В 1611 году мир Иоганна Кеплера рушился на глазах: в феврале заболели оспой трое детей и умер его любимец Фредерик. Ребенок умирал под топот иностранных солдат, разорявших Прагу. Вокруг бушевали бунт и эпидемия. Убитая горем Барбара вскоре подхватила тиф, занесенный в столицу солдатами, и в июле умерла.
Кеплер вновь попытался получить место профессора математики в Тюбингенском университете, став преемником ушедшего на пенсию старого ученого Местлина. Но лютеранские богословы отклонили его прошение: Кеплер отказался подписать «Формулу согласия» - вероисповедание лютеран. Там говорилось о телесном присутствии Христа в святых дарах на причастии. Но Кеплер не нашел подтверждения этому взгляду ни в Библии, ни в трудах отцов церкви. Он был обвинен в кальвинизме, а потому уже не мог считаться «братом во Христе». Таким образом, ученый так и не получил профессорской должности, которая помогла бы ему обрести финансовую стабильность.
В начале 1612 года Кеплер перебрался в Линц на должность провинциального математика. В Линце была большая лютеранская община. По приезде Кеплер обратился к своему новому пастору, Даниэлю Гицлеру, чтобы тот разрешил ему совершать таинство причастия. Он честно рассказал о своих богословских воззрениях на этот предмет, после чего Гицлер счел его «паршивой овцой» в стаде, запретил ему причащаться и исключил из лютеранской общины. Шесть лет спустя Кеплер вновь подал прошение о зачислении его на профессорскую должность в Тюбингенский университет. Ему снова было предложено подписать «Формулу согласия», иначе он не мог считаться членом лютеранской общины. Исключение из общины было для Кеплера большим горем, потому что он оказался «одиночкой», зажатым между двумя мощными религиозными институтами.
С помощью своих астрономических познаний Кеплер взялся разрешить некоторые хронологические загадки Евангелия от Луки. Например, как мог Квириний править Сирией во времена цезаря Августа? Пересмотрев греческие и римские хроники и сравнив их с еврейским и вавилонским календарями, Кеплер обнаружил в латинском календаре ошибку. Он вычислил, что на самом деле Иисус родился в 4 году до Р.Х., и написал работу в защиту Евангелия от Луки от нападок.
Единственным лучом света в те годы была женитьба на Сусанне Рейттингер, двадцатичетырехлетней сироте. Свадьба состоялась 30 октября 1613 года. Она принесла счастье в Дом Кеплера. Сусанна родила Кеплеру еще семерых детей, пять из которых умерли в раннем возрасте. Кеплера можно назвать заботливым отцом, который думал не только об образовании своих детей, но и об их религиозном воспитании. Он сам составил катехизис о церковных таинствах, который дети должны были учить наизусть.
Тем временем по обвинению в колдовстве в тюрьму попала мать Кеплера. Осенью 1617 года он отправился в Вюртемберг для ее защиты. В конце концов, ему удалось добиться ее освобождения. А в сентябре умерла первая дочь от второго брака, через несколько недель после возвращения в Линц в феврале 1618 года умерла и вторая.
В исследованиях Кеплер продвинулся на один шаг к открытию Божьего замысла. Какой задумал Землю Бог и как заставил ее двигаться? Чувство порядка и гармонии, столь свойственное Кеплеру, было неразрывно связано с его богословским восприятием Бога как Творца вселенной. Он многократно повторял, что геометрия и понятие количества вечны, как вечен и Сам Бог, а человеку дано познать их лишь потому, что он создан по Божьему образу.
Кеплер сыграл решающую роль в развитии современной науки. Без него прогресс астрономии шел бы гораздо медленнее. Когда Ньютон выводил свой закон всемирного тяготения, он начинал с законов движения Кеплера. …
В 1625 году император издал новый указ, согласно которому все протестанты должны были покинуть город или перейти в католицизм. Все книги, не соответствующие учению католической церкви, подлежали изъятию. …
В ноябре 1626 года Кеплер оставил Линц и со всей семьей и пожитками перебрался в Ульм, а немного позднее - в Саган (Силезия). В Сагане Кеплер чувствовал себя очень одиноко: шумные города были далеко. Не хватало церкви, церковных таинств. И снова в 1629 году рука контрреформации дотянулась до Кеплера: в Сагане протестантам было приказано или принять католичество, или оставить город. Страх охватил жителей: кто-то из друзей Кеплера сдался, кто-то был вынужден отправиться в изгнание. Все же несчастья ненадолго сменились радостью: весной 1630 года у него родилась дочка, а взрослая дочь Сусанна вышла замуж.
Города постоянно менялись: Грац, Прага, Линц и теперь Саган. В то лето шведы вторглись в Германию и двинулись к Силезии. Религиозная напряженность в Сагане нарастала. Императорская казна все еще должна была Кеплеру умопомрачительную сумму - 12000 гульденов, будущее казалось мрачным. В октябре 1630 года он отправился в Линц решить финансовые дела, чтобы потом попытаться убедить императора выплатить ему долг и отправиться на поиски нового покровителя. Кроме того, нужно было подыскать место для семьи на случай наступления шведских войск на Силезию.
2 ноября Кеплер на лошади пересек мост через холодный Дунай и въехал в Регенсбург, где остановился у друзей. Вскоре он тяжело заболел лихорадкой и впал в беспамятство. Его посетили несколько священников, которые так и не дали ему причастия, которого он был лишен столь долгие годы. Но Кеплер не держал на них зла: когда в момент просветления его спросили, в чем он видит свое спасение, он ответил: «Единственно в деяниях Иисуса Христа». Во Христе астроном нашел себе прибежище и защиту.
Около полудня 15 ноября 1630 года Иоганн Кеплер скончался. Его похоронили на кладбище церкви Святого Петра за стенами Регенсбурга, вдалеке от оставшейся в Сагане семьи. На простом памятнике выгравировали эпитафию, написанную Кеплером за несколько месяцев до смерти:
«Я небеса измерял,
ныне тени Земли измеряю.
Дух на небе мой жил,
здесь же тень тела лежит».
Три года спустя война захлестнула город - кладбище было разрушено. Но никто уже не мог помешать Кеплеру - он успел дать нам ключ к разгадке тайн вселенной.
В своем блестящем труде «Гармония мира» Кеплер говорит:
«О Ты, Который через свет природы побудил нас желать страстно света Твоего милосердия, чтобы открыть нам свет Твоей славы, благодарю Тебя, Создатель мой и Бог, за то, что дозволяешь мне удивляться Твоим творением и любить его. Я окончил теперь подвиг своей жизни, вполне уверенный, что Творец дал мне силу совершить его. Я поведал людям славу Твоих творений настолько, насколько мой ум мог понять их величественную бесконечность. Мои чувства обратились на отыскание истины; и, насколько возможно было для меня это, я отыскал ее со всею справедливостью и чистосердечием. Если я, ничтожный червь пред Тобою, рожденный во грехе, высказал что-нибудь противное Твоим благим намерениям, пусть Дух Св. внушит мне это, чтобы я мог то исправить. Если чудная красота Твоих творений возвысила мою душу, и если я искал славы между людьми по мере того, как подвигался в своем труде, предназначенном только для Твоего прославления, то прости мне по Твоей благости и милосердию и соделай, чтобы все мои произведения клонились к Твоей славе и способствовали бы благу людей. Славьте Господа, небесные гармонии, и вы, постигающие земную гармонию, славьте Его! Да прославляет душа моя Творца в продолжение всей моей жизни! Им и в Нем существует весь мир материальный и духовный, существует все, что мы постигаем, потому что много еще предстоит работы над тем, что мы оставляем не оконченным!»
* * * * *
Источники:
Хаммель Ч. Дело ГалилеяСкажи мне, кто твой учитель… Кеплер славил Творца // Вера и жизнь. - 1978. - №1 (16).