И чтобы вам увериться, что без разбора хвалить все и прославлять за все, свойственно не другу, но обманщику, (вот что) говорит Бог: "вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили" (Ис.3:12). Итак, не люблю врага и тогда, как он хвалит (меня); люблю друга, и когда он упрекает. Тот, хоть и целует меня, противен; этот, хоть уязвляет меня, любезен: поцелуй того подозрителен, рана от этого есть признак заботливости (его обо мне). Поэтому некто говорит: "Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего" (Притч. 27:6). Что говоришь? Раны лучше поцелуев? Да, говорит, потому что смотрю не на качество того, что делается, но на расположение делающих. Хочешь узнать, как это "искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего"?
- Облобызал Господа Иуда (Мф.26:49), но его лобзание проникнуто было предательством, в его устах скрывался яд, его язык полон был лукавства. Уязвил Павел коринфского развратника, но за то и спас. А как, скажешь, уязвил? Предавши его сатане: "предать", говорит, "сатане во измождение плоти" - для чего? "чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.5:5). Видел ты раны спасительные? Видел лобзание предательское? Так-то "искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего". Это усмотрим не только на людях, но и на Боге, и на диаволе. Тот - друг, а этот - враг; тот - Спаситель и Промыслитель, а этот - обольститель и зложелатель. Но этот облобызал некогда, а тот уязвил. Как же этот облобызал, а тот уязвил? Один сказал: "будете как боги" (Быт.3:5), а другой: "прах ты и в прах возвратишься" (ст.19). Кто же принес больше пользы, тот ли, который сказал: "будете как боги", или тот, который сказал: "прах ты и в прах возвратишься". Один грозил смертью, другой обещал бессмертие; но обещавший бессмертие выгнал и из рая, а грозивший смертью возвел на небо. Видишь, как "искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего".
Источник: Иоанн Златоуст. БЕСЕДА III к упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, - что эта перемена произошла с ним, не по принуждению, но по свободной воли его; И на слова: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня? " (Деян.9:4).