ВОЗВЫСИЛОСЬ СЕРДЦЕ ЕГО

Oct 09, 2016 10:01

2Пар.17:3-6 «И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов,
               4             но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян.
               5             И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы.
               6             И возвысилось сердце его на путях Господних…»
Перечитывая 2-ю книгу Паралипоменон, я наткнулся на эти последние слова, которые показались мне довольно необычными. Когда обычно речь идет о возвышении сердца, то имеется в виду гордость, надменность и превозношение, которые переполняют сердце человека. Как сказано у пророка Иеремии:
Иер.5:26-28 «Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей.
               27           Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели,
               28           сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда»
Вот такую характеристику дает Бог сердцу превознесенному, которое возвысилось в своей самооценке, в своем самомнении, в своей гордости. Есть я, весь такой из себя, и остальные людишки, которые не заслуживают моего внимания. Вся слава принадлежит мне. Мое имение - это моя заслуга. Помните, как однажды заявил вавилонский царь Навуходоносор:
Дан.4:26-27 «По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне,
27           царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!»
И даже мудрейший царь Соломон, при всей своей мудрости, не избежал подобного рода самооценки. Его отец, царь Давид, собрал множество золота и строительных материалов для строительства храма, на постройке этого храма трудились тысячи людей, а при освящении храма Соломон обращается к Богу со словами:
3Цар.8:13 «я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки»
Всю славу за строительство этого храма Соломон присвоил себе, и по сей день этот храм называют храмом Соломона.

Но у Иосафата все было по-другому. Его сердце возвысилось не в свою славу, а во славу Божию. В чем это проявилось? Давайте сегодня обратим внимание на три важных момента.
2Пар.17:7-9 «И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ,
               8             и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамофа и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников.
9             И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ»
Какие выводы мы можем сделать из этого отрывка? Во-первых, царь окружил себя достойными людьми. Не такими, как это часто бывает, когда царедворцы более всего обеспокоены тем, чтобы съесть что-то повкуснее и выпить покрепче. «Он послал князей своих», т.е. близких ему, приближенных, которым он доверял, чтобы они учили народ закону Божию. А если они призваны учить закону других, значит, они сами в нем утверждены. Во-вторых, царь озабочен тем, чтобы народ, которым он призван руководить, был наставлен в законе Господнем. В этом проявляется его здравое, зрелое мышление как государственного мужа. Он понимал, что если народ будет научен закону Божию, то многих проблем можно будет избежать.
2Пар.19:4-9 «И жил Иосафат в Иерусалиме. И опять стал он обходить народ [свой] от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу, Богу отцов их.
               5             И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи в каждом городе,
               6             и сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и [Он] с вами в деле суда.
               7             Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства.
               8             И в Иерусалиме приставил Иосафат [некоторых] из левитов и священников и глав поколений у Израиля - к суду Господню и к тяжбам. И возвратились в Иерусалим.
               9             И дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем»
Здесь мы видим следующий важный момент: царь озабочен утверждением правосудия в своем государстве. Он собирает судей и внушает им, чтобы они судили справедливо, со страхом Божиим, без лицеприятия, без взяточничества, в рамках закона. Основа основ любого государства - это разумные законы и справедливый суд. Если этого нет, то рано или поздно такое государство ждет погибель.
2Пар.20:1→ Военное вторжение и реакция Иосафата.
2Пар.20:3 «И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее»
Царь не стал искать сильных союзников за границей, не объявил всеобщую мобилизацию, чтобы противопоставить войскам завоевателей свое сильное войско. Он понимал, что главный его союзник - это Господь.
2Пар.20:6→ Иосафат молится, и в конце концов совершает еще нечто необычное:
2Пар.20:21 «И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!»
Такого не было со времен взятия Иерихона, когда народ Божий обходил вокруг неприступной крепости с ковчегом и музыкальными орудиями. Но тогда сам Господь дал такое повеление, а в этом случае Иосафат принимает такое решение по своему внутреннему расположению. Вот что значит - иметь возвышенное сердце на путях Господних!
И после этого настала великая победа (2Пар.20:22-24)
Мы рассмотрели один из тех редких случаев, когда богатство и слава не приводят к гордыне, а возвышают сердце человека на путях Господних. В случае с царем Иосафатом это проявилось в трех моментах: 1) всенародное изучение закона Божия, Его заповедей; 2) утверждение правосудия в государстве, назначение на должность судьи людей, имеющих страх Божий; 3) пост и молитва как главное оружие против завоевателей. Не правда ли, эти три момента очень актуальны и для нашей страны? Очень важно для нас сегодня, чтобы власть имеющие окружали себя достойными людьми, знающими заповеди Божии и могущими других научить. Чтобы в законе Божием были наставлены все люди, от малого до великого. Чтобы суд был местом, где человек мог бы защитить свои права, а не вынужден отдать последнюю рубашку. Чтобы перед лицом войны глава государства искал себе союзников не в Европе или Америке, а поднял глаза к небу и призвал в союзники Бога. В этом видится залог успеха нашего государства. Но вместо этого мы видим огромные деньги, которые тратятся на предвыборную агитацию, на политтехнологов, на подкуп избирателей. Мы видим лукавство и желание любым способом прорваться во власть, а у тех, кто уже во власти, главным желанием остается - во что бы то ни стало сохранить свою власть.
Но и это еще не все. Эти три момента, о которых мы сегодня с вами говорим, очень важны и для каждого из нас, в нашей личной и семейной жизни.
1) Слово Божье должно быть для нас на первом месте, мы должны не просто время от времени его читать, а смаковать его, насыщаться им, иметь голод по слову Божию. Мы должны также наставлять детей наших в Слове Божием. Помните, как сказано в Притчах: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Пр.22:6). Слово Божье воздействует на нас не только на информационном уровне, оно глубоко действует на духовном уровне. Читая Слово Божье, мы возрастаем в вере, в познании Господа, нам открываются духовные истины, мы проникаем в то, что ранее для нас было сокрыто. Это - не просто чтение, это - духовный труд, в котором важны постоянство, правильный настрой, искренне желание. Но даже если пока нет особого желания, важно заставлять и дисциплинировать себя. Иногда, чтобы спасти человека, ему ставят капельницу. Когда мы слушаем проповедь, мы, говоря образно, находимся под капельницей, нас кормят принудительно. Но мы не можем нормально развиваться, если будем питаться только от капельницы. Мы должны перейти к твердой пище, к личному общению с Богом.
2) нам необходимо правильное отношение к суду. Иисус в Нагорной проповеди сказал:
Мф.7:1-2 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить»
В этом заключается наша ответственность, наш правильный выбор. Никого не осуждать, судить прежде всего самого себя. Прежде чем провести хирургическую операцию по удалению сучка в глазе брата нашего, нам следует извлечь бревно из собственного глаза. Мы не знаем всех обстоятельств жизни других людей, мы не в состоянии правильно оценить мотивы тех или иных поступков, от нас сокрыта предыстория тех или иных событий. Будем судить прежде всего самих себя.
3) пост и молитва должны быть для нас главным орудием победы в любых жизненных ситуациях. У нас проблемы в семье - пост и молитва. У нас проблемы на работе - пост и молитва. Со здоровьем не ладится - пост и молитва. Мы не можем простить кого-то - пост и молитва. Против нас кто-то затаил злобу - пост и молитва. Что бы ни произошло в нашей жизни, мы должны в первую очередь применять не плотское оружие, а духовное, двигаться в русле воли Божией и призывать Господа в наши помощники и союзники. Если Бог за нас - то кто против нас?
Итак, история царя Иосафата дает нам с вами много пищи для ума и духа. У царя иудейского возвысилось сердце на путях Господних. Это имело ясное и понятное проявление в его жизни. Пусть Господь благословит нас, чтобы независимо от обстоятельств нашей жизни наши сердца возвышались на путях, угодных Господу.

власть, Слово, христианство в действии, мудрость, молитва, сердце, правосудие, гордость, смирение

Previous post Next post
Up