пророки».
Кроме того, Иисуса, Моисея и Илию объединяет 40-дневный пост.
Мф.4:1-2 «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал»
Исх.24:12-18 «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди… И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай;… и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей»
Когда Илия скрывался от преследования Иезавели, и у него началась жуткая депрессия, так что он искал смерти, Ангел Господень подкреплял его. В итоге Илия отправляется на встречу с Богом.
3 Цар.19:8 «И встал он, поел и напился, и подкрепившись той пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива»
Оказывается, гора Синай и гора Хорив - это одна и та же гора. Об этом свидетельствует Второзаконие:
Втор.4:9-13 «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, -
10 о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих.
11 Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак.
12 И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас;
13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях»
Удивительно, что Илия приходит к той же горе, где Бог дал народу израильскому Свой завет (10 заповедей), и жалуется Богу:
3 Цар.19:10 «возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее»
Бог показывает Илии последствия всего этого: сильный ветер, землетрясение, огонь, но затем добавляет, что не в этом Господь: «после огня веяние тихого ветра» (3 Цар.19:12). Это можно расценить как пророчество о приходе Иисуса Христа, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42:3). И это «веяние тихого ветра» почувствовали ученики на горе Фавор. Они ощутили его всем своим естеством: «Господи! хорошо нам здесь быть».
Да, можно сказать, что своя «гора преображения» была и у Моисея, и у Илии. Но какой контраст мы видим в этих случаях по сравнению с преображением Христа…
3 Цар.19:13 «Илия закрыл лицо свое милотью своею» (милоть - одежда из овечьих шкур)
Исх.34:29-35 «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что [Бог] говорил с ним.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему.
31 И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними.
32 После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае.
33 И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало.
34 Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было.
35 И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним»
Мы видим, что общение с Богом в Ветхом Завете вызывало сияние, которое приводило в страх и трепет окружающих людей, так что лицо приходилось покрывать. Ученики же Христа, видя преображенного Иисуса, находились в радости и покое. Возможно, Иисус предстал перед своими учениками хотя и в просветленном образе, но не во всей Своей славе. Когда позднее Савл встретился в пустыне с Иисусом, то Он сиял так, что затмил своим блеском солнечный свет, и Савл ослеп на три дня. Но на горе Фавор ученики находятся в состоянии радостной эйфории, и только голос Бога Отца выводит их из этого состояния: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в страхе падают на свои лица, но после того, как Иисус успокаивает их, мы читаем: «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса».
Таким образом, закон и пророки уходят, чтобы дать место Новому Завету, основанному на крови Иисуса Христа.
Мф.17:9 «И когда сходили они с горы…» Как важно, что Иисус не остался на этой горе, не вознесся с нее, но оставил славу Свою, чтобы разделить судьбу заблудшего рода человеческого. Позднее Он вознесся во славе, пройдя через голгофские страдания, и подарив спасение каждому, кто готов принять Его бесценный дар.
2 Кор.3:6-18 «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, -
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы [последующего].
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»
Как важно не позволить покрывалу мертвой обрядности скрыть от нас Истину Распятой Божественной Любви. Как важно, чтобы праздник Преображения Господня стал и праздником нашего личного преображения в образ Христов.
С ПРАЗДНИКОМ !