ИМПЕРАТОР СЮАНЬЕ

Aug 24, 2016 10:01

Знаменитый китайский император Сюанье был современником Петра Великого в России и Людовика XIV во Франции. Его сравнивали (и до сих пор сравнивают) с царем-преобразователем и с Королем-Солнце, ставя всех троих на одну доску. Однако, если у Петра I насчитывалось свыше 15 млн., а у Людовика XIV - более 20 млн. подданных, то Сюанье правил империей с населением свыше 130 млн. человек. О нем, как о образцовом монархе, с восторгом говорили жившие тогда в Китае европейские миссионеры. Именно в его правление началась «Эпоха процветания Канси-Цяньлун», воспетая китайскими историками. О нем много писали на Западе. Здесь его называют Канси (Процветающее и Лучезарное правление) по девизу царствования. Его превозносят и современники, и более поздние авторы. Сравнивают «эпоху Канси» с европейским Ренессансом…
Предстояла война с Московским государством за обладание бассейном среднего течения Амура. С созданием там русскими Албазинского воеводства обострились шедшие еще с 50-х годов XVII в. военные действия. Это создавало угрозу Маньчжурии - «священной родине» и «домену» династии Цин. По приказу Сюанье в 80-х годах вдоль северных границ маньчжурских владений была построена укрепленная линия - Ивовый палисад (Любянь) общей протяженностью более 900 км. Между Ивовым палисадом на юге и русскими владениями на севере лежали дикие леса, горы и реки, огромная необжитая и ничейная зона шириной от 500 до 1 тыс. км. После завоевания Тайваня Сюанье все внимание сосредоточил на борьбе с Московским государством. В течение нескольких лет он основательно готовился к схватке с русскими. Длительная упорная борьба за русскую крепость Албазин в 1685-1686 гг. привела к заключению в 1689 г. Нерчинского договора. Это был первый в истории договор Китая с западной державой. Правительство царевны Софьи вынуждено было отдать значительную часть Албазинского воеводства, срыть крепость Албазин и выйти из войны, договорившись с Пекином об общей границе в верхнем течении Амура. Численный перевес цинских войск оказался столь велик и очевиден, что от Сюанье не потребовалось ни личного присутствия, ни дипломатического мастерства. Конфликт с Московским государством он разрешил с позиции силы. Помимо бывших русских владений в Приамурье к Цинской империи отошла и огромная ранее ничейная буферная зона в Северной Маньчжурии. Цинский рубеж далеко продвинулся на север. Это был большой военный успех, закрепивший за Сюанье славу победоносного воителя.
Приверженец конфуцианства, Сюанье проявлял явную веротерпимость. Прекратив начатые при Обое гонения на христиан, богдохан эдиктом 1692 г. разрешил проповедь учения Христа, вернул из ссылки европейских миссионеров, сделав одного из них главой Астрономической коллегии. Вплоть до конца XVII в. иезуиты оставались доверенными советниками Сюанье, оказывая Китаю помощь в литье пушек, точных науках, переводах с западных языков и в дипломатии. Отношение богдохана к иезуитам стало особенно милостивым с 1693 г., когда они при помощи хины вылечили его от малярийной лихорадки. Сюанье ценил знания отцов-иезуитов, любил проводить время в ученых беседах с ними, открывал для них дворцовое собрание редкостей, а с одним из них - Ф.Вербистом в 1682-1683 гг. путешествовал по Южной Монголии. С неподдельным интересом и усердием Сюанье под руководством иезуитов изучал геометрию, тригонометрию, астрономию, естествознание, философию, физику и медицину. Сын Неба постигал «варварские науки», коих маньчжуры и китайцы не знали и демонстративно чурались. Император страстно любил учиться новому, хотя в европейских науках и искусстве мало преуспел. По приказу богдохана лучшие, с его точки зрения, европейские сочинения переводились на китайский и маньчжурский языки. В ряде случаев он сам просматривал перевод и исправлял его слог. В последнее десятилетие своего правления Сюанье даже организовал специальную группу молодых китайцев и маньчжуров, которым преподавали ученые-иезуиты. Эта группа под патронажем императора опубликовала коллективную работу - сводный труд по математике, европейскому календарю и музыке. Особое внимание миссионеры, естественно, обращали на проповедь христианства. Однако склонные к религиозному синкретизму китайцы-неофиты сочетали культы Христа и Конфуция с поклонением предкам. Миссионеры не раз обращались к Сюанье с просьбой запретить новообращенным сохранять китайские верования. Богдохан отклонил это явное вмешательство во внутренние дела Цинской империи, но они продолжали настаивать на своем. Разгневанный Сюанье принял жесткие меры - один из папских легатов умер в тюрьме, а другой был выслан из Китая. Тем не менее проповедь христианства Сын Неба не запретил. В Пекине и других городах миссионеры, в основном иезуиты и францисканцы, по-прежнему несли китайцам слово Божие и открывали церкви.
До Сюанье при цинском дворе следовали маньчжурскому похоронному обряду - тела правителей, членов их семей и высших сановников сжигали на ритуальном костре, а золу и кости в специальных фарфоровых урнах погребали в землю. Сюанье восстановил похоронный обряд династии Мин - тело Сына Неба в большом гробу помещали в усыпальнице, наполненной богатой утварью и драгоценностями, а поверх гробницы насыпали высокий могильный курган. Начиная с Сюанье маньчжурских императоров и их родню хоронили по китайскому обычаю.

Источник: Бокщанин А.А. Лики Срединного царства : Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / А.А. Бокщанин, О.Е. Непомнин ; Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 2002. - 430 с.

война, история, Китай, политика, история христианства

Previous post Next post
Up