РАСКАЯНИЯ в ТОМ не БУДЕТ у МЕНЯ

Feb 19, 2017 10:01

1Кор.15:51-57 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
56 Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»
Эти вдохновенные слова Апостола Павла в очередной раз напоминают нам о том, что в Иисусе Христе мы с вами имеем драгоценный подарок от Бога - победу над тлением, над грехом, избавление от вечного наказания. В этих словах мы находим твердое основание нашей надежды на будущее воскресение и жизнь вечную в обновленном теле. В центре этого отрывка Павел ссылается на древнее пророчество, заключенное в словах: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Эти слова обращены к смерти и аду - поверженным врагам человека, который оставил своего Творца и впал в самоволие, непослушание Его воле. Грехопадение повлекло за собой смерть и привело к реальной возможности человека оказаться в аду. Образно говоря, грешный человек медленно сползал по скользкой поверхности в чрево преисподней, не имея возможности зацепиться за что-либо и спастись. Должно было произойти что-то особенное, чтобы остановить этот процесс. И Бог подарил всем людям этот необычный, нереальный, фантастический шанс - рождение, смерть и воскресение Сына Божия, Который взял на Себя все наши грехи. Слава Ему за это!
Но обратимся к первоисточнику, к тому пророчеству, на которое ссылается Павел.
Ос.13:14 «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня»
Какие сильные слова! И эти слова зазвучат еще более удивительно, если мы посмотрим на контекст 13-й главы Книги пророка Осии. В этой главе Бог обличает Свой народ в том, что он оставил Бога, погряз в идолопоклонстве. Его избранный народ сотворил себе литых истуканов, повергается перед ними и лобызает их. И вот, несмотря на все это, Бог обещает великое избавление. И в завершение Своих слов Бог провозглашает: «Раскаяния в том не будет у Меня».
Правда, некоторые богословы заявляют, что в этом стихе Бог говорит не об избавлении, а об окончательном уничтожении своего неверного народа. Якобы, первую часть стиха следует переводить вопросительно. Бог как бы вопрошает: «неужели Я искуплю их от власти ада? Неужели избавлю от смерти тех, кто пренебрёг Мною?», а во второй части стиха Бог призывает смерть и ад использовать всю свою силу для уничтожения Израиля. И в словах «раскаяния в том не будет у Меня» заключена мысль о незыблемости, окончательности сурового приговора. Однако такое толкование является в корне неверным. Подобное понимание противоречит тому, что мы знаем о Боге. Да, в Ветхозаветные времена Бог неоднократно обличал Свой народ, наказывал, но всегда давал надежду на прощение и избавление. Бог открывается нам, с одной стороны, как «огонь поядающий», но с другой стороны - как Тот, Кто «не до конца гневается и не вовек негодует», и «любит миловать». Кроме того, как мы с вами увидели в начале, Павел ссылается на эти слова в контексте избавления, спасения, которое мы имеем в Иисусе Христе! Именно так и следует понимать данные слова.
Но давайте поразмышляем над этими словами Бога: «раскаяния в том не будет у Меня». Мысль о возможности раскаяния Бога довольно интересна. Получается, что Бог, как и человек, может раскаиваться в определенных решениях и поступках?
Вопрос раскаяния Бога довольно непростой. Для некоторых он даже служит серьезным камнем преткновения. Ведь в чем суть раскаяния? Суть в том, что кто-то совершает поступок, до конца не осознавая всех его последствий, и когда эти последствия наступают, то человек говорит: «лучше бы я этого не делал». Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по-другому, лучше, более правильно. Но Всемогущий и Всеведущий Бог разве не предвидел того, в чем Он позднее раскаялся? Разве Бог может поступить неправильно? Кроме того, Слово Божье открывает нам, что Бог не изменяется (Малах.3:6). Но если Он может раскаиваться, то значит, что-то в Нем при этом меняется?
В Ветхом Завете упоминаются некоторые случаи, когда Бог говорит о Своем раскаянии.
Быт.6:5-6 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем»
Слово «раскаялся», употреблённое здесь по отношению к Богу - один из примеров так называемого антропоморфизма, т.е. использование при описании действий, эмоций, реакций Бога человеческих понятий. Например, псалмопевец взывает к Богу, говоря: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда» (Пс.43:24). Понятно, что Бог не дремлет и не спит, Он не имеет потребности во сне, но здесь для описания того, что, по мнению человека, Бог медлит, не торопится избавить своих страдающих детей, используется антропоморфизм. Богу приписываются качества, присущие человеку. Вроде бы Бог уснул и не видит, как страдают его дети, и не слышит их воплей.
Точно так же обстоит дело и со словами «раскаялся Господь, что создал человека на земле». Это выражение передает глубокое разочарование, скорбь Бога о растлении мира, о состоянии человека, созданного по образу и подобию Его. Богу больно видеть, до чего себя довел грешный человек, как он мучается сам и мучает других. В Послании к Римлянам Павел говорит: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:22). Грехопадение человека привело к тому, что страдает все живое. И Бог не может спокойно на это смотреть.
Вот еще один подобный случай:
1Цар.15:7-11 «И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом;
8 и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом.
9 Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили.
10 И было слово Господа к Самуилу такое:
11 жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил»
Когда народ Божий захотел, чтобы и у них был царь, как и у прочих народов, пророк Самуил по слову Божию помазал Саула на царство. Саул был высок ростом, на голову выше других израильтян. Внешне он идеально подходил на должность царя. Но в сердце Саула не было абсолютного послушания воле Божьей. Первый раз он преступил волю Божью, когда не дождался Самуила и самовольно принес жертвоприношение Богу. Второй раз Саул проявил непослушание, когда не истребил все, что было у амаликитян, а сохранил лучших овец и волов. И тогда Бог сказал: «жалею, что поставил Я Саула царем». И немного ниже сказано:
1Цар.15:35 «И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем»
Как все это сообразуется с тем, что Сам Бог сказал о Себе: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Малах.3:6) ? Нет ли в этом противоречия, что, с одной стороны, в Библии сказано, что Бог не изменяется, а с другой - говорится, что Бог раскаялся, передумал, отменил Свое решение? Конечно же, в этом нет никакого противоречия. Бог неизменен в Своей сущности, Он есть свет, Он есть любовь, Он всемогущ и всеведущ, и все эти качества Бога принадлежат Ему вечно и неизменно. Бог также неизменен в Своем слове, в Своих обещаниях и в Своих намерениях. Но в то же время, Бог - это не какая-то бездушная сила или энергия, как некоторые Его воспринимают. Часто люди, исходя из такого неверного понимания Бога, полагают, что они могут манипулировать Им. Достаточно совершить определенные действия в определенном порядке, и Бог автоматически даст мне то, что мне нужно. И это в корне неверно. Бог - Личность, обладающая всеведением, и Он способен реагировать не только на наши слова и действия, но и на изменения нашего внутреннего состояния. Он может отменить наказание, если видит, что человек искренне раскаялся и перестал грешить. Но Он также может и, условно говоря, «отменить благословение», наказать того, кто, называя себя Его сыном или дочерью, продолжает жить в грехе. Он может скорбеть и радоваться, видя наши изменения к худшему или к лучшему, оставаясь при этом неизменным Богом. И в этом нет никакого противоречия.
Чтобы проиллюстрировать еще один аспект мысли о раскаянии Бога, можно привести такой пример. Предположим, человек отморозил ногу, в результате чего у него образовалась гангрена. Хирург, желая, чтобы человек обошелся минимальными потерями, ампутирует у него ступню. Однако оказалось, что гангрена поднялась выше, и теперь придется удалить всю ногу. Хороший хирург будет чувствовать раскаяние в том, что он не смог обойтись минимальными средствами и ему пришлось прибегнуть к более радикальным действиям. Подобным образом может испытывать раскаяние и Бог, когда Он видит, что человек не принимает к сердцу легкое наказание, не желает исправиться и продолжает грешить, и Богу приходится применять более сильные средства для его исправления. Гангрена греха поднялась выше и захватила новые территории в душе человека. Виноват в этом не Бог, виноваты мы. У Бога есть множество способов воздействия на человека, и Он не желает причинять нас чрезмерную боль. Но из-за нашего упрямства, из-за нашей гордости Ему приходится переходить к более радикальным средствам, чтобы душа была спасена. И это наполняет сердце Бога сожалением, скорбью, которую условно можно назвать раскаянием.
Но вернемся к пророку Осии.
Ос.13:14 «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня»
Это удивительная и вдохновляющая истина, которая заключается в том, что решение Божие об искуплении нас с вами непреложно. Бог может раскаяться в чем-то ином, но что касается спасения, избавления падшего человека от смерти и ада - в этом не будет у Него никакого раскаяния. Несмотря на то, какой дорогой ценой Ему досталось наше искупление, несмотря на то, что мы не всегда достаточно ценим то, что сделал для нас Иисус, несмотря на то, что мы часто причиняем Ему боль своим непослушанием и непостоянством - Бог вовек не раскается в том, что Он по Своей великой любви и милости в Иисусе Христе подарил нам вечное спасение.
Эта великая истина должна наполнить наше сердце благодарностью. И эта благодарность должна вызывать у нас не только слезы умиления (хотя и это хорошо). Эта благодарность должна иметь определенное практическое выражение, заключающееся в нашем освящении, желании соответствовать тем ожиданиям, которые имеет о нас Бог. Некоторые христиане говорят о том, что человек не может потерять спасение. Многих это расхолаживает. Если спасение мне гарантировано, то я могу особо не стараться. Тем более что «[помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). И много других подобных мест можно вырвать из контекста и говорить, что раз Бог нам гарантировал спасение, то мы можем расслабиться. Но это в корне неверно. Наши отношения с Богом строятся не на основании Его односторонних обещаний, а на основании завета. Даже Библия в целом состоит из Ветхого завета и Нового завета. Слово «завет» означает соглашение, завещание, обетование. Бог дает нам определенные обещания, но и выдвигает определенные условия. И Он говорит, что при соблюдении этих условий Он гарантирует нам прощение, спасение, жизнь вечную и т.п. Но во все этом есть и наша ответственность. Вот как об этом говорит Павел:
Евр.10:16-27 «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и [имея] великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников»
Здесь очень четко сказано, что Бог верен своим обещаниям. Мы имеем от Него завет, скрепленный кровью Иисуса Христа. Но если человек произвольно грешит, он тем самым отделяет себя от Бога, и уже не остается жертвы за его грехи. Он нарушил условия завета, и теперь завет на него не распространяется. Только путем искреннего покаяния можно восстановить действие этого завета на себя.
Итак, дорогие братья и сестры, Господь сегодня призывает нас принять разумом и сердцем мысли, высказанные, в частности, пророком Осией и апостолом Павлом. Осия говорит: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня». Павел утверждает, что это искупление и избавление мы имеем в Иисусе Христе. Однако Павел также обращает наше внимание на то, что «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15:54). Поскольку мы еще не облечены в бессмертное тело, то нам нужно проявлять бдительность.
Итак, будем благодарны Богу за Его неизреченный дар спасения, в котором Он вовек не раскается. Но вместе с тем будем внимательны, чтобы оставаться Ему верными, чтобы в определенный Богом момент встретиться с Ним и с теми, кого мы любим, чтобы пребывать с ними во веки веков. Аминь.

обещание, жизнь вечная, искупление, Бог, Христос, грех, верность, раскаяние

Previous post Next post
Up